Основные положения нарративного подхода




Основные категории, мировоззрение и практики нарративного подхода

Основные положения нарративного подхода

Нарративный подход входит в плеяду постмодернистских практик психологической помощи, создан в 80-90 годы 20-го века Майклом Уайтом и Дэвидом Эпстоном. Мировоззренческое основание данного подхода опирается на идеи постмодернизма, социального конструктивизма и постструктурализма. Задача нарративной работы состоит в отделении человека от его проблемы («человек – это человек, а проблема – это проблема») и активизации авторской позиции клиента в отношении своей самости и своей жизни. Человек конструирует свою самость, когда повествует о своей жизни и придает ей смысл в процессе рассказывания историй. Нарративный практик не является экспертом в жизни клиента, он эксперт по тем вопросам, которые могут помочь человеку обнаружить и реализовать зону его ближайшего развития и пересочинить проблемно-насыщенную историю в новый, удовлетворяющий клиента нарратив. В нарративной теории отсутствует идея «нормы» и знания о том, каким человек или его отношения должны быть. Сам человек выступает автором своей истории и экспертом в своей жизни, только он может решить, что для него предпочтительно. Сотрудничая с человеком, психолог может помочь ему определится с предпочтениями, увидеть возможности, создать новую историю о себе и воплотить ее в жизнь.

Ключевые идеи нарративного подхода.

Во-первых, нарративная психология основывается на предположении о том, что опыт и поведение человека обладает (наделяется) значением и для того, чтобы понять себя и других людей, необходимо исследовать системы и структуры значений. Способность к рефлексии и интерпретации – уникальная характеристика человеческого сознания. При этом чувство собственной самости формируется через взаимодействия во взаимосвязи с другими людьми, средством же этого взаимодействия является язык. В нарративном подходе вместо согласованной и точно определенной самости «появляется открытая доска, на которой человек может писать, стирать и переписывать свою идентичность, к чему его стимулирует расширяющаяся и непоследовательная сеть взаимоотношений» (Кеннет Герген, 1991).

Во-вторых, в нарративном подходе язык является способом производства самой действительности, а время рассматривается как принцип организации действий. С этой точки зрения «настоящее» содержит в себе «прошлое» и «будущее» как части целого. А любую часть жизни можно не только «вспомнить» или «вообразить», но сколько угодно раз перепрожить с помощью нарративного перерассказывания. «Прошлое-настоящее-будущее» осмысливаются как текст, имеющий начало - середину - конец. Этот текст нарратор (рассказчик) может редактировать по своему усмотрению, задавая любую последовательность событий.

Итак, согласно нарративному подходу не существует единой, истинной или объективной реальности. Реальность у каждого человека своя и формируется она во взаимодействии с другими людьми и социальными институтами, с помощью знаковых систем (одна из таких систем наш язык). Смыслы, которые человек придает каким-то событиям и явлениям, делают одни вещи истинными и неоспоримыми, а другие совсем незаметными или фантастическими. Человек связывает осмысленные события между собой в некоторую последовательность или нарратив, который становится его реальностью. При этом некоторые события выпадают из линии повествования, и как будто перестают существовать. Социальная среда и ближайшее окружение оказывают сильнейшее влияние на интерпретацию реальности. Но в свою очередь, та интерпретация, которой станет придерживаться сам человек, повлияет на его взаимоотношения с людьми и социумом. Понимание событий жизни возникает из историй, которые люди рассказывают друг другу и самим себе. Одна и та же история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.

В каждой культуре существуют доминирующие представления о реальности, которые влияют на жизнь человека. Такие широко распространённые представления называются дискурсами.

Дискурс - это система слов, действий, правил, убеждений и общих ценностей. Любой дискурс задает какое-нибудь определённое миропонимание. Можно сказать, что дискурс - это мировоззрение в действии. Часто влияние дискурсов остается невидимым, а убеждения людей основаны на каких-то представлениях о «правильном устройстве вещей». Поэтому некоторые знания считаются «само собой разумеющимися», реальность «объективной» или «истинной», а не сформированной под воздействием доминирующих в культуре дискурсов.

В нарративной терапии психолог выявляет такие системы представлений о реальности (дискурсы), которые негативно влияют на жизнь клиента и поддерживают проблемные истории идентичности или отношений. Отнесение проблем к определённому дискурсу помогает увидеть людей отделенными от тех проблем, которые они испытывают. В то время, как некоторые теории помещают проблему внутрь человека или систему взаимоотношений между людьми, нарративная терапия размещает проблемы внутри дискурсов конкретного общества. Этот концептуальный сдвиг позволяет сделать влияние дискурса видимым. Те дискурсы, которые поддерживают существование проблемы, могут быть увидены, оценены и заменены на альтернативные, более подходящие человеку.

Идентичность рассматривается не как некая сущность, скрытая внутри индивида, а как нечто, что рождается и постоянно изменяется в контексте социальных взаимодействий социальных институтов, сообществ людей, формируется историческими и культурными силами.

Из этой позиции следуют и возможные цели нарративной практики. Отказавшись от претензий на истину и суждений о нормальной личности или функциональной семье, нарративная практика предлагает другие ориентиры:

1. Помощь людям в определении предпочитаемых способов, или предпочитаемых историй, жизни и взаимодействия с собой и другими;

2. Создание пространства для развития (богатого и насыщенного описания) предпочитаемых историй;

3. Поддержка людей в ощущении себя способным влиять на собственную жизнь, стать в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни;

4. Содействие ее воплощению человеком в отношениях с другими людьми, через объединение людей в сообщества заботы и поддержки.

