Требования к результатам освоения психолого-педагогической практики.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(Психолого-педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

 

 

Уровень высшего профессионального образования: бакалавриат.

Направление подготовки: 37.03.01 «Психология».

Профиль подготовки: психология (психология, английский язык, мировая литература); Форма обучения: очная.

 

 

Горловка – 2017 г.

Рабочая программа психолого-педагогической (производственной) практики для студентов 4 курса по направлению подготовки 37.03.01 «Психология».

 

 

Рабочая программа психолого-педагогической (производственной) практики составлена в соответствии с ГОС ВПО, утвержденным приказом МОН ДНР № 1126 от 01.11.2016 г. и учебным планом ОО ВПО «ГИИЯ» для очной формы обучения от «……»………………….20….г.

 

Рабочая программа психолого-педагогической (производственной) практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии (Протокол №……. от «……»………………….20….г.)

 

 

Заведующий кафедрой психологииканд. психол. н., доц., Андреева И.А.

 

Рабочая программа составлена: преподаватель Кондрашова М.В.

 

Область применения рабочей программы.

Рабочая программа психолого-педагогической (производственной) практики является частью образовательной программы в соответствии с ГОС по направлению подготовки: 37.03.01 «Психология» (психология, английский язык, мировая литература ).

2. Цель и задачи психолого-педагогической практики.

Основная цель психолого-педагогической практики - обеспечить овладение каждым студентом необходимыми профессиональными умениями и навыками, основными видами деятельности психолога; научить студентов использовать современные профессиональные знания, технологии, методы и формы организации деятельности психолога для решения прикладных задач; сформировать у будущих специалистов умения и навыки работы с современными методиками и технологиями.

Задачи психолого-педагогической практики:

• сориентировать студентов на поиск и решение актуальных психологических проблем, научить изучать состояние реальной социальной практики, описывать ее языком науки, осмысливать с позиции современной психологии;

• направлять деятельность будущих специалистов на сбор фактического материала для подготовки, организации и реализации начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности;

• совершенствовать навыки описания и интерпретации результатов эмпирического исследования;

• подводить студента к осознанию и учета факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей, психопрофилактической и коррекционной работы, к пониманию постоянной верификации (проверки на истинность) положений психологической теории и технологий;

• совершенствовать навыки ведения необходимой документации психолога (план работы психолога, протоколы психологических исследований, опросные листы, бланки обследования и др.), Заполнять и оформлять ее в соответствии с формальными требованиями;

• осуществлять текущее (на день) и перспективное (на неделю, месяц) планирование своей деятельности (с выделением профориентационной, психодиагностической, психокоррекционной, просветительской, профилактической, психоконсультативной работы), определять конкретные задачи, методы и методики работы;

• оказывать помощь учебному заведению в решении текущих задач;

• анализировать и оценивать собственную работу с применением критериев и показателей оптимальной профессиональной деятельности психолога, своевременно вносить коррективы, заключать отчеты о ходе выполнения профессиональной деятельности, а также итоговый отчет психологической практики в целом.

 

3. Место психолого-педагогической практики в структуре ОП.

Психолого-педагогическая практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Междисциплинарные связи дисциплины реализуются в таких учебных курсах как общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психодиагностика, возрастно-психологическое консультирование, практикум по групповой психокоррекции, математические методы в работе психолога.

 

Требования к результатам освоения психолого-педагогической практики.

В результате прохождения психолого-педагогической практики обучающийся должен:

Знать:

· основные задачи, распорядок дня, сотрудников (с которыми взаимодействует психолог) учреждений, в которых проходил учебную практику.

· должностные обязанности и основную документацию психолога в учреждениях различного типа.

· систему работы психолога в учреждениях различного типа.

Уметь:

· руководствоваться этическими принципами психолога при взаимодействии с сотрудниками и пациентами (иными лицами) учреждения.

· провести первичную обработку диагностических данных.

Владеть:

· навыками создания базы данных.

· навыками организации самостоятельной работы.

· навыками ведения документации.

Психолого-педагогическая практика способствует развитию таких компетенций:

I. Общекультурные компетенции (ОК):

1. Использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

2. Анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

3. Использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4).

4. Обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

5. Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-10).

6. Способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-11).

7. Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-12).

II. Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

1. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

2. Владение навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ОПК-11).

III. Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

1. Реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирование людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).

в педагогической деятельности:

1. Просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-16).

2. Способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (ПК-17).

в проектной и организационно-управленческой деятельности:

1. Способность организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, владение навыками работы в профессиональных коллективах, способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-26).

 

5. Структура и содержание психолого-педагогической практики.

Общая трудоемкость психолого-педагогической практики составляет 1 зачетную единицу,

всего – 216 часов,

из них: самостоятельной работы – 216 часов – для направления 37.03.01.

 

5.1 Структура и содержание психолого-педагогической практики.

Тематический план практики направление 37.03.01

 

№ п/п Раздел психолого-педагогической практики Семестр Трудоемкость (в часах)     Содержание раздела Формы текущего контроля успеваемости
Формы промежуточной аттестации
1. Раздел 1. Полное описание базы практики.     1. Знакомство со спецификой учреждения. 2. Знакомство с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность психолога учреждения. 3. Изучение организационной структуры оказания психологической помощи в учреждении. письменный отчет
2. Раздел 2. План работы психолога.     При составлении плана работы необходимо учесть, что срок работы психолога-практиканта в учебных заведениях составляет 6 часов в день с понедельника по пятницу (всего 30 часов в неделю). Схему плана работы психолога см. в Приложении Б. письменный отчет
3. Раздел 3. Психодиагностическое исследование.     Самостоятельно разработать и провести психодиагностическое исследование личности ученика (или одного из родителей ученика, воспитателя, учителя): - составить план психодиагностического исследования, - определить цели и задачи, методы и методики, - разработать требования по проведению психодиагностического исследования, - в отчет добавить протоколы, бланки исследования; полный анализ полученных данных, выводы и рекомендации отдельно по каждому из протоколов и общие выводы. Схему психодиагностического отчета см. в Приложении В. письменный отчет
4. Раздел 4. Групповое исследование.     Групповое исследование учащихся (или их родителей, учителей, воспитателей) по выбранной проблеме (≥30 испытуемых). Примеры исследуемых проблем: проблемы обучения и воспитания учащихся, взаимоотношений в школе, школьной дезадаптации, «трудных» подростков, одаренных детей, школьных фобий, низкого уровня развития познавательной мотивации, индивидуальных особенностей, психологического климата в коллективе, психологической готовности к переходу с начальной школы в среднюю, психологической готовности к переходу из средней в старшую школу, психологической готовности к выбору будущей профессии, психологической готовности к самостоятельной жизни и др. Самостоятельно выбрать одну из проблем и разработать способы ее решения. Провести групповое психодиагностическое исследование. Составить и оформить психодиагностический отчет. Привести количественный анализ (с использованием математической статистики), качественный анализ, интерпретацию полученных данных, выводы, рекомендации. Выбрать 8-10 человек для проведения психокоррекционной работы. Составить психокоррекционную программу, которая рассчитана на 6-8 занятий. Провести 4 занятия. Написать отчет по результатам проведения психокоррекционной программы. По результатам группового исследования: или написать статью и представить ее в научное издание по психологическим дисциплинам, или написать тезисы и принять участие в научно-практической конференции по психологии. См. Приложение Г. письменные отчеты, научная статья или тезисы и участие в научно-практической конференции.
5. Раздел 5. Психопрофилактическая работа с трудным ребенком.     Составление программы или сценария мероприятия. программа работы или сценарий мероприятия
6. Раздел 6. Проведение консультационной работы.     Качественный анализ консультативной беседы (цель, задачи, стадии, проблематика, гипотезы, выводы). См. Приложение Д. письменный отчет
7. Раздел 7. Организация и проведение работы с администрацией, педагогическим коллективом учебного заведения.     Направления работы - просветительская, профилактическая работа. Студенты самостоятельно выбирают формы работы с администрацией, педагогическим коллективом. Студенты оформляют сценарии, программы мероприятий, отчеты. письменный отчет
8. Раздел 8. Оформление наглядности по психологическим дисциплинам.     Студенты самостоятельно выбирают психологическую дисциплину (например, «Общая психология»), отдельную тему (например, «Виды памяти»), оформляют стенд или таблицу, или рисунок, или диаграмму и т.д. по данной теме. наглядный материал
9. Раздел 9. Написание отчета по психолого-педагогической практике     Приложение А, Е. отчет о прохождении психолого-педагогической практики
  Форма промежуточной аттестации       диф. зачет

