ВВЕДЕНИЕ
Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост преступности и насилия, с очевидностью показали, насколько важна психологическая готовность персонала служб МЧС, МВД, ФСБ, Минюста России, частей и подразделений Министерства Обороны к работе в экстремальных условиях, способность сотрудников этих служб преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов, сохраняя при этом высокую работоспособность. Сегодня очевидно, что система психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, включающая учет индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов, - это не дань моде, а насущная, первоочередная необходимость.
Профессиональная деятельность сотрудников подразделений «повышенного риска» сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Отрицательное воздействие связанных с ней стресс-факторов испытывают как отдельные сотрудники, так и коллективы подразделений, а также семьи сотрудников.
Система психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, включающая учет индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов, получила название «стресс-менеджмента» (Schafer W., 1987; Lester D., et al., 1984; Котенев И. О., 1998).[1] Принципиальной особенностью этого подхода, по сравнению с традиционными психологическими интервенциями и групповой психотерапией, является его адресованность конкретным людям в конкретных организациях, сочетание образовательных, тренинговых, психокоррекционных, реабилитационных программ с элементами организационного консультирования, организационного развития. Признание негативного воздействия стресс-факторов на персонал, а, следовательно, – эффективность организации в целом, забота о привлекательности имиджа побуждают работодателя (руководителя) к поиску, внедрению и финансированию программ защиты сотрудников (и организации) от деструктивного влияния стресса.
|
Настоящее пособие посвящено описанию части высвеченного комплекса проблем – той части системы психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, которая касается подготовки персонала к действиям в условиях повышенного риска.
ГЛАВА 1: Теоретические основы психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Специфика методики и ее апробация.
- экстремальные ситуации и особенности их воздействия на психику активных участников событий
Экстремальные ситуации с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику человека. Это воздействие может быть как мощным однократным, так и интенсивным многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности и может служить источником как объективно, так и субъективно (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного человека) обусловленного стресса. Людей, переживших подобные ситуации, принято относить к группе повышенного риска возникновения психических нарушений, получивших наименование «посттравматических стрессовых расстройств», или сокращенно – ПТСР.[2]
|
В ходе работы с рядом специальных подразделений МВД, МО и МЧС России в период с 1997 по 2001 год нами были выделены основные стресс-факторы, воздействующие на сотрудников во время нахождения подразделений в условиях повышенного риска, такие как:
- явная и скрытая угроза жизни и здоровью;
- психологическое и физическое перенапряжение, переутомление, вынужденная смена ритмов бодрствования и сна;
- ожидание, вынужденное бездействие, монотонность и однообразие выполняемых действий;
- внезапность происходящих событий, дефицит времени, информационная перегрузка в условиях дефицита времени;
- бытовая необустроенность, удаленность от места постоянной дислокации;
- оторванность от семей, смена привычного образа жизни и действий и др.
Воздействие данных факторов на сотрудников проявляется в достаточно широком спектре психологических последствий профессионального стресса, среди которых можно выделить первичные, вторичные и третичные.
К первичным последствиям относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них – состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловлены им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких, как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.
|
Вторичные последствия возникают в результате неуспешных (или неадекватных) попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых реабилитационно-восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояния «профессионального выгорания», снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, сильнодействующими лекарственными и наркотическими средствами, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессивное поведение.
Наконец третичные последствия объединяют в себя целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это – преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды. различным негативным психическим состояниям, дезадаптации сотрудников
К первичным последствиям относятся, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них – состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловлены им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких, как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.
- возможность повышения толерантности к стрессу активных участников событий повышенного риска
Очевидно, что эффективность работы сотрудников[3] в условиях повышенного риска в значительной степени определяется величиной их «зоны стабильности».[4] Под «зоной стабильности» в настоящей работе мы понимаемтот размах события, в рамках которого нервная система человека сохраняет способность к саморегуляции и эостресс не переходит в дистресс. В связи с этим основой психологической подготовки является идея о необходимости расширения «зоны стабильности» сотрудников, как одного из важнейших факторов, обусловливающих толерантность к стрессу, т.е. определяющих количество изменений, при которых стресс не переходит в дистресс.
Согласно исследованиям В. Андерсена, одним из наиболее важных факторов, определяющих величину «зоны стабильности», является мотивированность сотрудника на профессиональную деятельность, включающая в себя главными составляющими осознание им правоты и значимости своего дела (мировоззренческий аспект), а также личностную значимость профессиональной деятельности в системе его ценностей и жизненных целей. [5]
В связи с этим в методику подготовки органически включён комплекс мероприятий, направленных на усиление мотивации профессиональной деятельности и повышение психологической устойчивости сотрудников.
Данный комплекс основывается на теоретических положениях о том, что:
1. знание и понимание процессов, происходящих в человеческом организме, значительно повышает толерантность к стрессу;[6]
2. высокая мотивация профессиональной деятельности, сосредоточенность на конкретной цели, ослабляют силу воздействия стресса на психику сотрудника;[7]
3. в ситуации «критического инцидента» наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределённости и беспомощности.[8]
- методика первичной психологической подготовки к активным действиям в условиях повышенного риска, ее специфика и апробация
Основополагающими идеями методики являются:
1. расширение «зоны стабильности» сотрудников, как одного из важнейших факторов, обусловливающих толерантность к стрессу (понятие «зоны стабильности» вводится и разъясняется нами в ряде статей[9], кроме того, данный термин прочно вошел в употребление за рубежом[10]) за счет:
- знания и понимания процессов, происходящих в человеческом организме под воздействием стресса;
- высокой мотивации профессиональной деятельности, сосредоточенности на конкретной цели, осознанности собственного выбора;
- профессиональной готовности к предстоящей деятельности, уверенности в своих знаниях, умениях и навыках;
2. обучения элементарным навыкам саморегуляции, визуальной диагностики психических состояний, экстренной психологической само- и взаимопомощи;
3. включения психологических механизмов эффективного группового взаимодействия.
Существующий в большинстве случаев лимит времени на общую подготовку подразделений к конкретному событию, например, к предстоящей командировке в зону ведения боевых действий, определил минимально необходимое время на проведение психологической подготовки – 10 часов, а также возможность, в зависимости от условий, проводить занятия как в течение трех дней, так и интенсивно, в течение одного дня.
Учебные занятия скомпонованы в три блока, по содержанию совпадающих в основном с главными идеями методики. Это позволяет также использовать части методики по отдельности, так как все они имеют завершенный вид и, кроме того, комбинировать элементы психологической подготовки с любыми другими направлениями подготовки сотрудников.
Занятия проводятся в спортивном зале и на полигоне (стрельбище) в форме профессионального тренинга с использованием большого количества разнообразных упражнений, применяемых в различных психологических подходах: НЛП, образовательной кинесиологии, телесно-ориентированной и групповой психотерапии, гештальте и др. Упражнения сочетаются с элементами тактико-специальной, боевой и физической подготовки, требуют для своего выполнения задействования обучаемыми широкого спектра профессиональных навыков.
Особое внимание при проведении занятий уделяется мотивированию сотрудников на активную работу по освоению предлагаемого материала, как в процессе обучения, так и в ходе самостоятельной работы. Основным мотивирующим фактором при этом выступает прямая угроза жизни и здоровью сотрудника, ожидающая его непосредственно в районе откомандирования.