Лит-ра и общественная жизнь




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Основные черты русской культуры 16-17 вв.

К нач. 16 в. завершилось создание единого Российского государства, и формирование великорусской народности, и формирование великорусской народности, на основе которой в 16-18 в. будет складываться русская нация. В 16-17 вв. в России возникла сословно-представительная монархия, которая к началу 18 в. эволюционировала в абсолютную, страна пережила ряд потрясений (опричнину, Смуту, несколько восстаний), получило окончательное оформление крепостное право.

В 16-17 вв. продолжались те процессы, которые были характерны для культурного развития предшествующего развития предыдущего периода:

  1. Преодоление раздробленности, победа над осколками Золотой Орды (Казанским и Астраханским ханствами) наряду с сохранением независимости и государственности в период Смуты способствовали дальнейшему развитию патриотизма и национальное самосознания. Борьба с внешними врагами, любовь к своей стране – главные мотивы многих произведений культуры.
  2. Происходило постепенное слияние местных культур и формирование единой русской культуры. Основой стала культура Московской земли.
  3. Формирование единого русского языка (на основе местных диалектов).
  4. Возникла необходимость белее тесных контактов со странами Европы и преодоление отставания от них.
  5. Огромное влияние церкви на духовную жизнь и культурное развитие. Поэтому начинается борьба с засильем церкви в духовной жизни – в 16 в. в форме ересей, в 17 в. – в форме ересей, старообрядчества и привнесения в произведения культуры светских элементов.

Если в 16 в. мы можем средневековой, то в культуре 17 в. при сохранении всех средневековых особенностей появляется ряд новых черт, позволяющих характеризовать её как переходную от средневековой к культуре Нового времени. В 17 в. была подготовлена почва для тех преобразований, которые провел Петр 1.

  1. Постепенный отход от средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути (закончится при Петре).
  2. Обмирщение (секуляризация) культуры, т.е. отход от церковных традиций и придание культуры светского характера (завершится при Петре).
  3. Возрастает внимание к человеку, к радостям и невзгодам его жизни, к его роли в исторических событиях (гуманизм).
  4. Конфликт между церквей и светской властью (Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович – закончился победой «царства»).
  5. Демократизация культуры (литература обогащается фольклорными сюжетами, литературный язык отходит от церковнославянского и сближается с разговорным русским языком).
  6. Стремление к реализму во всех видах искусства.

Научные знания и образование

В 16-17 вв. в России продолжали накапливаться знания об окружающем мире, имеющие прикладной характер:

- «Книга страшного письма» содержала геометрические знания и способы их применения при земельных работах;

- «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», был составлен Оносимом Михайловым на основании иностранных источников и собственных наблюдений;

- различные «Травники» и «Лечебники» содержали знания о медицине;

- составлять карты России в целом – «Большой чертеж» на рубеже 16-17 вв. – не сохранилась) и различных регионов страны;

- развивались исторические научные знания – составлялись летописные своды («Новый летописец 17 в.»).

- в 1674 г. появилось первое печатное историческое сочинение украинского ученого Иннокентия Гизеля «Синопсис», содержащая краткий обзор русской истории с древнейших времен до 1670-гг.

Что касается образования, то большинство русских людей по-прежнему были неграмотными, но благодаря развитию городской жизни и определенным усилиям со стороны государства происходил некоторый рост просвещенности. Образование по-прежнему получали представители высших слоев населения, духовенство и чиновники. Грамотными могли быть купцы и горожане, иногда – черносошные (гос) крестьяне. Состоятельные люди могли себе позволить обучение детей на дому приглашенными учителями.

В 17 в. появляется ряд учебных пособий. Изданная впервые в 1634 г. «Азбука» Василия Бурцева переиздавалась несколько и продавалось по доступной цене – 1 коп. В 1648 г. вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1667 г. – «Считание удобное» (таблица умножения).

В 17 в. возрастает потребность не просто в грамотных, но в образованных людях, и гос-во заботится о создании учебных заведений. Несмотря на наличие отдельных школ, единой системы учебных заведений в России не будет до 1780-х гг.

