Подавляющее большинство санаториев, курортов, здравниц, домов отдыха, гостиничных комплексов, других предприятий гостеприимства предлагают для отдыхающих различные виды услуг.
Например, туристский комплекс «Колос» (Омская обл) предлагает отдыхающим следующие услуги: пантовую паросауну, фиточай (880 руб. за 1 час); осмотр врача, фитопаросауну, укутывание, лим- фодренажный массаж, фиточай (490 руб. за 1,5 часа); классический массаж спины (250 руб. от 20 до 40 мин); общий массаж (390 руб. от 40 до 60 мин); фитопаросауна, фиточай (100 руб. от 15 до 30 мин).
Как видно из прайс-листа туристского комплекса «Комунальник» для прохождения курса лечебно-оздоровительной программы требуется 10 дней. В стоимость входит оплата за проживание, лечение, бани, питание. Для отдыхающих в течение дня предлагаются: пантолечение, аэробная гимнастика, аэромассаж, дыхательная гимнастика, фитотерапия, психоматическая разгрузка, радиальные экскурсии.
Эти лечебно-оздоровительные процедуры предлагаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, артритах, физическом переутомлении, хронической усталости, гипертонии и др.
Санаторий «Омский» (Омская область) предлагает отдыхающим аэротерапию, водолечение, эхокардиографию, гальваногрязелечение, лазеротерапию, массаж, сухие углекислые ванны, подводный душ-массаж, скипидарные ванны, занятия в тренажерном зале, гигиеническую зарядку, лечебную ходьбу (терренкур), ходьбу на лыжах, лечебную гимнастику, подвижные и спортивные игры, плавание и аква- аэробику.
Не являются оригинальными специалисты санаториев «Черноморец» и «Дружба» (г. Геленджик), которые предлагают отдыхающим пляжные комплексы, SPA-комплексы с различными оздоровительными процедурами. Для реабилитации заболеваний органов дыхания предлагаются оздоровительные процедуры, включенные в программы ЛФК и занятий на тренажерах (20 сеансов), комплекс упражнении для улучшения подвижности суставов в сочетании с массажем (20 сеансов).
В санатории «Меркурий» (Омская область) отдыхающим предлагаются прогулки по реке на лодках, настольный теннис, тренажерный зал, плавательный бассейн с минеральной водой и каскадными установками, теннисный корте искусственным покрытием, площадки для игры в волейбол, баскетбол, бадминтон. В санатории имеются детская игровая площадка, бильярд, места для игры в шахматы и шашки.28
Санаторий «Сосновый бор» располагает большим количеством и разнообразием лечебных кабинетов, в которых трудятся, как правило, врачи-специалисты по 25 направлениям оздоровительных процедур.
Московский санаторий «Светлана» предлагает для отдыхающих многообразие лечебно-оздоровительных программ: «Озонотерапия», «Уникальная оздоровительная VIP-программа для самых взыскательных клиентов» (7-19 дней), отдых выходного дня «Красота и здоровье» (2 дня), трехчасовая оздоровительная программа «DAY-SPA».
Санаторий «Россиянка» (Краснодарский край) предлагает оздоровительные программы для детей «Мать и дитя» (18-21 день), «Новая формула жизненного успеха» (18—45 дней), «Специализированная помощь при заболеваниях уха, горла, носа» и «Астма и аллергия»(18—21 день).
Курорт федерального значения «Белокуриха» располагает горнолыжным комплексом (8 подъемников вблизи санатория, пропускная способность - 3000 человек в час). Здесь имеется пункт проката горнолыжного снаряжения и школа инструкторов.
РАО «ЕЭС России» владеет детским оздоровительным лагерем «Энергетик» (Тверская область). Отдыхающим предоставлены бассейны, сауны, спортзал, тренажерный зал, бильярд, настольный теннис. Большинство услуг — платные (аренда лыж, санок, хоккейных клюшек, катамарана, лодок, мячей, ракеток для большого и настольного тенниса, роликовых коньков, самокатов и др.).
Санаторно-курортный комплекс «Ди луч» (г. Анапа) предлагает для отдыхающих следующие комплексные оздоровительные программы «Антистресс», «Золотая осень», «Экология внутри нас», «Реабилитационный курс после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения», «Свободное дыхание - жизнь без проблем», «Чистая кровь», «Здоровые глаза», «Легкая походка», «Стройная фигура», «Любимый ребенок», «Красота, здоровье, молодость» (от 14 до 21 дней), стоимость путевок составляет примерно 7000—11000 руб. В санатории можно получить консультации специалистов, провести обследование и курс лечения. Кроме того, можно осуществить экскурсии, пользоваться бассейном, сауной, ваннами, провести сеансы массажа и другие процедуры.29
Санаторий «Митино» — равнинный климатический курорт лесной зоны, расположенный в Слободском районе Кировской области, в 17 км от г. Кирова в большом массиве хвойного леса на берегу пруда. Он включает в себя: главный корпус на 50 мест, детский санаторный круглогодичный лагерь на 80 мест, турбазу на 28 мест. В санатории проводится лечение детей и взрослых (14-21 день) и отдых по путевкам на любой срок.
Прекрасный лесной воздух, прогулки по лесным тропам и купание в пруду, катание на лодках и катамаранах, лыжные походы зимой, туристские прогулки на велосипедах, езда на лошадях прекрасно дополняет и усиливает эффект медицинских процедур.
Для достижения эффективного результата в лечении и отдыхе в санатории широко используются:
|
|
|
климатолечение (аэротерапия, гелиотерапия, талассотерапия);
водолечение (ванны с морской солью, скипидарные, горчичные, хлоридно-натриевые, йодно-бромные, углекислые, азотные, кислородные, хвойно-жемчужные и др.);
физиолечение (гальванизация и электролиз лекарственных веществ, ультразвук, фонофорез, лазер, магнитное поле, электросон, барокамера Кравченко, индуктормия, франклинизация и др.);
фитотерапия (отвары лекарственных трав);
электрогрязелечение (применяется озерно-ключевая сульфидно-иловая грязь);
массаж;
мониторная очистка кишечника;
гирудотерапия (лечение пиявками заболеваний внутренних органов);
теплолечение (компрессы с бишофитом, нафталаном, йодно- бромные укутывания, парафинолечение);
акупунктура, рефлексотерапия;
аэрозольтерапия;
озонотерапия;
мануальная терапия;
лечебная физкультура (групповые и индивидуальные занятия);
гидрокинезотерапия (гидроаэробика, плавание; применяется гейзер, противоток, гидромассаж, каскады).30
При проживании в отелях, кемпингах, санаторно-курортных учреждениях может быть предложен комплекс физкультурно-оздоровительных услуг:
утренняя зарядка, купание в море, бассейнах, водоемах; пешие прогулки, походы;
занятия на тренажерах под руководством инструктора и самостоятельно; поездки, экскурсии, путешествия, походы на автобусах, самолетах и поездах;
морские и речные круизы; солнечные, водяные и воздушные ванны; лечебно-восстановительные процедуры, массаж, солярий, сероводородные и грязевые ванны, минеральные воды, сауна и турецкие бани;
соревнования, викторины и подвижные игры, развлечения эмоционального характера;
охота и подводная рыбалка; развлечение и отдых на акватории (виндсерфинг, водные лыжи, параплан, гребля, выход в море на катерах и яхтах);
участие в празднике «Нептуна», костюмированных представлениях и др.31
В зимнее время в содержание услуг могут быть включены спуски на горных лыжах, слалом, фристайл, прыжки на лыжах с трамплина.
В тренажерных комнатах отелей длительного проживания и отелей экономического класса имеются кардиоваскулярные и силовые тренажеры, стенды с гантелями, раздевалки и душевые. В полносервисных отелях упрощенного типа — разнообразные виды аэробики, шейпинга и др.
В оздоровительных центрах полносервисных отелей упрощенного типа и полносервисных отелях туристам предоставлены: бассейны, джакузи, бани, массаж (классический, спортивный, лечебный, арома-мас- саж), диеты, специализированное питание.
Sarutas Per Aquas (SPA), т. е. вода — источник здоровья, как правило, приоритет полносервисных отелей: обеспечение оздоровления и отдыха, восстановление сил и релаксация, уход за телом за счет разнообразных видов массажа и лечебных процедур, солярий, обертывание тела водорослями (скраб), салон красоты и др.
Туристы могут играть в теннис, гольф, волейбол и баскетбол. Им предоставлены комнаты для компьютерных игр, ракетбола, сквоша, бильярда, дартса и др. Они могут использовать специальные курсы лечения и сбалансированного питания, процедуры для лица и тела, курсы психотерапии.
Во многих отелях мира осуществляются медико-оздоровительные мероприятия с использованием водных процедур, массажа, лечебной гимнастики, физиотерапии. Кабинеты оборудованы велоэргометрами, динамометрами и специальной аппаратурой, позволяющей самостоятельно определять свои функциональные возможности. В любое время можно обращаться за консультацией к медицинскому работнику и получать научно обоснованные показатели физиологического и функционального состояния организма. Неотъемлемая часть: салоны ухода за фигурой; гимназии бодибилдинга; многоцелевые атлетические клубы, центры для занятий с детьми.
Лагерные курорты предназначены для проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий: места для скалолазания; мини-бассейн с каскадами, водоворотами, массажными насадками и водяными горками; бильярдный зал и кегельбан; косметический салон и парикмахерская, помещения для релаксации. Дети туристов находятся в комнатах для игр под присмотром персонала. Проводятся консультации, просмотр видеокассет.
Туристам предлагаются: прокат и ремонт спортивных товаров; страхование; тотализатор и лотереи; посреднические услуги; экскурсии; услуги государственного страхования и банка; услуга ресторанно- гостиничных комплексов и др.
В оздоровительных клубах за определенную плату туристам предлагаются: шейпинг, аэробика, силовая гимнастика, единоборства и др. Они могут заниматься танцами, кардиофанком, стэпом, аквааэробикой, джазесайз, калланетикой, аэробикой, занятия для автолюбителей, больных астмой или остеохондрозом, пожилых людей, детей 2—15 лет.
Все мероприятия направлены на укрепление здоровья, развитие физических способностей, снятия напряженности, поднятия эмоционального тонуса, а также на изучение английского языка. Большое внимание уделяется боевым видам искусств, степ-аэробике, упражнениям на развитие мышц спины, живота, рук, упражнениям из бокса, каратэ, восточных единоборств и йоги с элементами восточной и западной культуры движений, которые дают хороший оздоровительный эффект, благодаря активному включению психики, концентрации внимания.
Популярными стали и другие направления оздоровительных мероприятий: памп — силовая аэробика; спининг или сайкл — динамичная тренировка на велосипедах, совмещенная с просмотром видеофильма; резист-бол — вид аэробики с использованием специальных надувных мячей разной величины. Аквааэробика и гидроаэробика- выполнение различных упражнений в воде под музыку, а также боди-балет, стретчинг, калланетика, аквагимнастика, стэп-азро- бика, фанк-аэробика, йога, классический танец, чечетка, рок-н-ролл, африканский и бразильский джазовые танцы, западные танцы (танго, вальс, фокстрот), тонизирующая гимнастика также популярны у отдыхающих.
Особое внимание уделяется занятиям с женщинами в период беременности и в послеродовом периоде, с инвалидами и лицами, перенесшими травмы. Перед тем, как рекомендовать новому клиенту программу тренировок, он подвергается тестированию на велоэргометре с компьютерной установкой (проверяется ЧСС, кровяное давление, измеряется масса тела и жировая прослойка), а также силовому испытанию.
Популярными программами физической активности являются: занятия ракеточными видами спорта, специальные мероприятия (соревнования, посвященные юбилею клуба, мероприятия в рамках общегородских торжеств), персональный инструктаж, консультации по здоровому образу жизни, реабилитация больных с сердечно- сосудистыми заболеваниями.
В системе занятий общефизической подготовки женщин зрелого возраста наиболее распространенными и доступными средствами восстановления являются суховоздушные бани-сауны, ручной и вибрационный массаж и гидропроцедуры (контрастный душ и массаж). Некоторые женщины предпочитают такие виды физической активности, как ходьба, плавание, аэробика, езда на велосипеде, занятия на тренажерах.
Некоторые клубы используют разновидности игр с ракеткой и мячом (хальфкорт); аквапарк с температурой воды +29°С. Лагуны и их акватории оборудуются тропической растительностью, искусственными волнами, водяными каскадами и гейзерами, водяными утками, гигантскими тобогганами и водяными грибками, рекой с «образным» течением, специальными местами с регулируемым уровнем воды для занятий аквааэробикой. Здесь же обустроены домики для отдыха, хижины.
Во всех случаях используются такие оздоровительные услуги, как бани (хаммам, сауна, биосауна, турецкая баня), центры бальнеологии и кабинеты косметологии, массажа, а также прокат инвентаря и автомобилей, услуги магазинов, баров и ресторанов, культурно-развлекательных центров.
Частично, современные средства физической активности, которые могут быть использованы в качестве физкультурно-оздоровительных услуг в системе туризма, представлены в приложение 1Выводы к главе 2.
Физкультурно-оздоровительные услуги являются одним из основных объектов маркетинговой деятельности в сфере туризма (наряду с такими объектами, как спортивные товары, спортивные организации, предприятия, учреждения, персоналии, территории).
Процесс организации туристской индустрии в условиях рыночных отношений в России строится с учетом общей тенденции к увеличению свободного времени населения, количественному росту участников международного туризма, показателей продолжительности жизни, индивидуальных запросов туристов; возрастанию спроса на развлекательные программы, спортивные мероприятия; повышению интереса к национальному колориту культуры; гибкости предлагаемых программ и величины их стоимости.
Физкультурно-оздоровительный сервис в сфере туризма постепенно получает признание в стране: ассортимент услуг становится более разнообразным; повышается степень положительной мотивации к занятиям в интересах укрепления здоровья и формирования социального статуса человека.
Среди основных факторов, определяющих качество деятельности в сфере физкультурно-оздоровительного сервиса: материальная база, физкультурно-образовательная программа, организационная система санаторно-курортного предприятия, внешнее окружение, кадры туризма; главным является «человеческий фактор», т. е. управленческий, педагогический и другой персонал.
Поэтому политика в области физкультурно-спортивных кадров направлена на целесообразное их использование в соответствии с профессиональной подготовкой, опытом и личными возможностями, на формирование у них потребности в профессиональном развитии и предоставлении им возможности для профессионального роста.
Глава 3.Организация, методика и результаты исследования
3.1. Изучение развития адаптивно физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере туризма
В современной системе мер социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья преобладают активные формы, наиболее эффективными из которых являются физическая реабилитация и социальная рекреация средствами физической культуры, спорта и туризма. Последние представляются нам наиболее актуальными во всей совокупности «здорового образа жизни», объединяющего сферы жизнедеятельности личности, коллектива и социальной группы. Вообще, физическая культура и туризм выполняют в обществе множество функций и охватывают все группы лиц, имеющих физические и психические нарушения различных степеней тяжести. Универсальный характер физической рекреации проявляется в её направленности на развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, на организацию общественно-полезной деятельности, досуга, физической и психо - эмоциональной реабилитации и коммуникации всех видов групп. В данной главе предоставлено содержание оздоровительно – познавательной деятельности с группой лиц юношеского и старшего возраста с нарушениями развития личности средствами адаптивного туризма в «Реабилитационном Центре реабилитации инвалидов и детей – инвалидов».
На всех этапах разработанной программы в Центре реализуются общие задачи, прежде всего развитие их собственной активности, формирование интереса к окружающему миру, приобретение базовых навыков ведения здорового образа жизни. Решению этих задач и посвящены занятия туристской направленности, ориентируемые на индивидуальные возможности каждого, реализующие личностных подход в формировании базовых навыков в сферах жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Такая программа предполагает организацию оздоровительно- познавательной деятельности средствами адаптивного туризма под руководством специалистов, чтобы можно было оказывать преимущественное воздействие на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу молодых людей в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природой и социальной средой.
В процессе занятий адаптивным туризмом молодые люди знакомятся с правилами безопасного поведения человека, а также со средствами и методами его выживания в природных условиях. При встрече с окружающим миром специалисты помогают им разобраться в многообразии форм, правил, названий, признаков природных явлений, использовать условия природной среды для всестороннего и гармоничного развития личности. Туризм - это один из компонентов обучения; в своей практике он предметно связывает упражнения по выработке и ориентиров. В естественных природных условиях открывается огромная возможность для создания различных форм физической и динамической деятельности, которые приносят радость и жизненную уверенность, формируют поведенческие реакции людей во взаимоотношениях.
Участие в соревнованиях способствует более полному раскрытию физических способностей и двигательных навыков, формируют предпосылки для более полного их раскрытия, позволяет испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей. Спортивные состязания содействуют интеграции лиц с ограниченными возможностями различной степени тяжести в общественную жизнь, позволяют включиться в контакты с другими людьми. В соревновательном процессе инвалиды получают возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения и самоопределения. Кроме этих психологических аспектов участия в спортивном движении, адаптивный туризм способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций, что является существенным фактором социальной реабилитации.
