БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины
(актуализация на 2018-2019 уч. г.)
Для набора 2018 г.
Москва, 2018
Оглавление
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий | |
2. | Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы | |
3. | Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины (модуля) | |
4. | Перечень нормативных правовых актов, актов высших судебных органов, материалов судебной практики |
Учебно-методические рекомендации для обучающихся
По видам учебных занятий
Общие положения
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается студентами очной формы обучения в течение семестра и завершается зачётом. Подготовка осуществляется в процессе разных форм работы: лекций, семинарских (практических) занятий, самостоятельного изучения теории по основной и дополнительной литературе.
Приступая к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенту необходимо внимательно ознакомиться с учебной программой, тематическим планом, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность изучения разделов, тем курса, выполнения учебных заданий, выносимых на групповые занятия. В обязательном порядке завести рабочую тетрадь.
Следует помнить, что уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, семинарах, других занятиях в составе группы, изучения рекомендованной литературы, выполнения заданий в ходе самостоятельной работы, активного использования времени, отводимого на консультации.
|
Лекционные занятия (теоретический курс)
Одной из важнейших форм организации учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» являются лекции. В ходе лекционного курса преподаватель излагает наиболее сложные, имеющие концептуальный характер вопросы. При этом следует учитывать, что любая лекция хрестоматийно состоит из трех основных частей:
- вводной части, в ходе которой преподаватель объявляет тему, показывает её актуальность план лекции, определяет цель и задачи данной лекции. Кроме того, дает краткую характеристику проблемы, представляет список литературы и источников по теме;
- основной части, где преподаватель представляет факты, понятийный аппарат темы, освещает события, демонстрирует аудио - и видео материалы по проблеме, анализирует различные точки зрения, приводит систему доказательств и аргументов в подтверждение своего мнения, показывает связь обсуждаемой проблемы с практикой;
- заключительной части, где преподаватель подводит итоги рассматриваемой проблемы, делает выводы, определяет задания для поисковой работы над изучаемой темой, дает методические рекомендации по организации самостоятельной работы, отвечает на вопросы студентов.
Задача студента внимательно слушать лектора, одновременно записывать важные мысли, которые в последующем составят основу конспекта данной лекции. При этом рекомендуется придерживаться общих, существующих и уже утвердившихся в практике, правил и приемов конспектирования лекций.
|
1. Лекция записывается в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля для дополнительных записей.
2. В начале лекции следует записать дату, тему, вопросы лекции, рекомендуемую литературу. Запись содержания лекции должна иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения выводов, определений, основных идей можно использовать цветные фломастеры. Рекомендуется по ходу чтения лекции на полях делать пометки о терминах, с которыми впервые сталкивается студент, вопросы, на которые следует обратить внимание при доработке конспекта, а также те вопросы, которые возникают у студента к преподавателю по материалам данной лекции.
3. В конспекте дословно записываются определения основных научных категорий, номера и названия нормативно-правовых актов, год их принятия. В конспект следует заносить рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Записывая, обязательно вдумывайтесь в слова преподавателя, стремитесь понять содержание предлагаемого к изучению материала, уяснить главное, и это главное четко и понятно (своими словами) зафиксировать в своих конспектах.
4. В ходе конспектирования вполне допустимо делать сокращения наиболее распространенных терминов и понятий, но с соблюдением одного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. При этом следует помнить, что сокращения носят индивидуальный характер, а чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.
|
5. В ходе лекции учитесь сосредоточить свое внимание только на ее содержании. Даже кратковременное отвлечение внимания приводит к потере мысли лектора и логики самой лекции.
6. Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.
Рекомендуется следующий порядок доработки лекции:
– прочитайте свои записи и восстановите в памяти основное содержание лекции;
– исправьте неточности, расшифруйте обозначения и нестандартные сокращения;
– прочитайте материал по учебнику или другим дополнительным источникам, заполните пропущенные в конспекте места, внесите нужные дополнения;
– выделите в своих записях основные положения, если нужно, пронумеруйте, подчеркните. Проведите анализ конспекта лекции. Если вы убедитесь, что разобрались и усвоили основные идеи и положения лекции, считайте, что с поставленной задачей справились. Помните, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления способствует лучшему усвоению материала.
В ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» могут быть прочитаны следующие типы лекций:
− Вводная лекция (лекция-установка)
− Лекция-беседа
− Лекция-визуализация
− Проблемная лекция
− Информационная лекция
Для того чтобы наиболее эффективно усвоить учебный лекционный материал студенту следует знать особенности методики проведения данных лекций.
Вводная лекция читаются по первой теме курса, которая призвана ознакомить студентов с целью, назначением дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее ролью и местом в системе других учебных дисциплин, изучаемых будущими специалистами в области судебной экспертизы. Наряду с созданием целостного представления о дисциплине, данная лекция содержит рекомендации студентам по работе над курсом, характеристику источников, монографической литературы, учебников и учебных пособий, знакомит с требованиями к зачету и другим видам занятий, которые будут применяться в ходе изучения дисциплины в университетской аудитории.
Проблемные лекции читаются по темам №2 и №6, которые далеко неоднозначно трактуются в литературе. Опираясь на определенные знания, которые были получены студентами в ходе школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», преподаватель начинает проблемную лекцию с вопросов, с постановки проблемы, которую затем решает в ходе ее изложения. То есть, проблемная лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения и не однозначноо ответа. В ходе лекции обязателен диалог преподавателя со студентами. В этой связи обучаемым следует заранее (накануне лекции), используя программу курса, ожнакомиться с содержанием планируемой проблемной лекции и быть готовым к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме.
Лекции-визуализации читаются по темам №4 и №5 и сводятся к развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий (презентаций). Лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания визуальной информации. Студентам следует быть готовым принять участие в лекции, отвечая на вопросы преподавателя по ходу изложения ее содержания.
Информационно - объяснительные, повествовательные лекции читаются по темам №3, №7 и №8. Это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных событиях, явлениях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени. Студентам следует быть готовым к тому, что содержание учебного материала, которое подается методом информационной лекции, менее всего знакомо им, сложно усваивается и в этой связи требует, прежде всего, объяснения, описания в повествовательной форме явлений и событий их характеризующих.
Следует помнить, что лекции являются ключом к самостоятельной работе студента над программой курса.