Лит-ра и общественная жизнь

В 1564 г. русский первопечатник Иван Федоров выпустил первую печатную книгу «Апостол». В 16 в. печатный двор в Москве выпустил 18 книг, в 17 в. – 483 издания. 85% изданий были богослужебные либо религиозного содержания.

В 16-17 вв. в лит-ре сущ-ли все жанры, возникшие ранее, а авторы развивали мысли и темы предшественников.

Появляются и новые жанры:

- публицистические произведения (переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского);

- свободы житейских правил и наставлений («Домострой» Сильвестора);

- стихотворные произведения (вирши Симеона Полоцкого);

- сатирические повести («О Шемякинском суде»);

- драматические произведения (пьесы для придворного театра).

Большой популярностью пользовались сборники для чтения – «четьи», в которые входили отрывки из Священного писания, житий, летописей (16 в. – «Великие Четьи-минеи»).

В 15-16 вв. возникла обществен мысль. На обществен темы начали писать и светские авторы, а гос-во выступало в качестве заказчика для обоснования тех или иных идей.

Внутри церкви в 15-16 вв. существовали 2 течения, поставившие перед собой задачу усовершенствования церковно-монастырской системы и поднятия авторитета церкви:

Нестяжатели (идеолог – Нил Сорский) выступал с проповедью аскетизма и нравственного самосовершенствования как основного средства поднятия церкви. Они полагали, что церковь не должна владеть богатствами, прежде всего – землями и крестьянами.

Иосифляне (идеолог – Иосиф Волоцкий) полагали, что духовная власть выше светской, а потому церковь должна играть первенствующую роль в общественной и политической жизни и обладать значительными богатствами. Иосифляне поддерживали московских князей, а позже российских царей в их стремлении укрепить свою единоличную власть, а потому победа в полемике осталась за ними.

В перв.четв. 16 в. на основе этих формируется политическая теория Российского государства.

В 1510-1511 гг. игумен псковского Елизарова монастыря Филофей в посланиях Василию 3 сформулировал идею о Москве как о «третьем Риме». Мировой центр христианства переместился из Рима «ветхого», павшего под натиском варваров, во «второй Рим» Константинополь, который тоже пал. Теперь Москва «третьим Римом», единственным оплотом православия, и «четвертому» Риму не быть. Это закрепляла за Россией почетное место среди европейских стран.

Центральное место в светской публицистике 16 в. принадлежит Ивану Пересветову, который в своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, развил концепцию государства во главе с самодержавным царем, опирающемся на «воинников»-дворян, интересы которых он выражает. Церковные вопросы его не интересует.

Царь Иван Грозный был одним из наиболее ярких писателей своего времени. В своих письмах боярину-изменнику, бежавшему в Польше, царь обосновывал неограниченность своей власти и её независимость от любых законов. Андрей Курбский в ответ осуждал действия царя и доказывал, что тот должен править, опираясь на свое окружение и сословно-представительные органы.

В 17 в. получили развитие и взгляды царя, и позиция боярина-изменника.

Иван Тимофеев полагал, что княжеско-боярская аристократия должна править государством наравне с царем, а Авраам Палицын доказывал необходимость Земских соборов, в которых принимают участие все слои населения, поскольку «глас народа – глас Божий».

Развитие арх-ры

В 16-17 вв. русские зодчие продолжали те же традиции, что и в предшествующие века. По-прежнему основным материалом для построек оставалось дерево. Достаточно редко теперь строили белокаменные сооружения, зато широкое применение получает строительство из кирпича.

В арх-ре рубежа 15-16 вв.отразились идеи объединение русских земель вокруг Москвы и рост международного авторитета России – строительство нового ансамбля Московского кремля. Строительство осуществляли итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин и Алевиз Новый, поэтому можно увидеть в кремлевских постройках черты как западноевропейской, так и русской архитектуры.

Получают распространение посадские и вотчинные храмы – небольшие здания.

В 16-17 вв.:

  1. Для московских и тверских церквей характерны наличие трапезной – за счет этого храм как будто вытягивался горизонтально, имеет форму корабля.
  2. Ярославские церкви строились в форме куба.
  3. Новгородскую и псковскую арх-ру по-прежнему отличат строгость и простота форм.

К 17 в. окончательно сложились основные типы церквей, характерные для русской архитектуры:

  1. Крестово-купольный храм.
  2. Шатровый храм (Углич, Ярославль).
  3. Одноглавый столпообразный храм (церковь в Дьяково).
  4. «Восьмерик на четверике» (церковь Покрова в Филях).
  5. Многоглавые храмы (характерные в основном для деревянной арх-ры – Кижи), храм, в котором шатер сочетается с куполами (Покровский собор на Красной площади в Москве).

Гражданские здания были в основном деревянными. Каменные дворцы строили для себя князья и цари.

С 16 в. наиболее влиятельные бояре и крупное духовенство также начинают строить для себя каменные палаты. В 17 в. это могут позволить себе даже состоятельные купцы и горожане.

В 16-17 вв. в ряде городов строятся каменные крепости (для обороны).

В 17 в. арх-ра была затронута процессом обмирщения – это выражалось в отходе от церковных канонов, в переходе от простоты к нарядности, образцов и ярких фресок при украшении построек («Московское» или «нарышкинское» барокко).

Церковь пыталась бороться обмирщения, устанавливая четкие каноны – патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов и приказал строить пятиглавые.

5. Развитие русской живописи

Русск жив-сь до к. 17 в. развив-сь в 2-х основ напр-ях: фреска и икона. В русском храме той поры икона преобладала, поскольку большинство церквей были деревянными, и разместить в них фреску было крайне сложно.

Многие были сосредоточены на иконостасе, отделявшем «корабль спасения» от алтаря. Сначала это был один ряд икон, поставленных на алтарную перегородку, за которой было видно внутреннее пространство алтаря, потом количество рядов в иконостасе стало увеличиваться, и иконы скрыли алтарь от глаз, простираясь высоко вверх и нередко достигая до потолка.

Живопись регламентируется – церковь и государство устанавливает каноны иконописания: церковный собор 1553-1554 гг.: разрешил изображать на иконах лица царей, князей и исторические сюжеты, патриарх Никон в 1650-х гг. постановляет, что в храмах должны быть только определенные типы икон, написанные по греческим образцам.

В 16 в. в живописи появляются светские элементы.

В 17 в. живопись в значительной степени была затронута процессом обмирщения:

- произведения становятся все более реалистичными;

- лики на иконах и фресках теряют отрешенно-спокойное выражение лица, на них начинают отражаться мысли и чувства;

- даже в церковной росписи появляются сцены из повседневной жизни (в церкви Ильи Пророка Ярославля – сцена жатвы);

- начинают использоваться новые живописные приемы: игра светотени, линейная перспектива, показывается объемное пространство;

- краски становятся более яркими, изображения – более праздничными и радостными;

- благодаря интересу к человеческой личности возникает новый жанр – парсуна (от сл. «персона») – т.е. портрет (царь Федор Иванович).

Рукописные книги по-прежнему украшались миниатюрами, благодаря которым можно узнать подробности быта, виды одежды.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные черты русской культуры 16-17 вв.
  2. Какие черты свидетельствует о том, что культура 17 в. носила переходный хар-р – от средневековой к культуре Нового времени.
  3. Какие научные достижения 16-17 вв. Вам известны? Можно ли в это время говорить о существовании наук в современном понимании этого слова?
  4. Охарактеризуйте развитие образования в 16-17 вв.
  5. Какие литературные жанры существовали в 16-17 вв.? Назовите известных вам авторов и произведения в рамках каждого жанра. Расскажите об одном из произведений.
  6. В чем заключается полемика между иосифлянами и нестяжателями? Кто вышел из неё победителем? Почему?
  7. Расскажите о политической теории Российского государства, разработанной на рубеже 16-17 вв. С какими целями она возникла и какие идеи нашли в ней отражение?
  8. Какие политические взгляды выражены в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского? Как их идеи отразились в произведениях мыслителей 17 в.
  9. Как в архитектурном ансамбле Московского кремля отразился статус Москвы – столицы единого Российского государства? Какие памятники архитектуры Московского Кремля Вам известны? Какова была история строительства Кремля?
  10. Какие местные архитектурные школы 16-17 вв. Вам известны? Приведите примеры памятников арх-ры каждой из школ.
  11. Какие типы русских православных храмов сущ-ли в 16-17 вв.? Приведите примеры памят-в арх-ры каждого из типов.
  12. Как организовано внутреннее пространство храма? Что такое иконостас и как он устроен? Как, посмотрев на иконостас, можно узнать, чему (кому) посвящен храм?
  13. Охарактеризуйте живопись 16-17 вв. Приведите пр-ры икон и фресковых росписей церквей этой эпохи.
  14. Что такое парсуна?
  15. Как процесс обмирщения культуры проявляется в арх-ре и живоп.?

 

Тема занятия: Культура Российской империи 18 века

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

  1. Основные черты русской культуры в 18 в.

В 18 в. Россия на основе с обственного потенциала и заимствованных из Европы достижений совершает стремительный рывок вперед. 18 в. начался грандиозными преобразованиями Петра Великого во всех сферах жизни, зачем четверть века политический Олимп сотрясали дворцовые перевороты, и лишь с воцарением Екатерины Великой Россия обрела внутреннюю стабильность и смогла продолжить преобразования.

Основным содержанием историко-культурного процесса этой эпохи было формирование и развитие национальной культуры.

Отличительные черты русской культуры 18 в.:

  1. Она окончательно приобретает светский х-р. Церковь перестала быть силой, оказывающей решающее влияние на развитие кул-ры.
  2. Продолжается развитие национальных культурных традиций, заложенных в предшествующую эпоху.
  3. Культура открыта для контакта с другими культурами, для восприятия их новейших достижений и передового опыта.
  4. Распространение идей Просвещения и на их основе и на их основе – развитие рационализма в общественном сознании.
  5. Средневековая анонимность уходит в прошлое – произведения культуры в основном авторские.
  6. Культура носила сословный х-р – благодаря преобразованиям Петра 1 дворянская культура приблизилась к европейской, в то время как кул-ра основной массы населения оставалась традиционной.
  7. Произошли значительные изменения в быту, нравах, одежде, правилах поведения – они стали европейскими. (только для привилегированных).
  8. С 1 янв. 1700 г. вместо летоисчисление - «от Рождества Христова». НГ стал празднов-ся не с 1 сент, а с 1 янв.

В 18 в. получили дальнейшее развитие все существовавшие ранее сферы кул-ры, а также впервые возникли новые: худ кул-ра, периодич. печ-ть, общедоступ. театр, светская музыка.

  1. Наука и образов-е

Возникает российская наука.

  1. Она развивается в общем русле европейской науки как совокуп-ть объектив-х и достовер-х зн-й, получен-х рациональн. методами. В это время разв-е научной мысли, как и раньше, во многом определ-ся практическими потребностями (изуч-ся природ ресурсы страны, исследуются в ходе академических экспедиций, составля-ся георг карты). Информация обобщается и систематизируется, под практические сведения подводится теоретическая база, все науч положения рационально доказывается. Появляются конкретные науки как отдельные отрасли знания – физика, химия, история и т.д.
  2. Возникает наука как государствен-й и обществен-й инст-т. В 1719 г. был создан первый русский музей – Кунсткамера. В 1725 г. основана СПб Академия наук, включавшая в себя собственно академию, универ-т и гимназию. Первое время в России раб-ли приглашенные сюда иностранные ученные (математик Л. Эйлер, историки Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер), но вскоре появились и русские ученые (историк В.Н. Татищев, путеш-к, геграф и этнограф С.П. Крашенинников и др.). Первым русским ученым, получившим звание академика, стал основоположник русской национальной науки и одним из выдающихся деятелей мировой науки М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист, внесший вклад во многие области знания: физику, химию, астрономию, историю и живопись. В 1783 г. была создана Российская Академия во главе с Е.Р. Дашковой – научный центр, занимающийся изучением русского языка и составлением его первого толкового словаря (6 томов, изданных в 1789-1794 гг.).

В 18 в. образование впервые стало одной из сфер гос. Политики, поскольку для осуществл-я петровских реформ и всего последующего развития страны необх-мы были образован-е люди. Издавались учебники. Было положено начало педагогической науке.

Открывались различ-е гос. учеб. заведения:

1. Общеобразовательные – цифровые школы – возникшие при Петре 1 государственные начальн. школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян.

2. Спец учеб завед-я: Навигацкая (1701), Инженерная (1712), Артиллерийская (1701), Медицинская (1707) школы, Танцевальная школа (1738), Академия художеств (1757) и др.

3. С сер. 18 в. начали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: Пажеский корпус (1759) для подготовки к придворной службе и др. При Екатерине 2 было положено начало женскому государственному образованию – открыт Смольный институт благородных девиц (1764). Дети принимались с 6-7 лет и воспитывались в изоляции от окружающего мира до 16-18 лет.

Наряду с государственными продолжали существовать частные учебные заведения (дворянские пансионы) и церковно-приходские школы. Дети дворян могли получать домашнее образование.

При Великой реформе образования Екатерины 2 впервые возникла система учебных заведений. В 1786 г. был издан Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые двухклассные народные училища, где изучали чтение, письмо, счет и Основы Священного писания. В городах открывались главные четырехклассные народные училища.

Высшее образование – продолжало существовать Славяно-греко-латинская академия, которая готовила образованных людей для службы в церкви, а в состав Спб Академии наук входил университет. В 1755 г. открылся Московский университет, в составе которого были философский, юридический и медицинский факультеты, учиться могли как дворяне и разночинцы.

  1. Лит-ра и общественная мысль

18 в. стал переломным в развитии русской лит-ры – тогда были заложены те основы, на которых она развивается до сих пор.

Развитию и распространению книг способствовало дальнейшему развитие книгопечатания – во многом благодаря проведенной Петром 1 в 1708-1710 гг. реформе книжного шрифта, когда была упрощена кириллица и возник т.н. гражданский шрифт. Печатная книга вытесняет рукописную. Разрешено было открывать частные «вольные» типографии.

18 в. ознаменовался появлением периодической печати. Первой печатной газетой стали петровские «Ведомости». (1702-1727), публиковавшие сведения о событиях в стране и в мире. Во вт. пол. 18 в. появились первые журналы.

В 18 в. появился общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику.

Первый русский театр был создан ярославским купцом Ф.Г. Волковым в 1756 г., появляются русские актеры.

С т. зр стилей в лит-ре последовательно сменили друг друга барокко (произведения Ф. Прокоповича, А.Д. Кантемира), классицизм (А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин) и сентиментализм (Н.М. Карамзин). В 18 в. в целом сложилась система жанров, существующая до наших дней.

Общественная мысль в 18 в. развивалась очень быстро из 2-х источников С одн. ст-ны, происходящие в стране события не оставляли равнодушными мыслителей, заставляя анализировать их и давать оценку. Др. ст-ны, на русскую общественную влияла европейская общественная мысль, прежде всего – философия Просвещения.

Основными проблемами, стоящими перед общественной мыслью, были:

- проблема наилучшего государствен-го устрой-ва;

- определение степени власти монарха;

- определение отношение к крепостному праву.

При Петре 1 в России закончилось оформление абсолютизма (т.е. неограниченной монархии). Окружение царя-реформатора стремилось дать идеологическое обоснование сложившейся политической системы.

Передовые люди петровского времени по-новому начали воспринимать человека – как активную деятельную личность, ценность которой приносимый Отечеству пользой.

С петровских времен особое значение в русской общественной мысли приобретают такие понятия, как «патриотизм», «Отечество», «гражданин».

У истоков русского Просвещения стоял М.В. Ломоносов боровшийся за освобождение науки от засилья церкви и возлагавший большие надежды на деят-ть «просвещенных монархов» (идеалом для него Петр1).

Русское Просвещение унаследовало проблематику европейского Просвещения, но осмысливало и развивало её самобытно.

  1. Особое место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. (Большинство считало, что констит монарх лучше, но русским условиям больше соответ-т - абсолютизм). А.Н. Радищев – насильственное свержение.
  2. Много внимания просветители уделяли критике общественных недостатков (слабости, пороки и грубые нравы).
  3. Огромное внимание русские просветители проблемам воспитания достойного человека – верноподданного, патриота и т.д.
  4. Просветители понимали, что крепостное право – это зло, и они предлагали смягчить путем гуманного отношения к крестьянам.

От философии Просвещения необходимо отличать и деологию просвещенного абсолютизма, разработанную европейскими монархами. Екатерина 2 считала – гос-во – главный инструмент достижения общественного блага.

Развитие арх-ры

В это время резко возраст-т масштабы каменного строительства, прежде всего при воздействии церквей и здании гос учреждений, но и дерево остается важным строительным материалом.

В 18 в. появляется понятие о планировке городов: они перестают застраиваться хаотично: теперь городские улицы д.б. быть прямыми, пересекаться под прямым углом, образуя ровные кварталы, и чередоваться с площадями – это регулярная планировка.

В 18 в. получает широкое распространение гражданское строительство. Появляются новые типы зданий:

- императорские резиденции (Зимний);

- здания высших гос органов (Сенат в Кремле);

- общественные здания (дворянское собрание, гостиный двор);

- здания учебных заведений (Московский универ-т) и т.д.

Храмовое строит-во также ведется, но под веянием моды.

Господствующие в 18 в. стили – барокко и классицизм.

Происходит смена нарышкинского барокко на барокко европейского типа (церковь Архангела Михаила в Москве).

В 1760-е гг. барокко сменяется классицизмом с его симметрией и строгостью. Разновидностью классицизма – псевдоготический стиль.

  1. Развитие живописи и скульптуры

В 18 в. русская живопись приобрела европейские формы.

Церковная живопись теперь второстепенна. В основном же в 18 в. развивается светская живопись. Что касается жанров, то наибольших успехов портрет. Уже для художников петровской эпохи характерно реалистическое изображение, верная передача чувств и характера человека (работы А.М. Матвеева, И.Н. Никитина).

Для русской живоп и ск-ры характерны те же стили – барокко, классицизм и сентиментализм.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы были основные черты развития русской культуры в 18 в.? Насколько велико было западноевропейское влияние на культуру России?
  2. В чем выражался сословный характер культуры в эту эпоху?
  3. Охарактеризуйте развитие науки в 18 в. как особой системы знаний и как особого государственного и общественного института.
  4. В чем значение деят-ти М.В. Ломоносова для русской науки и кул-ры?
  5. Какова была система учебных заведений в России к к. 18 в.? В чем выражался её сословный хар-р? Какие учебные заведения были бессословными?
  6. Охарактеризуйте развитие периодической печати в 18 в.
  7. Расскажите о стилях и жанрах русской лит-ры. Приведите примеры авторов и их произведений.
  8. В чем закл-ся особенности русского Просвещения по сравнению с западноевропейским? Какие основные вопросы рассматривали русские просветители?
  9. Что такое просвещенный абсолютизм и в чем закл-ся его отл-е от философии Просвеще-я.
  10. Назовите известных Вам деятелей русского Просвещения и охарактеризуйте их взгляды.
  11. Какие стили характерны для русской арх-ры 18 в.?
  12. Что такое регулярная планировка?
  13. Охарактеризуйте развитие культовой архитектуры 18 в.
  14. Какие стили и жанры характерны для русской живописи и скул-ры 18 в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: