Основу теории физкультурно-оздоровительного туризма составляет непротиворечивая система знаний, раскрывающая его феномен в качестве социально-экономического явления современного мира и его развития.
Теория туризма 24имеет объект изучения — индустрию туризма (туристические центры и районы, комплекс природных и культурно-исторических ценностей, туристские организации и предприятия сферы услуг), предмет изучения — туристский продукт (социальная программа рекреационной деятельности и туристского обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт) и субъект изучения — турист (человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний: физиологических, психологических, экономических, социальных).
Многофакторность деятельности туристов определяет и разнообразие целей и задач туристских фирм. Естественно, что обслуживание туристов, путешествующих с различными целями, отличается по технологии и своему содержанию. Исходя из этого строится все многообразие программ обслуживания туристов через систему деятельности туристических центров, в число которых входят: культурно-исторические, курортно-климатические, приморские, альпийские, активно-оздоровительные, коммерческо-деловые, фестивально- конгрессные, религиозные, спортивные, альпинистские, охотничье-рыболовные, приключенческие, экзотические, этнографические, развлекательные, комбинированные центры туризма.
Известные в стране и за рубежом ученые по проблемам туризма академики И. В. Зорин и В. А. Квартальное, характеризуя сущность туризма, отмечают его «оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные...» цели, выделяя «активный отдых», «спорт», «умственное и физическое воспитание», «оздоровительное воздействие», «адаптационные возможности», «поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности». Практика туризма особую значимость отдает спортивной функции его развития - создание базы общей физической подготовки, специальной подготовки по туристской технике, достижению максимальных результатов в отдельных видах туризма, требующих огромных эмоционально-психологических и физических нагрузок, а также слаженных коллективных действий в экстремальных условиях.25
Современные цели развития туризма в России, по мнению И. В. Зорина и В. А. Квартального (2003), требуют модернизации согласованного управления по следующим направлениям:
|
формирование единого туристского пространства;
протекционизм развития внутреннего туризма;
социализация туризма (приоритет путешествиям, субсидируемым из средств, выделяемых государством на социальные нужды; общедоступные путешествия, экскурсии и отдых; социальный туристский продукт, удовлетворяющий познавательные интересы, духовные потребности людей, оздоровление, восстановление сил);
демократизация форм организации российского туризма как в рамках национальных границ, так и на международной арене;
повышение роли общественных объединений как некоммерческих туристских организаций;
повышение коммерческой самостоятельности и ответственности туристских предприятий.
Генеральная ассамблея ООН включила туризм в «международную стратегию развития». Возникают вопросы: Соответствуют ли зоны туризма, места отдыха россиян, центры релаксационного туризма в стране, национальные парки, заповедники, их состояние и социально-экономическая структура, деятельность администрации в сфере туризма национальным потребностям, потребностям человека России и гражданина-туриста другой страны? Какое направление развития сферы досуга следует избрать приоритетным? Какие закономерности и особенности развития международного и внутреннего туризма различных стран нужно использовать в социальной политике развития государства?
Современная модель развития туризма в сфере досуга различных социальных групп населения России основана на факторе потребности, роли человека и его мотивации к активной познавательной и двигательной деятельности.
К современным физически активным видам туризма можно отнести следующие виды организованной физкультурно-оздоровительной и спортивной двигательной деятельности:
|
спелеотуризм (специальные категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей);
автотуризм (специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и мотоциклах);
активный туризм (совершаемый для развития физических сил, в том числе и в спортивных целях; рекреационные занятия с использованием активных способов передвижения);
велосипедный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрутов на велосипеде по равнинам, предгорьям, через горные перевалы, используя шоссейные, проселочные дороги, тропы);
водный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер или других водоемов с преодолением порогов, крутых сливов, мелей, прижимов, бочек, перекатов);
военизированный туризм (специализированный вид туристской деятельности, реализуемый в целях удовлетворения запросов и потребностей личного состава Вооруженных Сил, членов молодежных патриотических клубов, призывников, учащихся военно-учебных заведений);
горный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000—3500 м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек);
лыжный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и среднегорью);
пешеходный туризм (специальные категорийные походы, маршруты которых прокладываются по равнине или в предгорьях, невысоких горах, практически в любых районах, имеющих характерные препятствия - болота, лесные и кустарниковые заросли, ненаселенная местность, переправы через реки);
рекреационный туризм (поездки с целью отдыха, оздоровления и лечения, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил);
детско-юношеский туризм (входит составной частью в учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях, действующих по основным образовательным программам, в учреждениях дополнительного образования, в том числе во внешкольных профильных туристских центрах и станциях детско-юношеского туризма);
самодеятельный (спортивный) туризм (путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно с учетом программ туристско-спортивной классификации);
экологический туризм (ориентирован на прямое использование более или менее «дикой» природы как среды обитания туристов и целей путешествия на основе внедрения экологических технологий во все компоненты тура).27
|
Для регионов России актуальным является развитие туризма для лиц с ограниченными возможностями. Его состояние во многом определяет не только уровень туристско-спортивного движения, но и состояние работы по патриотическому воспитанию граждан, приобщение их на протяжении всей жизни к здоровому образу жизни.
Туризм должен стать активным эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления лиц с ограниченными возможностями.