Итак, основное намерение нарративного терапевта – сотрудничать с людьми в развитии новых предпочитаемых нарративов о них самих и мире, в котором они живут. Для этого нарративные терапевты слушают истории, которые рассказывают люди, и задают вопросы, приглашая людей прояснять понимание на каждом повороте беседы. Из этого намерения формируется не-экспертная и де-центрированная терапевтическая позиция специалиста, работающего с людьми в нарративном подходе.

«Не-экспертность» или «не-знание» - это сознательная установка профессионала, уверенность в том, что только сами люди, обратившиеся за помощью являются экспертами по проблеме, которая оказывает влияние на их жизнь. Поскольку, «реальность у каждого своя», то любые гипотезы о том, что такое «норма» или «патология» полезно осмысливать только в контексте личного жизненного опыта и предпочтений каждого человека.

«Де-центрированность» позиции терапевта в том, что он не нейтрален в процессе терапевтической работы. Взаимодействие с клиентом – двусторонний процесс, влияющий на его жизнь не менее, чем на жизнь того, кто пришёл к нему за консультацией. Это представление вытекает из постмодернисткого убеждения о том, что наблюдатель всегда влияет на наблюдаемое, а, следовательно, не может быть нейтральным. Позиция нарративного терапевта активна, но он не в центре внимания (иначе говоря, он «де-центрирован»). В фокусе внимания всегда оказываются темы, проблемы, идеи, смыслы, которые хочет рассматривать, исследовать клиент. Терапевт может открыто говорить о своей точке зрения на ситуацию, каждый раз уточняя, как это связано с темой клиента, и как была сконструирована его личная позиция. Он никогда не выставляет своё мнение как правильное или более подходящее, чем точка зрения клиента. Исходя из описанной терапевтической позиции, нарративные терапевты не стремятся выстраивать предположения о причинах возникновения проблемы или функциях симптоматического поведения в системе взаимоотношений, не стремятся провести терапевтические вмешательства для «нормализации» ситуации. Поэтому в работе нарративного практика используется большое количество вопросов. Вопросы лучше помогают сохранять приоритет опыта других людей перед опытом терапевта, чем интерпретации или утверждения. В нарративном подходе вопросы задают, чтобы порождать опыт, а не собирать информацию для выдвижения терапевтических гипотез или проведения интервенций. Те вопросы, которые задаёт терапевт, оказывают влияние на процесс, выдвигая на первый план одни фрагменты опыта, затеняя или исключая другие.

Ответственность нарративного терапевта в том, чтобы направление спрашивания соответствовало интересам клиентов и открывало пространство для исследования и дальнейшего уплотнения или деконструкции названных ими нарративов. Повторим еще раз важнейшее мировоззренческое убеждение нарративного терапевта: только сами люди являются экспертами по борьбе с проблемами. Только они знают, что будет лучше для их жизни. Вопросы терапевта постоянно осмысливаются в контексте личного опыта клиентов (Это именно то, о чём бы вы хотели поговорить? Эта беседа помогает вам? Как именно? Были ли вопросы, которые показались вам более полезными? Почему?) После того, как терапевт выяснит экспертное мнение клиента о ситуации, он может стать помощником клиента по достижению его целей. Его ответственность как профессионала - помогать клиентам в выборе подходящего им решения из огромного числа возможностей. Людям проще придерживаться своей позиции среди единомышленников. Терапевт сам входит в значимую часть социального окружения человека, с которым он работает, и помогает конструировать предпочитаемую реальность клиента.

В связи с тем, что нарративный терапевт не будет занимать экспертную позицию в решении проблемы клиентов, то в этом подходе ответственность клиентов - играть активную роль в своей собственной жизни, так как это их, а не терапевта реальность. Клиенты, как эксперты, несут ответственность за те выборы, которые они осуществляют в ходе терапии. Терапевт несёт ответственность за помощь в осуществлении выборов, но не решает за клиента, какой путь будет для него наиболее подходящим.

Одним из главных принципов нарративной работы является открытость, прозрачность действий и идей терапевта для клиентов. Поскольку клиент является главным экспертом по проблеме, а терапевт его проводником к решению, то консультирование с клиентами по поводу дальнейшего хода процесса становится обычной практикой в этом подходе.

Взаимное доверие терапевта и клиентов является огромным ресурсом для проведения терапевтической работы. Оно устанавливается в честной и открытой коммуникации на приёме, способствует созданию атмосферы уважительности, поддерживает не-экспертную позицию терапевта.

Планирование терапии - совместная работа терапевта и клиентов. Каждый может вносить свои предложения о направлениях дальнейшего исследования проблем, но решение всегда за клиентом, они имеют полное право предпочесть своё видение реальности и отвергнуть точку зрения терапевта.

Клиенты в нарративной терапии сами оценивают эффективность процесса, и принимают решение о необходимости продолжать или заканчивать работу, о количестве и периодичности встреч с терапевтом. Иерархия ролей терапевта (как дающего) и клиента (как ищущего помощи) в нарративном процессе минимизирована. Это открывает возможности для эффективного сотрудничества в решении проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: