Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);
- очно-заочные занятия;
- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
- детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
|
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся — принципиальным является то, чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же, как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одарённостью и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических требований.
Глава II. Профессионально-личностная подготовка педагогов
Для работы с одаренными детьми
Проблема профессиональной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми стоит весьма остро в современном образовании. Ведь зачастую, сталкиваясь в своей практике с одаренными детьми, педагог не знает, как себя вести и что делать.
Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять), враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь те создают определенную угрозу педагогическому авторитету; такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
|
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов специально для одаренных. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа педагогов, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
- педагог, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
- педагог, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
- педагог, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Исследования говорят, что подготовленные педагоги значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные педагоги больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов педагога:
представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;
|
представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;
цель педагога: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.
По мнению исследователей, поведение педагога для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Неизбежно возникает вопрос: «Существует ли такой педагог — «образец образцов» — в природе и можно ли такие качества, умения развить».
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство).
Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того, чтобы расширить их знания о мире, профессии, специальностях и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.
Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает воспитанникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Воспитанники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
Какую же профессионально-личностную подготовку должен пройти педагог, чтобы успешно работать с одаренными детьми?
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления.
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
- не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
- не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — это:
1) формирование профессионально-личностной позиции педагогов. Работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов;
4) создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;
6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов;
7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п);
8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:
а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);
б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);
9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей.
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов;
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом, может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.
Специальное обучение должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.
2. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, РМО, смотры и конкурсы профессий).
3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация данного принципа требует подготовки соответствующих экспериментальных площадок. Но очень многое зависит от самого педагога, его творческого роста.