Основы адаптивной физической активности и адаптивного физического воспитания




Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.
Адаптивная физическая культура, по мнению С.П. Евсеева, представляет собой достаточно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии. Она включает в себя, помимо названных направлений, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений, техникумов, колледжей и вузов. 1
Также выделяют креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной деятельности.
Адаптивный спорт – компонент или вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей, потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.
Развитие адаптивного спорта имеет более чем столетнюю историю. Еще в XVIII-XIX вв. было установлено, что двигательная активность является одним из основных факторов реабилитации инвалидов.
Попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты еще в XIX столетии, когда в 1888 году в Берлине формировался первый спортивный клуб для глухих. Впервые Всемирные игры глухих прошли в Париже 10-17 августа 1924 г. В них участвовали спортсмены — представители официальных национальных федераций Бельгии, Великобритании, Голландии, Польши, Франции и Чехословакии. На Игры прибыли спортсмены из Италии, Румынии и Венгрии, в которых таких федераций не было. Программа Игр включала соревнования по легкой атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию.
Международный спортивный комитет глухих (МСКГ) был образован 16 августа 1924 г. В него вошли федерации, объединяющие спортсменов с нарушением слуха. С этого же времени МСКГ каждые четыре года проводит летние Всемирные игры глухих. На первом конгрессе МСКГ, который состоялся в Брюсселе 31 октября 1926 г., был принят Устав этой организации. До начала Второй мировой войны в нее вступают Германия, Швейцария, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, США, Япония и Болгария. В 1949 г. к ним присоединились Испания и Югославия. Организуются и проводятся Международные зимние игры глухих.
Однако традиционно возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для таких людей создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери Людвиг Гуттман основал Центр лечения спинных травм. Здесь были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. 28 июля 1948 года группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение. 2
При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека – это потребности в самоактуализации, поскольку профессионально трудовая, общественно политическая и другие виды деятельности зачастую оказываются недоступными.
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Задачи, решаемые в адаптивной физической культуре, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливается компонентом (видом) адаптивной физической культуры, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
Содержание адаптивного спорта направлено на формирование у людей с ограниченными возможностями высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. 4
Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию.5
Адаптивная двигательная рекреация – компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.6
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения. В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия стресса и приобщении к адаптивной физической культуре.
Перечисленные компоненты (виды) адаптивной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы, особенности содержания; с другой стороны, они тесно взаимосвязаны.
В процессе адаптивного физического воспитания используются элементы лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; элементарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды проходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно- оздоровительному спорту высших достижений.7




1.2. Физическая культура и спорт как средство восстановления телесных возможностей организма
Современные условия жизнедеятельности человека (интенсивная трудовая, образовательная, общественная деятельность; отрицательные факторы природной среды; экологическая обстановка; эмоционально- стрессовые нагрузки в обществе; технический прогресс; социально-экономические катаклизмы; агрессивность и девиантное поведение молодежи) все более и более вызывают к жизни новые средства воздействия (социального, психологического, нравственного, физического) на человека.
Самое простое и дешевое, исторически признанное, теоретически обоснованное и проверенное практикой жизни требование к оздоровлению общества — постоянное использование физических упражнений и спорта, способствующих совершенствованию психофизической сферы человека, его пожизненная двигательная активность.
Широкий круг личностных потребностей современное общество сможет удовлетворить за счет разнообразия форм и средств физической активности человека, широкого спектра предлагаемых услуг в сфере досуга вообще, физических упражнений, двигательных действий, видов спорта, в частности.
Согласно современным представлениям, физические упражнения можно подразделить по следующим критериям: по биомеханической структуре движений (циклические и ациклические ); по проявлению физических качеств (быстроты, выносливости, силы, координации); по особенностям локомоций; по мощности выполняемой работы; по преобладающему источнику энергии; по уровню энергозатрат; по характеру регламентации нагрузки; по объему активной мышечной массы; по характеру мышечной работы.8
Социально признанные в современном обществе физические упражнения рассматриваются нами по степени их исторического использования в системе оздоровительной физической культуры и спорта, т. е. как инновационное средство физкультурного образования, сохранения здоровья, психологического состояния, физической и социальной активности человека.
Сущность построения современных программ оздоровительной физической культуры, активного спорта предусматривает использование их технологии (форм, средств и методов), влияющей на жизнеобеспечивающие функциональные системы человеческого организма: сердечнососудистую, дыхательную, иммунную. Индивидуально направленное, комплексное, тренирующее воздействие физических нагрузок на основные функциональные системы организма позволяет поддерживать здоровье человека на оптимальном уровне его развития. Путь достижения этого феномена в развитии человека исключительно труден, но возможен, во-первых, по самой природе человека, во-вторых, для этого есть реальные педагогические пути, инновационные технологии оздоровительно физической активности, отвечающие его интересам и потребностям.
Физическая активность в нашем понимании является инструментом общего социально-психологического развития человека, человека с любыми отклонениями от нормы в состоянии здоровья, независимо от его возраста и характера психоэмоциональных и физических ограничений. Физические воздействия на человека в любой сфере его жизнедеятельности (образования, труда, отдыха), предусматривающей развитие, восстановление или компенсацию, развитие или совершенствование утраченных или нарушенных функций, означают целенаправленный психолого-педагогический процесс, имеющий целью дать возможность человеку достичь оптимального физического и социального уровня жизнедеятельности с учетом его интересов и потребностей.9
Технология оздоровительной физической активности предусматривает следующие группы упражнений:

дыхательные;
развивающие подвижность в суставах;
формирующие навыки сохранения правильной осанки;
увеличивающие силу сопротивления;
с предметами;
в равновесии;
асимметричные;
игровые;
специально-прикладные;
с заданным результатом.10

В своей основе эти упражнения (виды спорта) могут использоваться на суше и в воде, коллективно и индивидуально, под руководством педагога и самостоятельно.
Обширный арсенал оздоровительных физических упражнений (видов спорта), как правило, делят на группы по критерию степени их воздействия на организм человека, по показателям конечного результата, характеризующего эффективность решаемых педагогических задач на конкретном этапе обучения и тренировки.
Внедрение инновационных технологий физкультурного образования, оздоровления лиц с ограниченными возможностями является одной из основных задач развития учебных планов и программ.
Отсутствие научно-методического анализа современного феномена инновационной физической культуры, ее тенденций и перспективы развития порождает много организационно-управленческих проблем в системе физкультурного образования. Анализ содержания инновационных форм и средств физической активности населения различных стран показывает, что в современных условиях физическая культура человека трактуется не столько как совокупность физических качеств личности, а как определенный стиль жизни.
Решающим фактором укрепления своего здоровья является позиция самого человека, его отношение к собственному социальному, психологическому и физическому здоровью.11 Отсюда вытекает сущность концепции по формированию ценностномотивационных установок личности, ориентированной на здоровый образ жизни, который становится основой развития современного общества. Развитие инновационных средств физической активности вызвано определенным социокультурным запросом. Это значит, что уже сложилась определенная мотивация на тот или иной тип физкультурно-оздоровительной работы и спортивной деятельности.
Интеграция различных форм и средств социокультурной деятельности человека с использованием физических упражнений, отдельных видов спорта эффективно может развиваться в рамках индивидуальных, групповых занятий и массовых мероприятий, ориентированных на решение физкультурно-оздоровительных задач в сфере туризма, основу содержания которых могут составить: инновационные физкультурно- спортивные услуги; пропаганда средств физической активности в условиях сферы туризма; распространение литературы, видеозаписей по проблемам здоровья человека; материально-техническое обеспечение занятий; научно-исследовательская работа по оценке эффективности инновационных средств физической культуры в сфере туризма.
Осознание человеком значимости физической активности в сохранении своего здоровья привело к тому, что значительная часть населения планеты старается ввести физкультурно-оздоровительные занятия, спорт в свою повседневную жизнь, используя их в условиях рекреации, реабилитации, досуга и лечебно-оздоровительного отдыха.12
Частично, современные средства физической активности, которые могут быть использованы в качестве физкультурно-оздоровительных услуг в системе туризма, представлены в приложение 1.13.
Культивирование новых видов физической активности и спорта в сфере туризма связано с развитием спортивно-оздоровительной работы, деятельностью коммерческих клубов спорта, использованием в сфере досуга и образования оздоровительных систем, «персональных учителей» и «персональных тренеров», созданием «семейного спорта» и «семейного туризма», интеграцией деятельности спортивно-оздоровительных клубов, медицинских и социально-психологических учреждений, а самое главное — с изменением образа жизни молодого поколения и расширением сферы его интересов.14
Вывод к главе 1.
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.
Учитывая постоянное стремление человека к самореализации и самосовершенствованию, поиску и реализации нового, можно с уверенностью сказать, что системный подход в обосновании инновационных форм, средств и методов его физической активности позволит определить востребованные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги в сфере туристического бизнеса, ибо туризм является в настоящее время самым распространенным видом отдыха.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!