Трудовые нормативы - система регламентированных затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работ и персоналом предприятия. Виды трудовых нормативов:
1. Нормы времени - вырабатывают необходимые или научно-обоснованные затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции;
2. Норма выработки - устанавливает необходимый объем производства продукции за соответствующий период рабочего времени;
3. Нормы обслуживания - характеризуют количество рабочих мест, размер, площади, поголовье животных, за одним человеком, группой;
4. Норма численности - определяет необходимое количество работников соответствующей категории для выполнения заданного объёма работ или обеспечения производственных процессов;
5. Нормоуправляемость: регламентирует число подчиненных работников у руководителя соответствующего подразделения предприятия;
Целью планирования и рационального использования ресурсов нормы выражают в формах затрат: 1. рабочего времени устанавливают величину затрат рабочего времени на выполнение единицы работы работниками.
2. рабочей силы определяют величину расхода физической и нервной энергии человека в единицу рабочего времени или на одно изделие.
Они служат основой для планирования показателей производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности.
Материальные нормативы – это важная составная часть планово-экономической нормативной базы предприятия, характеризующая величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции, выполнения работ и услуг с учетом действующих законов спроса и предложения.
К материальным нормативам, кроме рассмотренных норм живого труда, относятся нормы расходов предметов труда и средств производства.
Нормы затрат предметов труда определяют планируемую величину расхода основных материалов, топлива, электроэнергии и других затрат, необходимых для производства единицы продукции.
В состав нормы затрат материальных ресурсов входят обоснованные планово-расчетные величины полезного расхода сырья и материалов, а также обусловленные применяемой технологией и организацией производства отходы и потери материала.
Норматив затрат средств труда и производства определяет потребность предприятия в рабочих местах, производственной площади, технологической оснастке, инструментах и других основных фондов на выполнение установленного объема работ.
В состав материальных нормативов входят также нормы текущих, технологических и страховых запасов материалов, нормативы незавершенного производства, готовой продукции и др.
Планируемые запасы материалов должны обеспечивать бесперебойный ход производства.
Нормативы организации производства характеризуют оптимальное соотношение между основными элементами трудовых, технологических и производственных процессов, а также величины расхода экономических ресурсов в различных единицах измерения и динамику их движения по всем стадиям обработки и подразделениям предприятия.
15. Поясните, что называется жизненным циклом продукции. Опишите и перечислите этапы жизненного цикла продукции. Поясните какие существуют основные виды кривых жизненного цикла товаров.
В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособности продукции лежит концепция жизненного цикла продукции, которая описывает стратегию маркетинга, процессы производства и распределения продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конкурентов с момента поступления товара на рынок до его снятия с производства.
Жизненный цикл продукции включает в себя 4 основных этапа:
1) внедрение – создается рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны, качества, конкурентоспособности, цены продукции и многих других её показателей, определяющих желание потребителя приобрести товар.
2) рост – расширяется сбыт товара и возрастает прибыль от его продажи. Осуществляются необходимые модификации базовой модели продукта, разрабатывается планируемый диапазон цен, используется массовая реклама.
3) зрелость – сохраняются отличительные преимущества и стабилизируется объем продаж. В конце этой стадии происходит насыщение рынка данным товаром, возрастает конкуренция и снижается спрос.
4) спад – снижается количество продаж товаров и величина доходов. сокращается объем производства данного товара, а затем вообще прекращается выпуск продукции.
Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Гребешковая кривая", «Классическая кривая», "Кривая увлечения", "Кривая провала", "Кривая возобновления", "Сезонная кривая ".
- Кривая увлечения описывает товар, который получает быстрый взлёт и падение популярности. В течении одного сезона такой товар переживает все стадии жизненного цикла, от роста сбыта до его стремительного падения. Значительную прибыль получают продавцы, своевременно ушедшие с рынка, т. к. объём продаж резко падает. Пример такого ЖЦТ - игрушки "Тамагочи",
- "Классическая кривая". Такой вид ЖЦТ описывает популярный товар со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером здесь может служить продукция компании "Кока-Кола", которая долгие годы занимает лидирующее положение на рынке разных стран среди производителей прохладительных напитков, и тем самым позволяет производителям получать наибольшие прибыли
- "Сезонность" или повторный жизненный цикл имеет место, когда товар хорошо продаётся в течении периодов, разнесённых во времени. Это относится к товарам сезонного спроса. Например, спрос на тёплую одежду, обувь в несколько раз увеличивается осенью и зимой, и опускается до минимума в весенне-летний период.
- Кривая провала описывает товар, который вообще не имеет успеха на рынке и выражает неудачное появление товара на рынке.
- Возобновление. Эта кривая описывает товар, который считался устаревшим, однако вновь стал популярным. В качестве примера можно привести возобновление спроса на старые модели машин, мебели.
- гребешковая кривая состоит из последовательного ряда циклов, являющихся следствием открытия новых характеристик товара, новых способов его использования. Хорошим примером такого ЖЦТ служит нейлон: этот материал находит всё новые сферы применения (парашюты, чулки, бельё, ковровые покрытия и др.).