Монтажно-достроечные работы
Состав и назначение монтажно-достроечных работ
Монтажно- достроечные работы – это комплекс работ по всем видам оборудования и оснащения судна, которые выполняются после сборки и сварки основных конструкций его корпуса и надстройки.
Понятие «достройка», то есть продолжение и окончание постройки судна, в настоящее время является условным. Монтажные работы начинаются в сборочно-сварочном цехе при изготовлении секций и блоков. Далее монтажно-достроечные работы выполняют при формировании корпуса на построечном месте, а заканчивают после спуска судна на воду в достроечный и сдаточный периоды постройки судна. Параллельность выполнения монтажно-достроечных работ со сборочно-сварочными является основной особенностью организации их выполнения, что дает возможность сократить общую продолжительность постройки судов.
Вторая особенность заключается в том, что номенклатура монтажно-достроечных работ достаточно велика и их можно разделить на:
– корпусодостроечные;
– трубопроводные;
– механомонтажные;
– электромонтажные.
Трудоемкость монтажно-достроечных работ составляет 45-65% от общей трудоемкости постройки судна.
Разнообразие номенклатуры, зависимость по срокам выполнения от основных корпусных работ требует четкой организации их выполнения и строгой технологической последовательности. Принято выделять две основные стадии выполнения:
– изготовление деталей и узлов в цехе;
– монтаж их на судне.
Изготовление деталей и узлов в цехе осуществляется параллельно с формированием корпусных конструкций, а монтаж начинают при изготовлении секций и блоков, продолжают при формировании судна на построечном месте и заканчивают у достроечных мест судостроительных предприятий.
|
Достроечные места – набережные, ковши и пирсы – оборудуют крановым оборудованием, а также магистралями сжатого воздуха, кислорода, ацетилена и других, подводят электроэнергию и техническую воду.
Корпусодостроечные работы являются частью монтажно-достроечных работ и включают:
– изготовление и монтаж легких переборок и выгородок;
– изготовление и монтаж изделий насыщения корпусных конструкций;
– изготовление и монтаж судовой вентиляции;
– монтаж судовых устройств и дельных вещей;
– изоляцию помещений, энергетических установок и систем;
– зашивку изоляции, отделку и оборудование помещений;
– окрасочные работы и нанесение палубных покрытий.
Изготовление и монтаж легких переборок и выгородок.
Для образования в межпалубных пространствах отдельных помещений между основными (прочными) переборками устанавливают легкие (второстепенные) переборки и выгородки. По материалу легкие переборки и выгородки подразделяются на металлические и неметаллические.
Металлические переборки изготавливают из стали или алюминиевых сплавов и имеют толщину полотнища 1,5....5 мм. Они могут быть трех конструктивно-технологических типов:
1) плоские с приварным набором, а для легких сплавов - из прессованных панелей;
2) гофрированные;
3) модульные.
Переборки и выгородки первого и второго типа изготавливают по обычной технологии, как плоские секции. На судне стальные переборки приваривают к прилегающим конструкциям (см. рис. 7.1,а).
|
Рис. 7.1. Виды легких металлических переборок
а) – плоская с приварным набором в стальном корпусе;
б) – гофрированная из легкого сплава в стальном корпусе.
1 – комингс, 2 – заклепка, 3 – прокладка.
Переборки или выгородки из легких сплавов также приваривают к корпусным конструкциям, выполненым из легких сплавов. На стальных же судах применяют клепаные (см. рис. 7.1,б), клеесварные соединения или сварные соединения на биметаллических планках.
В настоящее время в надстройках судов легкие переборки и выгородки изготавливают из модульных панелей.
а)
б)
Рис. 7.2. Установка переборок из модульных панелей
а) панель переборки; б) – узел крепления панели к корпусной конструкции (к палубе)
Модульные панели представляют собой две пластины из металлопласта, пространство между которыми заполнено минеральным изоляционным материалом (см. рис.7.2,а).
Толщина панелей может быть 25 мм и 50 мм. При монтаже панелей на судне на корпусные конструкции сначала крепятся специальные узлы (см. рис. 7.2,б), а затем на них устанавливаются модульные панели.
Неметаллические легкие переборки и выгородки могут изготавливаться из дерева или различных пластмасс.
Установка легких переборок выполняется после окончания всех сборочно-сварочных работ по корпусным конструкциям в районе расположения этих переборок. При клепаном соединении переборки предварительно навешиваются на сборочных болтах на приваренные по периметру комингсы, в которых высверлены маломерные отверстия под заклепки. Эти отверстия рассверливаются на диаметр заклепок, переборка снимается, а поверхность комингса зачищается и покрывается грунтом. Переборка устанавливается на штатное место с прокладкой между стальным комингсом и переборкой. Соединение обжимается сборочными болтами и расклепывается.