Скучный праздничный день




Елочное представление было ничего так. Интересное. Особенно когда декорации меняли. Полина догадалась: в этот момент герои начинают танцевать, чтобы зрители отвлеклись и не заметили, как из дворца получается Северный полюс.

Герои должны были Деда Мороза на Полюсе спасти, а то Новый год не наступит. Полина спектакль первый раз смотрела, но заранее поняла, чем сказка закончится. Сперва главные герои всегда поют и танцуют про то, как здорово, что скоро праздник. А потом кто-нибудь прибегает и кричит, что злодеи Деда Мороза похитили. Или Снегурочку. Или елку. Или самого Нового года. А в конце все хорошо кончается, и на елке зажигаются гирлянды. Полина этих новогодних сказок сама может придумать сколько угодно, просто они не такие красивые получатся и без песен.

Но все равно хорошее представление было. Маме тоже понравилось: она только один раз из зала ушла курить и звонить. А потом вернулась обратно и шепотом актерам подсказывала, что говорить. Мама иногда смешно придумывала, а иногда непонятно. Например, когда Главного Снеговика со своим начальником Козловым сравнивала. И когда радовалась, что Снеговик растаял. Он, конечно, злой был, но Полина вспомнила своего зайца снежного разломанного. Хорошо, что мама раскрыла коробку с подарком — можно шоколадную медаль съесть, чтобы не так грустно было.

После спектакля они с мамой пошли в кофейню и там пили какао, в котором плавали зефирки. И можно было их ловить губами и разговаривать — про спектакль, про черепаху Танка, про то, как в школе Полина с двум Настьками поссорилась. И как они с бабушкой вчера ходили собак кормить бездомных, а их на месте не было — разбежались от петард. В общем, Полина маме столько всего рассказала, что у нее, кажется, никаких мыслей в голове теперь нет — они кончились, как зефирки в чашке.

А сегодня мама уехала по делам, и у Полины обычный праздничный день. Хороший, но не очень. На улице вдруг зима растаяла: наверное, решила, что раз новый год наступил, и на елку все сходили, то ей в Москве делать больше нечего. Зима превратила снег в серые холодные лужи. И всех снеговиков разрушила. И горку растопила — по ней теперь можно только в резиновых сапогах бегать.

Полина сказала, что гулять не пойдет. Открыла коробку, где кукольный домик картонный, склеила камин и балкон. А остальное не получилось. Одной неинтересно. Дед Толя спал, бабушка гладила и телевизор смотрела, сказала, что ей некогда.

— Ты Ленку свою Песочникову позови! Вместе поиграете, я оладий нажарю!

Это была самая гениальная бабушкина мысль на свете. Мега-супер-ультра гениальная!

Полина старалась радоваться шепотом, потому что дедушка отдыхает. И прыгать на цыпочках. Но все равно Бесу на хвост наступила, получилось громко. Бабушка начала шипеть шепотом — она до Ленкиной мамы как раз дозвонилась:

— А ну тихо оба! Спасибо, спасибо огромное! И вас тоже! Да, и обязательно здоровья! Ну, это само собой, деньги лишними не будут никогда. Вы бы Леночку к нам отпустили поиграть? У Полинки домик какой-то сборный, дед Мороз принес.

— Дед Мороз мне Зайцу принес, а домик папа подарил!

Но баб-Тоня локтем в воздухе махнула, потому что перебивать невежливо. И губы как-то так сделала, тоже вроде улыбка, но другая…

— Ах, вот оно что! И как там сейчас? Как водичка-то? Во-дич-ка! Как море, говорю? Слушайте, вы же, наверное, в роуминге, говорить неудобно? Спасибо. Вы тоже звоните, пожалуйста, мы всегда будем рады. А когда возвращаетесь? Ну, счастливого вам отдыха! И еще раз с Новым годом!

Полина поняла, что Ленка к ней сейчас не придет. Но бабушка еще вдобавок рассказала, что Песочниковы в Африку на Новый год уехали. Там тридцать градусов жары, и можно купаться! Или просто в босоножках и шортиках ходить!

В окне видно, как через длинную лужу едет мусорная машина, а в бывшем сугробе сразу три елки стоят. Одна совсем в мишуре и очень зеленая.

— Баб Тонь, а мы когда в Африку поедем? Я в ней ни разу не была!

Бабушка утюг из розетки дернула и сказала про рака, который на горе свистнет. Про Нелькину свадьбу, Стаськино поступление, и что за дедушкину операцию надо много денег доплатить. В общем, Полине до Африки добраться… Ну, как до Африки пешком!

Она еще одну стену у кукольного дома склеила, но там все криво вышло. И скучно, хотя Полина придумала, будто дом вместе с Толиком клеит.

Можно сколько угодно про Толика придумывать, но когда Полине было нужно, чтобы сверху стенку прижали, а потом ножницами провели на сгибе, ей пришлось все самой делать, потому и не получилось ничего. В общем, с выдуманным другом иногда бывает тоже сложно играть! И когда баб-Тоня велела взять Беса и на улицу с ним выйти, Полина решила, что туда одна пойдет. Безо всяких там друзей дурацких воображаемых.

Заколдованное имя

 

— Толик! Иди сюда!

Полина оглядывается. Во дворе никого нет. Только она с Бесом, дворник Али-Баба и женщина в красной куртке со своей маленькой собакой. У собаки тоже красная куртка и еще красный бант на челке. Такую кукольную собаку никак не могут звать настоящим, немного волшебным именем «Толик»!

Бес буксует лапами на краю дорожки, хочет утащить Полину в те кусты, где хлебные корки для птиц кладут. Полина не шевелится, хотя руке с поводком неудобно. Она ждет.

Надо прислушаться, как следует, разобрать все звуки двора, навести в них порядок — будто в школьном рюкзаке. Вот ребеночек в коляске плачет, вот трансформаторная будка гудит… Машины ездят, сигнализация воет, на первом этаже телевизор из форточки слышно, а непонятно где, музыка играет. Взрослое и глупое, про вечную любовь.

Просто мир, в нем нет ничего интересного. По крайней мере, для Полины. Это глупый Бес может радоваться, если он доберется до оставленного птичкам хлеба.

Дом в двенадцать этажей, еще один такой же дом, помойка в зеленом загончике, забор стадиона и кусок школы. Ну, еще качели на детской площадке. Смотришь и знаешь, что будет дальше: с Бесом до конца дорожки, потом к бабушке в нижнюю квартиру, а там суп с фрикадельками, б-р-р-р! Мама сегодня поздно заберет Полину домой, а если ночью приснится плохой сон, то Нелю не разбудишь, она ведь уже уехала!

А больше у Полины никого нет:

— Тебя нет! Я тебя придумала… — шепчет Полина и смотрит справа от себя. Там грязный пятнистый снег и обломанная елка.

Бес скулит и очень сильно просится в кусты. У него сквозь намордник слюни капают.

Полина дергает поводком:

— Ну что ты от меня хочешь, глупая собака?

У Беса хвост бьется, как антенна на ветру.

— Уйди! Надоел! — Она разжимает ладонь, коричневая петелька поводка соскальзывает с перчатки. С птичьего куста срываются воробьи — брызжут во все стороны.

— Бес!

А вдруг он потеряется и убежит? Полина ведь его никуда не отпускала!

— Бес!

Он рычит и отбегает от Полины, а она проваливается в снег.

— Бес!

— Толик! — кричит женский голос за Полининой спиной. И еще раз:

— Толик! Толик!

Полина смотрит на растопыренный мокрый куст. Воробьи с него улетели, а он все качает своими ветками, будто это струны, на которых играет кто-то невидимый. Невидимый, вот! Толик есть, но его не все видят. Полина про него знает, а увидеть — не получается. Но раз есть люди, которые умеют видеть будущее, то есть те, кто прошлое видит. Смотрит на человека и понимает, каким он был в детстве. Или на улицу смотрит и узнает, как на ней все было сто лет назад. (Хотя на месте Полининой улицы сто лет назад был дачный поселок, им в школе рассказывали.)

Все очень просто, оказывается!

— Толик! — Она хочет сказать это шепотом, но надо вслух! Обязательно!

Полина смотрит на белое небо, похожее на манную кашу, и кричит, сжав кулаки:

— То-лик!

С куста снова ссыпаются воробьи, которые, оказывается, уже туда вернулись. Бес несется к Полине, разбрызгивает снег. А еще рядом прыгает та маленькая собака в красной курточке, трясет бантом на своей челке.

Полина не ждет, что ей ответят. Она бежит на размокшую горку, а оттуда к тропинке и кусту. Руки у нее раскинуты в разные стороны, и одна ладонь немного сжата — будто Полина держит кого-то за пальцы.

«Ты не сердись на меня больше, пожалуйста!» — Она не шепчет и не кричит, а просто думает. Но так сильно, будто разговаривает. Полине кажется, что она все на свете может и умеет, и все, что она придумывает, на самом деле есть!

— Ах, какая негодяйская собака! А ну иди сюда! — К Полине приближается женщина в красной куртке. У нее еще и помада красная. Поэтому рот немножко как у клоуна. И все, что она говорит, получается не строгим, а смешным.

Они сейчас как в цирке: Полина — дрессировщица двух собак и с ними разные фокусы на арене показывает, а теперь пришел клоун и то же самое пробует делать, а получается смешно. Женщину-клоуна никто не слушается — ни Полина, ни Бес, ни даже ее собственная собачка с красным бантом. Все лают и смеются. Она тоже смеется своим огромным ртом.

— Все в грязи, прямо бегемоты африканские! И я с вами за компанию! Толька! Ах ты негодяйка! — Она подхватывает свою собачку, держит ее на вытянутой руке, а та болтает лапками. И видно, что на них надеты крошечные, просто кукольные сапожки. Это точно — собачий цирковой костюм!

Полина останавливает смех, словно икоту. Дышит медленно и крупно. И спрашивает, так тихо, будто женщина — директор школы или в полиции работает.

— Скажите, пожалуйста, а как зовут вашу собак… собачку?!

— Толя, — улыбается женщина и вынимает свободной рукой из кармана сигареты.

Хотя она могла сейчас и волшебную палочку оттуда вынуть или какое-нибудь кольцо всевластья. Это уже неважно. Потому что чудо произошло…

— Взаправду «Толя»? — сипло говорит Полина.

— Нет, — женщина улыбается, — ты не расслышала. Ее зовут Долли. Долорес…

Полина тоже улыбается — хотя губы у нее сейчас дрожат, как тот куст с воробьями.

— Понятно. Спасибо большое. — Полина хочет убежать, но у нее даже отвернуться не вышло. Словно нажали на кнопку «выкл» и остановили Полину. Мысли вдруг кончились.

— Хочешь жвачку? — женщина смотрит на Полину внимательно и строго, как Инга Сергеевна на уроке, если Полина опять что-то потеряла или забыла принести.

— Хочу, но мне нельзя, — быстро говорит Полина. Это их на Окружающем мире учили так, если на улице незнакомый человек подойдет. Хотя, если бы их не учили, она бы все равно так сказала, потому что жвачку совсем не хочется.

Бес вьется между женщиной и Полиной, у него поводок совсем намок, бабушка сразу догадается, что он бегал. Полина снова надевает на руку кожаную петлю:

— До свидания.

Женщина словно не слышит:

— А если тебе хочется плакать, надо обязательно съесть вкусное. И все пройдет! Верно говорю, Доллечка? Вот она, деточка моя, все понимает, такая умница! Видишь, какое дело — у меня сын вырос, уехал. А муж взял и ушел, и никого у нас с Доллечкой больше не осталось… — У женщины на щеке вдруг появляется слеза. Такая огромная, как у клоуна в цирке. Только совсем не смешная.

— А у меня сестра старшая уехала, она замуж вышла и теперь с мужем живет. Я по ней скучаю. — Полине кажется, если она об этом расскажет, то женщина перестанет плакать. Потому что, если ты знаешь, что у другого тоже есть обида, твоя становится меньше.

К большой слезе добавляются еще две маленькие — на разных щеках. Их сперва было три, но собачка Долли одну слизнула.

— Видишь, жалеет меня, все понимает, моя девочка, все.

— Извините, — зачем-то говорит Полина. Вот бы Бес сейчас начал тянуть поводок — домой, ну или хотя бы к птичьим кустам! Но он, как нарочно, сидит и чешет лапой за ухом.

Женщина плачет, а собачка Долли слизывает ее слезы. И снова трясет челкой с бантиком.

Полина смотрит себе под ноги: оказывается, в снегу так много отпечатков ее сапог. Кажется, что весь двор только ими и затоптан. Это она бесилась недавно. Следы кажутся окаменевшими.

— Знаете… — Полина хочет сказать женщине, что если у кого-то есть собака, его уже нельзя назвать одиноким. И что собаки умеют любить. Но это будет немного неправдой: у Полины Бес тоже хороший, но он не может быть вместо Нели. — Знаете… — повторяет Полина: — Если вы все-таки не передумали, то угостите меня, пожалуйста, жвачкой.

Женщина роняет в снег зажигалку, потом Бес под ногами путается, потом к Полининым перчаткам снег прилип. А оказалось, что жвачка совсем невкусная, взрослая, с горькой мятой. Она как засохшая зубная паста.

Полина уже в подъезде выплюнула жвачку в ту коробку, куда рекламу из почтовых ящиков выкидывают, а потом отсчитала, сколько осталось в упаковке, и выбросила половину. Это она с Толиком поделилась, а он свою долю есть не стал, ему жвачку совсем нельзя, потому что в его времена никакой жвачки не было. А придумать, чтобы в прошлом все было не так, Полина не может.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: