Результаты исследования по методике «Изучение мотивов учебной деятельности учащихся» А.А. Реана и В.А.Якунина




 

В ходе эксперимента мы выявили, что ведущими мотивами среди учащихся являются:

· получить диплом (53%)

· Добиться одобрения родителей и окружающих (10%)

· Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (20%)

· Не отставать от сокурсников (3%)

· Успешно продолжить обучение на последующих курсах (14%) (рис.1)

 

Рисунок 1. - Ведущие мотивы учеников

 

Таким образом, большинство учащихся выбирают в качестве ведущего мотива - получение диплома (53%), а также обеспечение успешноой будущей профессиональной деятельности (20%), наименее значимый мотив – не отставать от сокурсников (3%). Это говорит нам о том, что учащиеся пришли в вечернюю школу для того, чтобы в дальнейшем строить свою жизнь: поступать в высшие учебные заведения для дальнейшего обучения, приобрести хорошую перспективную профессию или же иметь в дальнейшем выбор при поступлении в другое образовательное учреждение.

Результаты исследования по методике «Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)»

В ходе эксперимента мы выявили следующее (рис.2).

 

Рисунок 2. – Уровень мотивации учеников

У большей части учащихся мы выявили третий уровень школьной мотивации - 36% (7 человек). Это можно объяснить ведущей деятельностью подростков. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Отношения в этом классном коллективе дружелюбные и теплые, поэтому стремление учиться может быть вызвано наличием теплых и дружелюбных отношений в классе.

У десяти учащихся - 57%, (по 28,5 каждый уровень) был выявлен 4 и 5 –ый уровень, что говорит о низкой школьной мотивации и негативном отношении к школе. Про таких учеников можно сказать, что у них вовремя не был сформирован мотив к учебной деятельности и школьной среде в целом. Уровень школьной мотивации на данный момент негативно влияет на отношения учеников с учителями, возможно с родителями, на их успеваемость.

И лишь у трех учащихся, что составило 8%, был выявлен второй уровень, это говорит нам о их хорошей школьной мотивации. Ученикам с хорошей школьной мотивацией свойственно преобладание познавательного мотива над социальным. Эти ученики старательно и добросовестно относятся к выполнению домашнего задания. Самооценка таких учеников как правило в норме.

В целом общий уровень школьной мотивации учащихся - низкий. В данной ситуации следует направить внимание на формирование высокого уровня школьной мотивации этих учеников, поскольку уровень мотивации на данный момент говорит о возможных проблемах во взаимоотношениях с учителями и семьей, а также о проблемах в учебном плане.

Вывод:

В ходе работы выяснилось, что учащиеся вечерней школы больше ориентированы на получение самого диплома. Скорее всего это связано с тем, что они понимают суть их учебной деятельности и стремятся получить в дальнейшем хорошее образование или престижную работу. Но с другой стороны мы выяснили, что уровень их мотивации достаточно низок.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы изучили тему «Диагностика образовательных возможностей современной вечерней школы». Подведем итог нашей работе.

1. Вече́рняя шко́ла (официальное название — Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение) — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.

Поступить в вечернюю школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий получить таковое. Предельный возраст желающего получить образование не имеет значения. Занятия в вечерней школе обычно начинаются с 16 часов, что позволяет совмещать получение образования с трудовой деятельностью.

Выпускники вечерних школ также, как и в других школах, сдают ЕГЭ, по его результатам могут поступать в высшие учебные заведения. С вступлением в силу 1 сентября 2013 г. нового Закона об образовании, вечерние школы перешли на стандарты обучения, аналогичные с таковых для всех общеобразовательных учреждений.

2. Предыстория отечественного образования взрослых уходят своими корнями в эпоху развития российского просвещения 18 века. Это было время, когда в стране возникали первые светские культурно-образовательные структуры, происходило становление гуманистической литературы, зарождалась прогрессивная философская общественная мысль.

Во второй половине 19 век требует грамотных рабочих, и многие прогрессивно мыслящие люди из разных слоев общества осознают необходимость не только культурного просвещения, но и образования народа. В связи с этим начинается бурный расцвет различных форм образования взрослых, а как следствие – зарождение андрагогических идей и появление термина «андрагогика», обозначающего науку, после отмены крепостного права, развивающаяся промышленность о закономерностях образования взрослых.

Сегодняшние вечерние школы укрупнились, объединились в образовательные центры и по-прежнему успешно занимают свою традиционную нишу в школьном образовании.

 

Таким образом, вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

3. В нашей исследовательской работе мы провели диагностику образовательных возможностей вечерних школ города Новосибирска и выяснили, что среди самых лучших вечерних школ следует выделить: МБОУ ВСШ № 17, МБОУ ВСШ № 27 и МБОУ ВСШ № 15. Все эти школы оснащены библиотеками, медицинскими учреждениями, актовым залом, столовой или кафе, наличие музеев, оборудованы интерактивными досками. Кабинеты физики, химии и информатики оборудованы для проведения практических занятий. А также предоставлены психологические услуги (услуги социального педагога и педагога-психолога).

Самой худшей школой следует признать - МБОУ «Колыванская вечерняя (сменная) школа». Данное учреждение находится в дали от центра города, и возможно это повлияло на его привлекательность. В школе нет своего медицинского учреждения (учащиеся пользуются услугами местного села), столовой, актового зала, библиотеки. Учебные кабинеты оснащены наглядными дидактическими пособиями, справочной и учебной литературой, современной мебелью. Компьютерный класс оборудован 6 рабочими местами. Также в данной учреждении нет доступа к сети Интернет.

 

Также мы провели диагностику мотивации учащихся на базе МБОУ ВСШ № 27. В ходе работы выяснилось, что учащиеся данной вечерней школы больше ориентированы на получение самого диплома. Скорее всего это связано с тем, что они понимают суть их учебной деятельности и стремятся получить в дальнейшем хорошее образование или престижную работу. Но с другой стороны мы выяснили, что уровень их мотивации достаточно низок.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)

2. Белавина Н.Ф. Вечерняя школа как образовательное учреждение, обеспечивающее качественное образование и социализацию личности (Материалы заочной научно-практической конференции "Инновации в науке: пути развития", Чебоксары, 2011 г. - 98-101 с.

3. Белая К. Ю. Модель образовательной программы вечерних школ. - М.: Наука, 2011. - 237 с.

4. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 212 с.

5. В.Н.Вершинин. От вечерней школы к модели
открытого образования. Творческий отчет. Ульяновск. - 2010.

6. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с

7. Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 159–165.

8. Климова В. А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – N 7. – С. 70-74.

9. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. – М.: Сфера,2004. 208 с.

10. Маленьких Н.А., Нургалеев В.С. Познавательные мотивы субъекта как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 167-171.

11. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с.

 

12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.

13. База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - https://www.unesco.org

14. Национальная доктрина образования Российской Федерации. URL.: https://www.dvgu.ru/ umu/zakrf/doktrini.htm (дата обращения: 04.12.2011).

15. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа - https://www.gks.ru/

16. Статистика образования. Режим доступа - https://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya/


 

Приложение 1

 

«Изучение мотивов учебной деятельности учащихся» Методика А.А. Реана и В.А.Якунина

ФИО_____________________________________________________

Группа________________

 

Задание:необходимо выбрать из приведенного списка пять наиболее значимых мотивов

i. Стать высококвалифицированным специалистом.  
2. Получить диплом.  
3. Успешно продолжить обучение на последующих  
4. курсах.  
5. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».  
6. Постоянно получать стипендию.  
7. Приобрести глубокие и прочные знания.  
8. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.  
9. Не запускать изучение предметов учебного цикла.  
10. Не отставать от сокурсников.  
11. Обеспечить успешность будущей профессиональной  
12. деятельности.  
13. Выполнять педагогические требования.  
14. Достичь уважения преподавателей.  
15. Быть примером для сокурсников.  
16. Добиться одобрения родителей и окружающих.  

 


 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: