Методика проведения физкультурных занятий в младшем дошкольном возрасте




Быстрота усвоения физических упражнений на занятиях с малышами зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программы, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно основанном расположении материала, представляет стройную систему планирования.

Леви – Гориновская Е.Г., Аркин Е.А., Д.В. ПензулаеваЛ.И. предлагали выделить три части физкультурного занятия: вводную, основную, заключительную. В вводной части необходимо было заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку. В основную часть включалось общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра. В заключительной части - подвижная игра малой подвижности. [21, с.45]

В младшем дошкольном возрасте используются преимущественно занятия сюжетного характера.

Интересны и полезны игровые занятия, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма, малыши находят своего старшего партнера, приобретают навыки пространственной ориентировки [21, с.37].

Занятия во второй младшей группе детского сада проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет до 20 минут. Помещение (зал, групповая комната) проветривается, предварительно проводится влажная уборка. Поверхность пола должна быть сухой после влажной уборки во избежание травм. [5, с.237].

Еще большое внимание требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и младших велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для особых возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Разумеется, двигательные задания должны отличаться по сложности.

В основной части следует подбирать игры большой подвижности, которые бы способствовали развитию движений и физических качеств у детей.

К участию в общих играх младшего возраста следует готовить. На различных занятиях или на прогулке воспитатель разучивает с ними игры и игровые упражнения, которые по сути своей становятся подводящими к общей игре [11, с.38].

В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. Так, игровые упражнения типа «Догоните меня», «Бегите в домик» - благоприятная основа для развития физических качеств быстроты и гибкости. [28, с. 18]

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физкультурных упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к общениям связанным двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации. [28, с. 40]

Вводная часть (2—3 минуты) включает упражнения, которые мобилизуют внимание детей, подготавливают к выполнению предстоящей двигательной нагрузки, являясь небольшой разминкой. Это упражнения в ходьбе, беге, построениях, с различными заданиями, иногда с музыкальным сопровождением.

Упражнения в ходьбе и беге, как правило, проводятся в чередовании. Сначала предлагается ходьба — примерно половину и треть «круга», а затем — бег полный «круг», и задания повторяются. Понятие «круг» условное, кроме специальной ходьбы и бега действительно по кругу. Можно по углам зала поставить ориентиры (небольшие предметы — кубики, кегли (кроме флажков на палочке)), чтобы детям легче было ориентироваться.

Построения и перестроения развивают у детей ориентировку в пространстве, помогают осмысливать свои действия.

Через несколько занятий воспитатель предлагает построение в шеренгу, колонну небольшими группами по кругу, используя ориентиры (кубики, мячи, шнуры и т. д.). [21, с. 24]

Основная часть (12—15 минут) включает гимнастические упражнения общеразвивающего характера с различными предметами и без них; основные виды движений (упражнения в равновесии, прыжках, лазании и метании), подвижную игру.

Для выполнения общеразвивающих упражнений построения могут быть различными и выполняться по ориентирам (кубики, мячи, кегли), особенно в начале обучения.

Особое внимание воспитатель уделяет правильному исходному положению ног, так как это определяет общую нагрузку на организм и отдельные группы мышц. [21, с.26]

При проведении общеразвивающих упражнений в положении стоя, как правило, используют две позиции — стойка ноги на ширине ступни и на ширине плеч. Наклоны и повороты воспитатель выполняет с детьми 1—2 раза. Далее малыши продолжают выполнять упражнение самостоятельно по указанию педагога. В основном упражнения воспитатель показывает сам и некоторые из них может показать наиболее подготовленный ребенок. После показа и объяснения дети самостоятельно выполняют прыжки, а ритм задает воспитатель — это могут быть удары в бубен, хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение.

В течение одной недели каждого месяца желательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. На остальных занятиях используется различное оборудование. Это делает упражнения более интересными и позволяет варьировать одни и те же задания. [21, с.29]

Составляя перспективный план занятий, воспитатель намечает упражнения для обучения, повторения и закрепления. На выполнение обучающих упражнений отводится больше времени, на повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предполагается лишь некоторые уточнения или частичный показ.

Во второй младшей группе обычно планируется два вида основных движений на одном занятии. Увеличение набора основных движений может снизить качество усвоения упражнений.

Подвижная игра — кульминационный момент занятия в плане физической и эмоциональной нагрузки на организм ребенка.

Занятия физкультурой позволяют научить младшего дошкольного возраста самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. [10, с.263]

Заключительная часть преследовала снижение физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности. В этой структуре не устанавливалась взаимосвязь подбора физкультурных упражнений в разных частях занятия. [21, с.42]

Заключительная часть (2-3 минут). После подвижной игры детей надо привести в относительно спокойное состояние и только после этого можно перейти к другим видам деятельности. Как правило, в заключительную часть занятия входят простые упражнения, игры малой подвижности, хороводы.

Подбор физических упражнений на физкультурных занятиях, по данным Ю.Ю. Рауцкиса должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на различные части тела. [10, с.142]

Третий принцип подбора - физиологический, учет меры воздейстия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие- относятся к движениям средней интенсивности (метание, ползание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи - упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом) [10, с. 269].

Таким образом, на физкультурных занятиях с младшими дошкольниками осуществляется оздоровление, обучение, воспитание и физическое развитие детей, посредством использования различных методов и приемов при обучении их физическим упражнениям, уделяя при этом значительное внимание аспектам нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Литература

1.Ермакова О. Сюжетно-игровые занятия// Дошкольное воспитание, №5-2012 г., с.37-39.

2.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2003 г.-143 с.

3. Технология физического развития детей 3 – 4 лет [Текст]: / Т.Э. Токаева – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 139с.

4. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада [Текст]: / Е. Н. Вавилова – Москва: Просвящение, 1983. – 46с.

 

5.Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. / Практикум. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования Академия, 2013 г.-240с.

6.Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 1997 г.

7. Физическая культура – дошкольникам. Младший дошкольный возраст [Текст]: / Л. Д. Глазырина – Москва, 1999. – 72с.

8.Физическое воспитание [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/09/23/teoreticheskie-osnovy-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-2

9.Физическое воспитание в детском саду [Текст]: / Э. Я. Степаненкова. Москва, 2006. - 8с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: