Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина, при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
• Предоставление покупателям возможности ориентироваться в
размещении комплексов, микрокомплексом и товарных групп и в
совершении покупки в минимально короткий срок;
• Создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазин;
• Предоставление покупателям необходимой информацией и широкого круга услуг;
• Оптимального использования товарных площадей магазина;
• Обеспечение сохранности материальных ценностей;
• Организации рациональных товарных потоков и расчетных операции с покупателями.
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции.
На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару- оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
|
При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:
• Однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
• Целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
• Декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
• Полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
• В оптимальной зоне обозреваемости необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
• Выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
• Сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.
При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.
Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Широкое развитие самообслуживания способствует относительному сокращению потребности в торговой площади, более рациональному использованию трудовых ресурсов. Основными операциями
|
процесса продажи товаров при самообслуживании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.
Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мелкими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота. Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания:
• Размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом;
• Изолировать помещение приемочной от кладовых;
• Не провозить запасы товаров через служебный вход;
|
• Иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника;
• Размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами;
• Размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффективного наблюдения;
• Располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину
• Администратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола;
• Применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются;
• Перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми;
• Использовать настенные зеркала специального назначения, которые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал;
• Устанавливать при входе в магазин турникет, действующий только в одном направлении; использовать промышленное телевидение и другие средства контроля за осмотром и отбором товаров.
Организационно-экономические показатели магазина, основные показатели экономической деятельности магазина и анализ товарооборота, издержек и прибыльности по определенной группе товаров.
Экономические показаетли супермаркета "Кировский" по кварталам за 2015 год. Взять магазин ООО "Лев" с/м Кировский" ул.,8 Марта, 55.
Анализ розничного товарооборота по общему объему. Таблица 1.
Кварталы | Товарооборот предыдущего периода | уд. вес | Товарооборот отчетного периода | уд. вес | Динамика % | Отклонение (+; -) |
сумма | сумма | |||||
24972,85 | 12,5 | 19023,9 | 76,2 | -5948,95 | ||
49855,7 | 38047,8 | 76,3 | -11807,9 | |||
41546,4 | 20,8 | 57071,7 | 137,4 | +15525,3 | ||
83092,8 | 41,7 | 76095,6 | 91,6 | -6997,2 | ||
Итого: | 199422,7 | 95,4 | -9183,7 |
Вывод: товарооборот уменьшился на 4,6% по сравнению с прошлым периодом, что составило 9183,7т.р. ТО за 1 квартал уменьшился на 23,8%(5948,95т.р.), за 2 квартал уменьшился на 23,7%(11807,9т.р.), за 3 квартал увеличился на 37,4% (15525,3т.р.), за 4 квартал уменьшился на 8,4%(6997,2т.р.).
Анализ розничного товарооборота по отдельным группам товаров. Таблица 2
Товарные группы | ТО пред. периода | ТО отчетного периода | Динамика % | Отклонение (+; -) | |||||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | ||||||
Молоко и молочные продукты | 22404,3 | 11,23 | 20018,8 | 10,52 | 89,35 | -2385,5 | |||
Кондитерские изделия | 20478,43 | 10,27 | 13586,4 | 7,14 | 66,34 | -6892,03 | |||
Мясо и мясн. прод. | 29598,98 | 14,84 | 21964,65 | 11,55 | 74,21 | -7634,33 | |||
Хлеб х/б изделия | 39978,94 | 20,05 | 19,21 | 91,4 | -3435,94 | ||||
Вкусовые товары | 9749,5 | 4,89 | 10657,46 | 5,6 | 109,31 | +907,96 | |||
Алког. напитки | 12210,73 | 6,12 | 17342,34 | 9,12 | 142,03 | +5131,61 | |||
Прочие | 65002,82 | 32,6 | 70126,35 | 36,86 | 107,88 | +5123,53 | |||
ИТОГО: | 199422,7 | 95,4 | -9183,7 | ||||||
Вывод: товарооборот уменьшился на 4,6% по сравнению с прошлым периодом, что составило 9183,7т.р. В том числе выручка молока и молочных продуктов уменьшилась на 10,65%(2385,5т.р.), выручка кондитерских изделий уменьшилась на 33,66%(6892,03т.р.), выручка мяса и мясн.прод. уменьшилась на 25,79%(7634,33т.р.), выручка хлеба и х/б изделий уменьшилась на 8,6%(3435,94 т.р.), выручка вкусовых товаров увеличилась на 9,31%(907,96т.р.), алкогольных напитков увеличилась на 42,03%(5131,61т.р.), выручка прочих товаров так же увеличилась на 7,88%(5123,53т.р.)
Анализ численности работников. Таблица 3.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение | |||
человек | уд. вес % | человек | уд. вес % | Чел. | % | |
Аппарат управления | 11,1 | 1,1 | ||||
Торговый персонал | 57,8 | -5 | -4,2 | |||
Вспом. персонал | 31,1 | 3,1 | ||||
Итого: | -5 | - |
Вывод: по данным таблицы можно сделать вывод, что в отчетном году на предприятии произошли изменения по численности работников и в структуре по функциональным обязанностям. Уменьшена численность всех работников на 5 человек, за счет торгового персонала. Данные изменения можно считать отрицательными.
Анализ производительности труда. Таблица 4.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Динамика % | Отклонение |
Товарооборот, руб. | 199422,7 | 95,4 | -9183,7 | |
Численность раб., чел | -5 | |||
Численность продавцов, чел | 83,87 | -5 | ||
Производительность труда на 1 раб, руб. | 3988,45 | 4227,53 | 105,99 | +239,08 |
Производительность труда на 1 продавца руб. | 6432,99 | 7316,88 | 113,74 | +883,89 |
Вывод: по данным анализа можно сделать вывод, что в целом на предприятии производительность на 1 работника повысилась (239,08 т.р.) и составила к прошлому году примерно 106% при условии, что объем ТО снизился на 9183,7 т.р. Повышение производительности произошло за счет снижения числа работников на 5 человек.
Влияние различных трудовых факторов.
1.∆Ч∆ТО = -5 * 3988, 45 = - 19942,25 т.р.
2.∆ПТ∆ТО = +239,08 * 45 = + 10758,6 т.р.
3.-19942,25 + 10758,6 = - 9183,7 т.р.
Вывод: анализ показал, что ТО снизился на 9183,7 т.р., за счет уменьшения числ.раб. на 5 чел., что привело к снижению ТО на 19942,25 т.р. Рост ПТ способствовал увеличению ТО на 10758,6 т.р.
Анализ фонда оплаты труда. Таблица 5.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Динамика, % | Отклонение (+,-) |
Товарооборот, т.р. | 199422,7 | 95,4 | -9183,7 | |
Фонд заработной платы всего, т.р. | -105 | |||
Средняя заработная плата, т.р. | 0!!! | |||
Численность, чел. | -5 |
Вывод: ТО, ФЗП и численность снизились по сравнению с прошлым годом: Ч снизилась на 5 человек. ФЗП снизился на 105 т.р. ТО снизился на 9183,7 т.р. Средняя заработная плата осталась без изменений.
Влияние факторов.
1.∆ФЗП∆Ч= -5*21= -105
2.∆ФЗП∆СР.З/П= 0*45=0
3.-0,105+0= -105
Вывод: ср. з/п осталась без изменений, Ч уменьшила ФОТ на 105т.р.