Название | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции | Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым. Учить понимать словесную инструкцию. Развивать желание действовать вместе и добиваться положительного результата. | Двигательные игры «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Беги ко мне». Игры с дидактической куклой. |
Формирование представлений о себе и о других детях. Развитие коммуникативной сферы. | Учить познавать себя через отношения с окружающими. Формировать целостное представление о себе Учить взаимодействовать со сверстниками в бытовых ситуациях (в режимных моментах) | Игры- упражнения: «Знакомство -здравствуй - это я» «Ласковая цепочка» «Я дарю тебе улыбку» и др. Игры: «Ау» (Широкова), «Пальцы звери добрые» «Зеркало» «Мамино настроение» |
Развитие крупной и мелкой моторики | Развитие координации движений(развивать реакцию и учиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме) Развитие двигательных импульсов пальцев рук | Упражнения на зеркальное копирование движений. Ходьба по узкой дорожке. Массирование (растирание, поглаживание) пальчиков ребёнка. Работа с тактильными досками. Игры «Собираем бусы» «Собери картинку» (игры с прищепками) Пальчиковые игры с проговариванием веселых стишков и потешек: «Ёжик», «Семья», «Сорока-белобока», «Этот пальчик…». Игра «Пальчиковый бассейн», погружение рук ребёнка в мисочки, наполненные различными крупами. |
Сенсорное развитие. Развитие восприятия. | Совершенствовать восприятие, умение активно использовать осязание, зрение, слух. Помогать ребёнку обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений; Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.). | Использование методического пособия «Кубики Дьенеша» альбомы для малышей. Д/И"Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку) "Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) " Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) " Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) |
Развитие внимания | Учить концентрировать внимание на объекте. Развитие способности переносить внимание с одного объекта на другой. | Рассматривание ярких игрушек и манипуляция с ними. Рассматривание предметных и сюжетных картинок. Игры «Найди одинаковый предмет», «Общее различия»,«Что изменилось», «Что звучит?»,«Сделай так же». |
Развитие мышления | Развивать кругозор и образное мышление. Развивать умение различать верх и низ предмета. Развивать навыки классификации и сопоставления предметов. | Использование методического пособия «Кубики Дьенеша» альбомы для малышей. Игры «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка». «Сборные матрешки»«Чудесный мешочек».«Подбери крышку». «Найди домик» Разрезные картинки. |
Развитие памяти | Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука) Развивать зрительную память (4-5 предметов) | «Запомни слова» «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Что пропало?» «Угадай, чего не стало?» «Что изменилось?» |
Развитие воображения | Совершенствовать способность к подражанию | Двигательные игры «Зайчик», «Мишка косолапый», Паровоз», «Самолёт», «Бравые солдаты» Игры на звукоподражание «Лошадки», «Лягушки», «Ворона» |
Снятие психоэмоционального напряжения | Снятие мышечных зажимов, создание положительного эмоционального настроя | Психогимнастика. |
III период
Март, апрель, май
Название | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции | Развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии. Продолжать обучать понимать и выполнять двух- и трёхступенчатые инструкции | Сказка «Курочка ряба» (магнитная) Сказка «Репка» (сюжетные картинки) Упражнение «Поруение» |
Формирование представлений о себе и о других детях. Развитие коммуникативной сферы. | Формировать умения анализировать чувства и состояния, управлять ими посредством практических упражнений. Формировать представление о близких людях: маме, папе, бабушке Развивать умение сотрудничать; слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию | Игры- упражнения: «Знакомство -здравствуй - это я» «Ласковая цепочка» «Я дарю тебе улыбку» и др Рассматривание картинок, чтение художественной литературы. Игры- упражнения: «Слушай хлопки»,«Давайте познакомимся», «Услышь свое имя» |
Развитие крупной и мелкой моторики | Развитие координации движений(учиться владеть своим телом) Совершенствовать, приобретённые ранее навыки мелкой моторики. Обучение правильному захвату карандаша. | Двигательные игры «Делай, как я»,»Если нравится тебе, то делай так…»,»Гусята и котята». Сжимание и разжимание пальчиков рук. Игра «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи!» Ребенок сжимает и разжимает игрушку-пищалку, а взрослый приговаривает: «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи».Упражнение «Вытаскивание маленьких предметов из прозрачной банки.» Рисование пальчиками и карандашом. «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки» «Помоги Гномикам нарисовать узоры» Шнуровки. Бусы. Игры с бельевыми прищепками. |
Сенсорное развитие. Развитие восприятия. | Развитие предметно-манипулятивной деятельности, зрительного и тактильного восприятия. Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения); Осуществлять классификацию по одному признаку; Развивать умение осуществлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку); Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.) | Игра «Что в коробке?» Игры с бельевыми прищепками. Д/И «Укрась бабочку» «Почини одежду зайчатам» "Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) "Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки) |
Развитие внимания | Развивать объем внимания Развивать концентрацию внимания Развивать устойчивость внимания | Д/И«Игрушки разбежались».«Что изменилось».«Волшебное слово». Упражнения «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди такую- же» «Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки» «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке» |
Развитие мышления | Развивать образное мышление. Развивать навык обобщения и конкретизации. Развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку. | Разрезные картинки. Д/И«Чей домик?» «Покажи овощи…фрукты…грибы» «Назови одним словом». Блоки Дьенеша,альбомы для малышей Игры «Один - гуда, другой - сюда», «Кто где живёт» «Когда это бывает?» «Что растёт на грядке?» «Чья это мама?» |
Развитие памяти | Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука) Развивать зрительную память (4-5 предметов) | Дидактическая игра «Закончи (продолжи) слово»Упражнения «Запомни слова» «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Что пропало?» «Угадай, чего не стало?» «Что изменилось?» |
Развитие воображения | Развивать репродуктивное воображение | «Дорисуй картинку» «На что похожи эти фигурки» «Что держит в руках каждый из детей» |
Снятие психоэмоционального напряжения | Обучать приемам расслабления, снятию эмоциональной неустойчивости, управлению собственным телом. | Игры «Танцующие руки»,«Круглый Ушастик», «Ласковые лапки», «Огонь и лед», «Апельсин», «Петушки», «Добрый бегемотик» |
Примечание
Игры и упражнения:
1). Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
2).О.Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.
Педагог-психолог:. ___________________/Сапон И.В./
Законный представитель ребенка: _____________________________________