В естественных условиях предлагаются различные виды отношений: дисциплина, партнерство, взаимодействие, взаимопомощь, ответственность и т.д. Все это представляет собой школу адаптивного поведения и, в конечном счете, моделирует поведение инвалидов в ситуации максимально самостоятельного время припровождения, самостоятельной организации двигательной деятельности и досуга, умению планировать и организовать свое свободное время и пространство с наибольшей пользой.
Социальная адаптация людей с проблемами развития существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим различие ограничения жизнидеятельности. В результате этого человек с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в условиях социальной или психологической изоляции. Для нормального развивающегося ребенка характерна игровая активность, посещение детского сада, школы, спортивных учреждений, учреждений культуры, воспитание в семье, где ребенок получает первичные знания, умения и навыки, приобретает определенные культурные ориентиры, необходимые для дальнейшего нахождения места в социуме.
У ребенка с ограниченными возможностями развития при наличии социально ограниченной среды подобные контакты ограничены или невозможны. В большинстве случаев у таких детей нет достаточного опыта взаимодействия со сверстниками на игровой площадке или в общественных учреждениях, то есть в тех местах, где и когда как раз и закладываются основные знания об окружающем мире. Дети с ограниченными возможностями развития плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в повседневной жизни. Их знания об окружающем мире поверхностны, неточны, а любая нестандартная ситуация может обернуться серьезными проблемами, или более того, стать опасной для жизни ребенка. В процессе взросления все "детские" проблемы переходят в разряд проблем "взрослых".
Реализация программы "Адаптивного туризма" направлена на формирование у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса социальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на более полную реализацию его физического потенциала. И, наконец, на становление, сохранение и использование имеющихся в наличии психических и двигательных качеств личности.
В течении нашего многолетнего наблюдения, мы можем утверждать, что в результате занятий адаптивным туризмом формируется личность, адаптированная к условиям нестабильного социума; приходит осознание себя как биологического, психического и социального существа, а также осознание необходимости ведения здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности как главных условий благополучного существования человека; формируется стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности и устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом; развивается самоконтроль и личностное саморазвитие, а в результате, повышается творческая продуктивность.
В качестве конечных результатов мы видим повышение:
- функциональных возможностей организма;
- уровня физического развития и физической подготовленности;
- приоритета ведения здорового образа жизни;
- мотивации к двигательной деятельности;
- уровня самостоятельности и активности и двигательной деятельности;
- интереса, проявляемого родителями к деятельности собственных детей и вовлечение их в совместную физкультурно-оздоровительную деятельность.
На протяжении нескольких лет на базе "Центра социальной реабилитации инвалидов и детей - инвалидов" проводятся физкультурно - оздоровительные работы с реабилитантами по различным направлениям. Такие мероприятия являются одной из форм социальной реабилитации и интегрции людей в общество.
Воспитанники реабилитационного Центра занимаются и участвуют в соревнованиях с другими Центрами города. Силами администрации и специалистов Центра, при финансовой поддержке государства, инвалидов вывозят на базы отдыха. Реабилитантам организовываются регулярные учебно - тренировачные занятия. В результате анализа двигательной деятельности реабилитантов, с учетом их возможностей, были определены в качестве доступных восемь видов спорта:
- плавание;
- легкая атлетика;
- зимние виды спорта (лыжи, снегоступы);
- настольный теннис;
- велоспорт (на трехколесных велосипедах);
- бочче;
- адаптивный туризм.
Выделяя адаптивный туризм как приоритетное направление физкультурно - оздоровительной работы, мы руководствовались в первую очередь следующими принципами:
доступность - в естественных природных условиях открываются безграничные возможности для создания физической динамической деятельности;
демократичность - в реальной туристической деятельности группы спортсменов всегда найдется место для всех категорий людей с отклонениями в состоянии здоровья;
возможность проведения занятий туризмом круглый год;
возможность проведения занятий адаптивным туризмом круглый год;
организация походов разного уровня и направлений - тренировочных, оздоровительных, спортивных, краеведческих, прогулочных и т. д.;
практическое применение навыков и умений безопасной жизнедеятельности человека.
Занимаясь адаптивным туризмом на протяжении многих лет, воспитанники реабилитационного Центра достигли определенных успехов: участвовали в городских соревнованиях, где постоянно занимают призовые места.
Таким образом, доказывается возможность и необходимость рассматривать включение человека с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство как личность, имеющую потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни социума, успешному взаимодействию и партнерству, трудовой, рекреационной и других видах деятельности.
Опыт участия в проведении спортивно-массовых мероприятий различной направленности показал, что молодые люди с ограниченными возможностями выступают в качестве не только объектов, но и субъектов социальной реабилитации. А субъекты они усваивают социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе. Иными словами, они не только адаптируются к обществу, активно участвуя в процессе социализации, но и влияют на самих себя и свои жизненные обстоятельства.
Общество должно признать тот факт, что во все времена были и будут существовать категория людей с особыми потребностями и долго ещё будет ощущаться необходимость в выявлении и устранении барьеров, препятствующих получению ими всего необходимого для полноценной жизни, включая доступ ко всем видам социальной реабилитации и интеграции, прежде всего, в форме физической культуры и спорта.
Конечной целью реабилитационных мероприятий является возвращение инвалидов к общественно полезной, активной жизнедеятельности в соответствии с их функциональными возможностями.
При создании нашей модели комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры соблюдены основные педагогические принципы процесса реабилитации33, а именно:
Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы учитывались возраст, пол и профессия пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса, его функциональные возможности.
Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.
Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений, как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.
Систематичность — основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекающей порою до нескольких месяцев и лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма.
Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала. Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.
Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.
Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е. 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 8590% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.
Умеренность воздействия средствами адаптивной физической культуры означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.
При разработке модели комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры соблюдены основные педагогические принципы процесса реабилитации, а также учитывались морфологические, физиологические, психологические изменения людей пожилого возраста.
В организационный компонент модели комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры входит комплексное поэтапное обследование. Для этого необходимо:
Составить социальный паспорт инвалида
Заполнить индивидуальную карту обследования с показателями соматометрии (антропометрии), соматоскопии, тонометрии, динамометрии, пульсометрии и т.д.
Провести комплексное обследование психологического состояния и определить уровень гармоничности нервно-психического развития обследуемых (анамнестические беседы, гериатрическая шкала измерения уровня депрессии, цветовой тест Люшера и т.д.).
5. Уточнить показания и противопоказания специалистов к применению какого-либо из видов адаптивной физической культуры.
Культурно-массовые мероприятия проводятся систематически по заранее разработанному и утвержденному плану, но вносятся коррективы, учитывая пожелания инвалидов.
Все это сыграло немаловажную роль в адаптации реабилитантов к условиям Центра улучшило коммуникативные навыки, подняло настроение, устранило тревожные опасения, отвлекло от неприятных ситуационных моментов.
Рассмотрим следующий вид адаптивной физической культуры, включенный в нашу модель — это адаптивная физическая реабилитация удовлетворяющая потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например являющимся причиной инвалидности).
Адаптивная физическая реабилитация инвалидов будет эффективной при комплексном взаимодействии всех специалистов и при условии фиксации результатов на каждом этапе исследования.
В процессе адаптивной физической реабилитации использованы средства лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура (ЛФК) - это научно-практическая, методико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность лечебной физической культуры, по сравнению с другими методами лечения и реабилитации, заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения - мощный стимулятор жизненных функций организма человека.
ЛФК, с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие (стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ, восстанавливая нарушенные функции), с другой - уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности Основными формами ЛФК являются самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, коррекционные занятия с использованием методических материалов и т.д.) и организационные групповые занятия.
При занятиях с инвалидами использованы следующие организационные методы:
Индивидуальный. В этом случае методика подбирается строго индивидуально, с учетом особенностей патологии инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности. Индивидуальный метод организации является наиболее эффективным.
Групповой, т.е. метод, при котором работа ведется с группой инвалидов до десяти человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполняющих, в основном, чисто вспомогательные функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.
Индивидуально-групповой, т.е. метод, при котором методически занятие организует и ведет инструктор, а ассистенты под его руководством работают индивидуально с инвалидами.
Метод самостоятельных занятий подразумевает организацию занятий по рекомендациям инструктора.
Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:
Метод строго-регламентированного упражнения, определяющий применение конкретных, хорошо подобранных строго направленных упражнений в каждом занятии.
Игровой метод, т.е. применение подвижных игр и элементов спортивных игр в занятии.
Соревновательный метод.35