 

5.2 Формы контроля.

Итоговый контроль учебной деятельности студентов направлен на установление уровня овладения знаниями о путях и средствах решения психологических проблем личности за счет усвоения значительного по объему материала (в конце семестра). Особенностью итогового контроля является его направленность на определение уровня общепрофессиональных компетенций студентов.

Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Зачет по психолого-педагогической практике контролирует уровень усвоения студентом теоретического материала и приобретения им навыков и умений его применять в практической деятельности на основании результатов текущего контроля.

Оценивание учебных достижений студентов осуществляется по 100 бальной шкале.

 

Критерии оценки уровня учебных достижений студентов:

Оценка в баллах Оценка по национальной шкале Оценка по шкале ЕСТS Пояснения
экзамен зачет
90-100 Отлично зачтено А отличное выполнение лишь с незначительным (минимальным 1-2) количеством ошибок
82-89 Хорошо В выше среднего уровня с несколькими ошибками
75-81 С выше среднего уровня с несколькими ошибками
67-74 Удовлетворительно D неплохо, но со значительным количеством недостатков
60-66 E выполнение удовлетворяет минимальным критериям
35-59 Не удовлетвори тельно не зачтено FX с возможностью повторной сдачи
1-34 F с повторным курсом

5.3 Подведение итогов психолого-педагогической практики.

 

По окончании практики студенты сдают отчетную документацию в срок, определенный регламентом учебного процесса на текущий год и по установленному графику.

Отчетная документация по педагогической практике защищается студентом с дифференцированной оценкой (по 100-балльной шкале) на заседании факультетской комиссии.

Студенту, который не выполнил программы практики по уважительной причине, может быть предоставлено право прохождения практики повторно.

Студент, не явившийся на защиту практики по уважительным причинам, после предоставления соответствующих документов, оправдывающих его отсутствие, может защитить результаты практики в межсессионный период.

Студент, не явившийся на защиту практики без уважительных причин, может защитить результаты практики в межсессионный период. Оценка, полученная при повторном зачете, считается вышедшей за пределы сессии и лишает студента права на получение стипендии.

Студент, не выполнивший программы практики без уважительных причин, отчисляется из института за невыполнение учебного плана.

Студент, выполнивший программу практики и состояние отчетной документации которого по предварительной проверке методистами оценен на «не удовлетворительно» (менее 60 баллов), к защите не допускается, но ему может быть предоставлена по решению аттестационной комиссии, возможность доработать отчетную документацию в соответствии с замечаниями комиссии в межсессионный период.

 

6 Список рекомендуемой литературы.

 

Основная литература

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М., 1998.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 2002.

4. Карандашев В. Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные / В. Н. Карандашев. - М.: Изд-во «Смысл», 2002. - 80 с.

 

Дополнительная литература

1. Психодиагностика и психокоррекция / [под ред. А.А. Александрова]. – Спб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Прогресс, 1987.

3. Репкин В. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности / В. В. Репкин, Г. В. Репкина, Е. В. Заика // Вопросы психологии. – 1995. - №1.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М., 1995.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – М., 1986.

6. Скотарева Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект / Е. М. Скотарева. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. - 72 с.

7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, корекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2001.

8. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176 с.

 

Информационные ресурсы

1. Справочная литература. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://svitk.ru/004_book_book/13b/2812_bazarov-psihologiya.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: