ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ




Выявление проблем федерального бюджета РФ и пути их

Разрешения

Перед бюджетом на 2008 – 2010 гг. стоит задача как можно более эффективно решить проблемы, возникшие в предшествующие годы. В сфере расходования бюджетных средств необходимо учитывать выявленные в ранние годы недостатки и попытаться их минимизовать.

Формирование бюджета на три года, сжатые сроки разработки прогноза социально-экономического развития, потребуют больших усилий всех участников бюджетного процесса и более ответственного отношения к качеству и надежности формируемого прогноза основных макроэкономических показателей, прежде всего со стороны Минэкономразвития и Минфина России. Необходимо обеспечить не только предсказуемость и преемственность бюджетной и налоговой политики, но, и, прежде всего, качественно другой уровень экономического прогнозирования.

Прогноз параметров основных макроэкономических показателей, основные характеристики бюджета и расходы федерального бюджета, по мнению многих специалистов, должны носить более ярко выраженный целевой и результативный характер. Бюджет должен отвечать на те вызовы, которые стоят перед страной.

Вопрос повышения эффективности государственных расходов, первые попытки ответить на который осуществлены в рамках национальных проектов, является ключевой задачей бюджетной политики на среднесрочную перспективу. Именно здесь кроется основной резерв для высвобождения средств на новые социальные и экономические проекты.

Именно этот резерв должен стать основным ресурсом удовлетворения социальных ожиданий общества, резко возросших в связи с текущей политикой государства. Необходимо осознать, что удовлетворять их и дальше с помощью вливания конъюнктурных доходов без отрицательных макроэкономических последствий и принятия на себя неоправданно высоких рисков изменения сырьевых цен не удастся.

Переход на бюджетирование, ориентированное на результат, является принципиальным шагом, требующим скорейшего осуществления. По сути, то, что мы наблюдаем сегодня на примере национальных проектов, когда каждый гражданин понимает, куда идут его деньги, и как это улучшит его жизнь, должно распространиться на большую часть бюджетных расходов. Данный подход содержит несколько ключевых звеньев. Во-первых, это разделение расходов на действующие и принимаемые, что помимо ускорения прохождения бюджетов через законодательные органы позволит гарантировать непрерывность проектов. Во-вторых, это переориентация на программно-целевые методы, дающие возможность привязать финансовые ресурсы к конкретным, прозрачно измеряемым результатам. В-третьих, это пересмотр прав и обязанностей получателей бюджетных средств, которые теперь должны конкурировать за ресурсы, зачастую с организациями коммерческого сектора, и отвечать не за целевое расходование, а за достижение результатов при наличии тактического маневра по направлению средств.

Государства с развитыми системами управления финансами уже перевели значимую часть своих расходов на программно-целевые методы бюджетирования. Россия находится лишь в начале этого пути: сегодня национальные проекты занимают лишь незначительную долю расходов федерального бюджета и мало затрагивают бюджеты субфедерального уровня. В этой связи необходимо задать четкие ориентиры в виде процентов от общего объема расходов, которые необходимо реализовывать с ориентацией на результат. К 2011 году этот показатель должен составлять не менее 30%, что позволит принципиально увеличить эффективность бюджетных расходов.

При реализации национальных проектов должен быть обеспечен системный интегрированный подход с тем, чтобы обеспечить между ними взаимосвязь (повышение зарплаты сельских учителей и врачей может быть неэффективным, если не будет решена проблема их жилья).

В настоящее время, потребляя огромные объемы государственных средств, система расходования бюджета не заслуживает одобрения граждан ни в одном из отраслевых разрезов, включая образование, здравоохранение, культуру и социальную защиту. Выходом из этой ситуации, по мнению члена Генерального совета партии «Единая Россия» А. Буренина, может быть реформа бюджетной сети, основанная на принципе от задач к механизмам их реализации". В подобном контексте речь будет в основном идти об обновлении и расширении.

Общий объем текущих расходов должен определяться исключительно темпами роста экономики и не зависеть от конъюнктурных доходов. Ежегодный прирост текущих расходов консолидированного бюджета страны с 2008 года должен соответствовать ожидаемому приросту ВВП.

В сложившихся условиях приоритетными должны
быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить
социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы,
определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в
перспективе. Помимо социальных приоритетными должны стать расходы на
поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Поскольку ресурсы бюджета ограничены, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации. Таким образом, в связи со сказанным следует сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты.

В условиях жестких структурных искажений, которые характеры для национальной экономики текущего периода, необходимо ответить и на вопрос об оправданности более активной роли государства при создании основ для новых отраслевых секторов инновационного типа. Становится все более очевидным, что в условиях несовершенной экономики едва ли найдутся рыночные силы, которые сформируют стратегические решения, способные реформировать экономику изнутри. В подобном контексте создание государством базовых условий для формирования отраслевых кластеров становится актуальной задачей. По мере обкатки и достижения приемлемого уровня эффективности государственных инвестиционных проектов, возможно увеличение объемов государственных капитальных расходов. Существующий в настоящий момент их масштаб крайне мал. В качестве ориентира необходимо довести объем государственных инвестиций до 10% расходной части консолидированного бюджета для поддержания уже имеющейся инфраструктуры.

Что касается вопроса о высокой степени зависимости региональных бюджетов от ассигнований из федерального бюджета, то, по мнению Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, для решения данной проблемы Правительству при формировании федерального бюджета на 2008 - 2010 годы необходимо обеспечить максимальное укрепление финансов субъектов Российской Федерации, в первую очередь, за счет укрепления (расширения) налоговой базы и создания условий для ее роста как на региональном, так и на муниципальном уровне.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема данной работы – расходы государственного бюджета - остается весьма актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так и на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы, но во всех них прослеживается сходство по определению экономического содержания расходов бюджета, основанное на Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Для выяснения роли того или иного типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по
экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством
функции – экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями
между данными группами расходов и связано большинство проблем в
формировании расходной части бюджета, особенно расходов на социальную
сферу. По большому счету все группы расходов важны для полноценного
воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения.

Исследуя динамику расходов бюджета за последние годы, следует отметить, что значительная часть средств направлялась на выполнение экономических функций государства. По-прежнему значительную долю занимают межбюджетные трансферты, ассигнования в социальной сфере, национальной безопасности и расходы на реализацию общегосударственных вопросов.

Активно растет доля расходов федерального бюджета на осуществление национальных проектов, имеющих, в основном, социальный характер.

Таким образом, правильная организация и распределение средств федерального бюджета позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и
социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как
инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и
структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно
гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической
политики. Однако не только государство может управлять величиной и
структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут
оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства,
государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие
другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии
современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и
влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и
внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также
забывать и огромный вклад бюджетного финансирования в решение проблемы
социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов
федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может
проводить достаточно гибкую социальную политику.

На протяжении длительного периода одной из основных проблем расходования средств государственного бюджета остается нецелевое и неэффективное использование и относительно слабый и малоэффективный контроль, поэтому перед государством стоит задача перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Это будет способствовать, главным образом, повышению качества использования бюджета, а, следовательно, улучшению социального благополучия населения и экономического положения России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000

2. Федеральный закон от 15 августа 1996г «О бюджетной классификации Российской Федерации»

3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2004г. №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005г.»

4. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2005г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»

5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007г.»

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010 годов»

7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 550с.

8. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 703с.

9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – М.: Юрайт, 2003 – 573с.

10. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 344с.

11. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 384с.

12. Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук – Минск.: Высшая школа, 2003 – 547с.

13. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации – М.: ЮНИТИ, 2003 – 671с.

14. Финансовая стабилизация в России – М.: Прогресс – Академия, 2006 – 167с.

15. Финансы: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. С.И. Лушина, д. э. н., проф. В.А. Слепова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003 – 682с.

16. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2004 – 612с.

17. «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики» // Банковское дело, 2007 - №6

18. «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Российская газета, 15 августа 2007г.

19. Ивантер А. «На полпути к оживлению»//Эксперт, 2007 - №46

20. Кравченко Е.В. «Расходы на охрану материнства и детства в федеральном бюджете России» // Вопросы экономики, 2007 - №3

21. Курченко В. «Экономическая политика России: в начале новой фазы»// Вопросы экономики, 2007 - №6

22. Немирова О.С. «О проекте бюджета на 2008 – 2010гг.»// Российский бизнес, 2007г. - №11

23. Ржаницына Л.С. «Социальные деньги бюджета - много их или мало?»// РФ сегодня, 24 декабря 2006г.

24. Чиркунов О.А. «Об основных характеристиках и распределении расходов федерального бюджета на 2007 год и перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2007-2009 годы» // Российская газета, 5 сентября 2006г.

25. Яковлева Т. «Болевые точки» бюджета 2007г.»//Экономистъ, 2007 -№9

26. www.ach.gov.ru

27. www.budgetrf.ru

28. www.consultant.ru

29. www.rg.ru

30. www1.minfin.ru


[1] Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 34 с.

 

[2] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 47с.

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. ст.18

[4] Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 – 123с.

[5] Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с. 125

[6] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2003. – 60 с.

 

[7] Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук – Минск, Высшая школа, 2003, 215с.

[8] Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук – Минск, Высшая школа, 2003, 218с.

 

[9] Бюджетная система Российской федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2003. – 61 с.

[10] Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации М: ЮНИТИ – 2003. – с. 457.

[11] Ивантер А. «На полпути к оживлению» //Эксперт. 2007. - №46 – 10с.

[12]Кравченко Е.В «Расходы на охрану материнства и детства в федеральном бюджете России».// Вопросы экономики 2007. - №3. – с.18

[13] Т. Яковлева «"Болевые точки" бюджета-2007»// Экономист, 2007. - №9. – с.59.

[14] Немирова О.С. «О проекте бюджета на 2008 – 2010гг.»// Российский бизнес. 2007. -№11 – 17с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: