С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его мужеством, его кровью завоёвывалась победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.
«Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт.
Русские солдаты говорили:
«А почестей мы не просили, не ждали наград за дела,
Нам общая слава России великой наградой была ».
Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».
Приближается один из самых трогательных праздников - ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Общая подготовка ко Дню Победы не обошла стороной и нас. Результатом сбора информации и разговоров о войне, стал лэпбук, который мы спроектировали и изготовили вместе с мамой.
Мама (она работает воспитателем в детском саду) решила изготовить лэпбук о Великой Отечественной войне, чтобы в доступной для детей форме дать представления о Великой Отечественной войне, ее событиях, героических подвигах русского народа (Приложение 3).
А мне захотелось оказать помощь маме в создании лэпбука, чтобы повысить интерес, расширить кругозор о Великой Отечественной войне своих друзей, одноклассников с помощью этого пособия.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка.
|
Почему мы выбрали форму - лэпбук?
Лепбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Работа с лэпбуком позволяет разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. И создание лэпбука - это просто интересно!
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Несмотря на кажущуюся простоту это отличный способ закрепить определённую тему с детьми, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребёнок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определённые задания, провести наблюдения, изучить представленный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро вспомнить пройденные темы. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
|
Тема войны, конечно, настолько огромна, что ни в какой лэпбук ее не уместить. Но мы постарались включить в него то, что просто необходимо знать детям из истории Великой Отечественной войны.
Кроме занимательной информации, с которой можно знакомить детей во время образовательной деятельности, в него включены элементы и для самостоятельной деятельности, и для творческого развития детей.
В лэпбуке собраны материалы о ВОВ для развивающих занятий с детьми дошкольного и школьного возраста (Приложение 4):
1. Плакаты ВОВ
2. Фото военных лет
3. Карта 1941 года
4. Кармашек "Герои войны "Содержит карточки об известных героях войны с описанием их подвигов.
5. Кармашек «Маршалы Победы» (представлены фото и информация о маршалах)
6. «Пионеры-герои». В конверте представлены советские пионеры, совершившие подвиги в годы Великой Отечественной войны.
7. "Военная техника" Включены картинки для рассматривания и изучения с изображением разной военной техники
8. "Города-герои". Перечень названий городов-героев. Повод поговорить о том, какие героически сражения шли за эти города, посмотреть дополнительную информацию, почитать об этом книги и рассказы, побывать в музеях.
9. Кармашек "Награды войны". Содержит карточки с описанием о самых известных наградах, присуждаемых во время Великой Отечественной войны.
10. Книжка-раскладушка: "Ии именами названы улицы города". В данной книжке размещена информация о 13-ти героях, в честь которых названы улицы нашего города.
|
11. "Животные в годы войны" В конверте интересные факты о неоценимой помощи некоторых животных в годы войны.
12. Кармашек "Рода войск" с заданиями «Собери картинку»
13. Стихи, песни, загадки о войне.
14. Фото памятника «Неизвестному шоферу отдавшему жизнь за Родину в ВОВ»
15. Пословицы о Родине
16. Книжка-малышка «Батырлар сузе»
17. Рассказы о войне
18. Интерактивные вопросы с ответами для закрепления темы о ВОВ
19. Кармашек «Сделай сам» с различными заданиями, аппликациями для детского творчества
20. Ну и самый последний элемент лэпбука: День Победы. Представлены фото «Как празднуют День Победы в городе Лениногорск». Здесь детей можно ознакомить - что это за праздник и когда и где он проходит. Как провели первый Парад Победы. Каким был первый Салют Победы. Что такое Знамя Победы. Кто и для чего проводит акции "Бессмертный полк" и "Георгиевская ленточка".
Я рада, что в нашей стране этот праздник Победы считают священным, что не забывают, какое неимоверное терпение, трудолюбие, силу духа и упорство проявили наши прадедушки и прабабушки, чтобы отстоять честь и свободу Родины. Такое нельзя забывать!
В каждой семье нашей страны остались горькие воспоминания о Великой Отечественной войне. В моей семье свято чтят память павших. Я бесконечно благодарна моим родным и всем тем, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу. Если бы они тогда не смогли выстоять, то, возможно, нас бы сейчас не было на свете... Мы бы не видели цветов, не вдыхали бы свежий воздух, не жмурились от яркого солнышка, не любовались красотой природы…
Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я?… вытерпеть все то, что вытерпели они? И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни.
Низкий Вам поклон, дорогие Ветераны! Вечная память сложившим голову! Мы всегда будем помнить, тех, кто пал в этом бою, защищая свое и наше право на жизнь!
Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне.
Я очень надеюсь, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою Родину, культуру, традиции, гордиться своим народом, его достижениями. Ведь в настоящее время страна нуждается в воспитании высоконравственных людей, любящих свою Родину – патриотах.
Заключение
Я родилась в счастливое, мирное время, но о войне я слышала много. Ведь эта беда не обошла стороной и моих родных.
Я очень горжусь подвигами, силой и мужеством моих дорогих людей - своими прадедушками и прабабушками! Мы все помним и очень любим их. И будем помнить всегда. Светлая им память! Каждый год, девятого мая, мы ходим на торжественный парад и возлагаем цветы у Вечного огня, мысленно говоря: «Спасибо всем Вам, кто подарил нам мир. Вечная Вам память»! А также я горжусь своими дедушками и бабушками, которые были рождены в годы войны. Эти годы не прошли даром, оставив тяжёлые следы на их здоровье.
Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.
Ведь у кого-то прабабушка рыла окопы, у кого-то — родственники в эвакуации, в тылу работали для фронта. А может в блокадном Ленинграде переживали бомбёжки и падали в голодные обмороки, и хоронили своих близких. Кто-то был в концлагере, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то родственники тушили зажигалки на крышах городов и разносили треугольники — фронтового письма. Чьи-то деды, в боях на фронте, проливали кровь за Родину, а чьи-то были в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.
Да почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!
Набатом звучат слова Роберта Рождественского, обращённые ко всему человечеству: «Люди!!!
Пока сердца стучаться,-
Помните!!!
Какой ценой
Завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!!!»
Не должны уйти из памяти человеческой страницы истории, которая написана слезами и кровью миллионов людей, сражавшихся против захватчиков.
Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы.
Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети.
В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая Победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. В ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория Ветеранов, как «дети войны».
В ходе работы над исследованием на примере моих прадедушек я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы считаем, что данное изготовленное дидактическое пособие – лэпбук «Детям о ВОВ» можно использовать на уроках Мужества, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.
Работа с лэпбуком позволяет разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей.
Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ВОВ, узнают и с удовольствием прочитают наизусть стихи о ВОВ, порассуждают над смыслом поговорок и пословиц о войне, узнают города герои и рассказы о подвигах детей во время ВОВ.
Собранный материал показывает величие души и патриотизм нашего народа, смелого, находчивого, бесстрашного, твёрдого волей, мужественно переносящего неслыханные мучения, сильного своею верой в победу над врагом. Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Список использованных источников:
1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.
2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.
3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.
4. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 2002. - 832 c.
5. https://refleader.ru/jgeotrqasaty.html
6. https://www.babyblog.ru/community/post/3_6_study/3040771 © BabyBlog.ru
7. https://fb.ru/article/147078/na-voyne-deti-voennoe-detstvo-podvigi-detey-na-voyne
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4