Нормативно-правовые источники муниципального права




Сущность стратегии развития муниципального образования

 

Рыночная экономика изменила функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоит преимущество, которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу.

Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне,а также при функционировании бизнесс-структур.

Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом. Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России, которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении,отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.

Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в России является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюджетных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешних инвестиций. Активная и последовательная политика социально-экономического и культурного развития муниципальных образований, способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.

Конечным результатами должны стать:

ü превращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;

ü консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов и целей различными группами населения.

ü активизация бизнес структур,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.

Ожидаемые эффекты:

ü социальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов;

ü экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций;

ü политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского обществ;

ü организационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом;

Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:

ü активизации потенциала, заложенного в местном сообществе, для решения его насущных проблем;

ü нахождению места территории в системе разделения труда, нахождение его «рыночной ниши»;

ü формированию долгосрочной, прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти;

ü определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних) в местные предприятия, работающие в этих областях.

В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов,заключающееся в том, что «суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития».

Нормативно-правовые источники муниципального права

Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня:

ü Федеральные - нормативные правовые акты РФ;

ü Региональные - нормативные правовые акты субъектов РФ;

ü Местные - нормативные правовые акты муниципальных образований.

Основным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, на самостоятельное решение вопросов местного значения, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Положения Конституции о самостоятельности местного самоуправления и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает не утрату самоуправления властной природы, а невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к местному самоуправлению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Вторым базовым источником являлся Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г., который утратил силу с 1 января 2006 года. Третьим источником выступает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

К специальным законам в области муниципального права можно отнести также Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Источниками муниципального права являются также федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об образовании», «О недрах», «Об участии в международном информационном обмене», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и многие другие. Источниками муниципального права являются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и постановления Конституционного Суда. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

. Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов.

. Закон о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Например, Областной закон Ленинградской области от 30.05.2005 N 37-оз (ред. от 26.12.2005) "Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" «определяет численность депутатов и срок их полномочий, порядок избрания на первый срок, а также формирования представительного органа муниципального района. Кроме того, приводятся требования к кандидатам на должность главы местной администрации».

Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативно-правовых актах государственных органов субъектов Российской Федерации: постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.

Нормативные правовые акты местного самоуправления.

К ним относятся:

) решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан;

) решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;

) решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования.

Устав муниципального образования является основным правовым актом муниципального образования, своеобразной местной конституцией. В нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:

наименование муниципального образования;

перечень вопросов местного значения;

формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

виды, порядок принятия официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления;

порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985г., ратифицированную федеральным законом от 11 апреля 1998г., необходимо рассматривать в качестве важнейшего источника муниципального права.

К источникам муниципального права также следует отнести и договора, заключенные между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По результатам исследования, проведенного в Первой главе можно сделать следующие выводы:

Стратегическое планирование и стратегическое управление сегодня являются общепризнанными эффективными методами менеджмента. Данные методы могут с успехом применяться не только на уровне коммерческих структур, но и в различных сферах общественной деятельности. В частности, механизмы и инструменты стратегического управления являются залогом успешного социально-экономического развития муниципальных образований. Сущность стратегического планирования состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня: Федеральные - нормативные правовые акты РФ; Региональные - нормативные правовые акты субъектов РФ; Местные - нормативные правовые акты муниципальных образований. Так же к основным источникам муниципального права можно отнести общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы.

 


2. Анализ деятельности муниципального образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: