В системе дополнительного образования




 

Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

 

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:

 

- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;

- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);

- очно-заочные занятия;

- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

- детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся — принципиальным является то, чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же, как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одарённостью и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических требований.

 

Глава II. Профессионально-личностная подготовка педагогов

Для работы с одаренными детьми

Проблема профессиональной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми стоит весьма остро в современном образовании. Ведь зачастую, сталкиваясь в своей практике с одаренными детьми, педагог не знает, как себя вести и что делать.

Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять), враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь те создают определенную угрозу педагогическому авторитету; такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов специально для одаренных. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа педагогов, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

- педагог, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

- педагог, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

- педагог, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Исследования говорят, что подготовленные педагоги значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные педагоги больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов педагога:

представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;

представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;

цель педагога: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей, поведение педагога для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Неизбежно возникает вопрос: «Существует ли такой педагог — «образец образцов» — в природе и можно ли такие качества, умения развить».

Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство).

Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того, чтобы расширить их знания о мире, профессии, специальностях и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает воспитанникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Воспитанники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.

Какую же профессионально-личностную подготовку должен пройти педагог, чтобы успешно работать с одаренными детьми?

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одарен­ными детьми составляют:

а) общая профессиональная педагогичес­кая подготовка — предметные, психолого-педа­гогические и методические знания, умения и на­выки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональ­ной квалификации педагогов для работы с ода­ренными детьми образуют:

а) психолого-педагогические знания, уме­ния и навыки, являющиеся результатом актив­ного усвоения психологии и педагогики ода­ренности (знания об одаренности, ее видах, пси­хологических основах, критериях и принципах выявления.

б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

- не столько успешно реализовывать тра­диционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизиро­вать и развивать детскую одаренность;

- не столько управлять процессом обуче­ния и контролировать его, сколько предостав­лять учащимся свободу учиться;

в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.

Подготовка педагогов для работы с ода­ренными детьми — это:

1) формирование профессионально-лич­ностной позиции педагогов. Работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлек­сивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;

2) комплексный (психолого-педагогичес­кий и профессионально-личностный) характер образования педагогов;

3) создание системы консультирования и тренингов;

4) создание психолого-педагогических ус­ловий (системы факультативов, кружков, сек­ций) для развития профессионального мастер­ства;

5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;

6) образовательная ступень и сфера дея­тельности педагогов;

7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п);

8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт пе­дагогов:

а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в пе­дагогических и психологических учебных заве­дениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психо­логи, имеющие опыт работы с одаренными де­тьми в специализированных школах-интерна­тах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспита­нию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способнос­тей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);

9) специфика образовательной инфраст­руктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными де­тьми, связанные с наличием (или, напротив, от­сутствием) тех или иных компонентов образо­вательной системы, которые значимы для обу­чения и развития одаренных детей.

В соответствии с этим подготовка педаго­гов может строиться с учетом следующих прин­ципов;

1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

В рамках общего обучения раздел по про­блематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и пе­дагогических вузах. Таким образом, может осу­ществляться необходимая первичная подготов­ка всех специалистов, работающих с детьми.

Специальное обучение должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, рабо­тающего с одаренными детьми.

2. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной дея­тельности (вуз, магистратура, курсы повыше­ния квалификации, семинары, конференции, РМО, смотры и конкурсы профессий).

3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными деть­ми, необходимо сочетать теоретичес­кую и практическую направленность. Реализа­ция данного принципа требует подготовки соответствую­щих экспериментальных площадок. Но очень многое зависит от самого педагога, его творческого роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: