Рациональные способы лечения




В народной медицине омских коми были достаточно развиты костоправное дело и массаж в виду частых травматических повреждений. Особые методы применяли в случае «растяжения», вывихи, когда «вправляли» кости, что характерно для коми медицины в целом (Ильина, 1997; Ермакова, 2005). В качестве смазывающего средства для лучшего скольжения рук использовали хозяйственное мыло: массажист или костоправ наливал в емкость теплую воду и намыливал в ней руки. Затем проводили процедуру: «налаживали» кости. М.С. Чеснокова отмечает, что если кость «хрустнет», значит, она сломана; с таким диагнозом Мария Степановна отправляет в больницу. В настоящее время специалистов по костоправному делу и массажу остались единицы. Представим практику лечения вывихов и массажа на конкретных примерах.

В.Г. Боганец вспоминает, как ей лечила вывих одна лекарка (возможно, не коми): «Больно кости правит. Теплую воду возьмет, мыло, и моет, кости налаживает, трет. И сделала мне ногу. (…) Больно было».

О.Д. Подколзина вспоминает, как лечила ее мама растяжения у детей: сажала ребенка в тазик, наливала теплой воды, с помощью хозяйственного мыла растирала, поглаживая; где «придавит» – были болезненные ощущения.

М.С. Чеснокова – практикующий костоправ. Она правит вывих руки в запястье. Диагностика осуществляется методом пальпации, «нащупыванием» больное места; кроме того, если есть ушиб, вывих или перелом, раздается хруст (Рис. 1).

Рис. 1. Диагностика вывиха

Процедура лечения такая: одной рукой – опорной – она фиксирует руку пациента, держась чуть выше запястья, другой рукой она мягко и постепенно «вытягивает» руку пациента вперед, держась за пальцы (Рис. 2).

Рис. 2. Лечение вывиха

Затем большими пальцами она надавливает на руку в запястье (как на Рис. 1), производя массирующие движения.

Похожие движения она делает при вывихе ноги в голеностопном суставе. Сначала осуществляется диагностика методом пальпации (Рис. 3).

Рис. 3. Диагностика вывиха голеностопного сустава

Затем опорной рукой она фиксирует ногу, держась за пятку, другой мягко дергает за стопу вперед несколько раз. Если сустав вывихнут, должен раздастся хруст (Рис. 4).

Рис. 4. Лечение вывиха

Затем это же движение делается вбок (Рис. 5).

Рис. 5. Лечение вывиха

При вывихе пальца М.С. Чеснокова большим пальцем руки надавливает на сочленение фаланги и не резко, «помаленечку» «вытягивает» больной палец вперед. Второй, опорной рукой она придерживает палец у основания. Если необходимо «дернуть», она заранее предупреждает пациента, чтобы тот приготовился к болевым ощущениям (Рис. 6).

Рис. 6. Лечение вывиха пальца

Если пациент обратился с вывихом плеча (в плечевом суставе), то движения по вправлению сустава следующие: одну руку она кладет на плечо, фиксируя кость, другой берется за руку пациента и несколько раз делает ей круговые движения. Та «косточка», которая «вывихнута», даст «сигнал» – она хрустнет (Рис. 7).

Рис. 7. Лечение вывиха плеча

После этого М.С. Чеснокова массажирует плечо: кладет на него ладонь (со стороны грудины) и делает выжимающие движения со смещением назад к спине. Их сила зависит от возраста и в целом состояния пациента: одним делает достаточно сильно, другим – менее сильно (Рис. 8).

Рис. 8. Массаж плеча

Затем руку нужно зафиксировать на груди повязкой, например, платком, под углом 90о. Массаж плеча при этом нужно повторять каждый день.

М.С. Чеснокова во время лечения читает молитву, после нее сплевывает в сторону:

Во имя Отца и Сына Святому Духу. Аминь. Помоги, способѝ раба Божей (имя и отчество) сустав на сустав, чтобы кровь восстал, жилы не болели, чтобы кости не ломили. Жилочки, суставочки, успокойтесь, не ломите, не болейте. Помоги и способѝ (или: Господи, спаси и сохрани – 3 раза). Во имя Отца и Сына Святому Духу. Аминь. Во имя Отца и Сына Святому Духу. Аминь. Во имя Отца и Сына Святому Духу. Аминь.

Видимо, с помощью массажа лечили «желудок» (скорее всего, «надсаду», т.е. опущение внутренних органов): массирующими движениями намыленными руками коми Таисья Чеснокова «поднимала живот» по направлению к пупу (М.А. Данилов).

Частыми были травмы черепа – ушибы мягких тканей головы. При травме черепа правили голову. Обряд лечения продемонстрировала Н.Н. Подколзина. Берется тряпочка белого цвета такой длины, чтобы обхватить ей всю голову. Два конца тряпочки сводятся вместе на затылке, примерно у ямочки в основании черепа. Метки ставятся углем или сажей (берется на палец с внутренней стороны дверки печи) в трех местах: над переносицей и чуть выше треугольной ямки ушей («над височком») (Рис. 9).


Рис. 9. Метки для массажа головы

Важна параллельность нанесения меток. Затем тряпочка снимается, при этом лекарь, не отпуская, держит ее одной рукой за концы, другой – за метку, нанесенную над переносицей. Уже на этом этапе он может сказать, «стрёхнутая» голова или нет. Если голова «стрёхнутая», одна часть тряпочки провисает. Однако тряпочка на этом этапе диагностики может и не показать травму головы. Симптомом травмы являлась также высокая температура. Затем концы тряпочки соединяются с противоположной частью – с меткой над переносицей, и тряпочка складывается в два раза. При этом часть, где проставлена метка над переносицей, размещается между концами тряпочки. Получается, что тряпочка состоит из двух частей, на каждой из них нанесены «ушные» метки. Одной рукой лекарь держит концы тряпочки вместе с «лобной» меткой, другой рукой он держит тряпочку на месте «ушной» метки. Так проверяет обе части тряпочки. Если тряпочка провисает с одной или двух сторон, значит, голова «сбита», и именно на это «пространство». Нужно голову править, и лекарь предлагает «шибануть» голову с помощью сита. Процедура болезненная. Пациент должен сидеть на твердой поверхности, например, на табуретке. Сито пациент берет в зубы (Рис. 10).

Рис. 10. Положение сита в зубах пациента

С двух сторон (примерно посередине) достаточно сильно лекарь ударяет по ситу ладонями, затем аккуратно убирает сито. Если в голове ничего «не зашевелится», нужно ударить еще раз. Обычно после процедуры бывает головокружение. Нужно немного полежать. В результате «голова встает на место». До сих пор такая врачевательная практика востребована, и отдельные лекари, в том числе Н.Н. Подколзина, проводят эту процедуру (Илл. 1).

Илл. 1. Сито и лента для правки головы. Фото автора

В основном процедура лечения головы была типичной. Вместо хлопчатобумажной тряпочки могли взять шерстяную нить белого цвета (чтобы были видны следы от угля). П.Н. Ефремова отметила, что если при совмещении нитки одна из ее сторон провисает больше, значит, «на ту сторону свихнута голова». Голову могли править массажными движениями рук; к сожалению, никто из информаторов их не продемонстрировал. Отметим, что среди коми-ижемцев, в том числе Нижнего Приобья, именно с помощью массажа головы лечили ее «смещение» (Ермакова, 2005).

Одной из главных составляющих комплекса народных магико-медицинских знаний у коми, в том числе омских, была фитотерапия, т.е. лечение травами. Самым лучшим временем для заготовки трав считалась середина лета, начало июля, особенно 6–7 июля – праздник Ивана Купалы. Веники старались собрать до Ильина дня (2 августа). Ассортимент растений был продиктован природными условиями, в которых проживали коми Омской области. Травы, как правило, заваривали кипятком, как чай.

Крапиву применяли для лечения кожных заболеваний (зуда, крапивницы); ее настоем обливались в бане. Богородскую траву применяли от кашля. Кроме того, ее использовали в похоронной обрядности: клали в подушку покойнику, окуривали помещение, когда из него выносили гроб. Тысячелистник использовали как кровоостанавливающее средство (при сильных месячных), от давления, как успокоительное средство, от пневмонии, для аппетита. Его заваривали просто «как чай». Считали, что есть тысячелистник «женский» (розовые цветки) и «мужской» (белые цветки), и помогает он соответственно женщине или мужчине. Конский щавель запаривали от поноса. Плоды шиповника заготавливали «от всех болезней» (Н.С. Пименова). К месту пореза прикладывали растертый лист медуницы (П.Н. Ефремова). Пижму пили от печени. Считали, что череда – от 15 болезней; в ее настое купали детей (И.А. Шахова). Кроме того, лечились с помощью мокрицы, березовых почек, мяты, чистотела, пустырника, калгана.

Из некоторых трав готовили чай. П.Н. Ефремова рассказа, как она это делала: в чугунку помещала листья малины, иван-чая, смородины, траву зверобоя, лабазника и ставили ее, плотно закрытую, в протопленную печку, в уже ослабший жар. Растения там «прели» с утра до вечера, в результате становились коричневыми. Потом траву из чугунки сушили (также в печке) и размельчали.

И.А Шахова пьет 3 раза в день витаминный чай из высушенных листьев смородины, травы душицы, чашелистиков клубники.

В настоящее время многие используют растительные препараты по рекомендациям врачей, самостоятельно заготавливают мало. Как отметила У.М. Сердитова, «и сейчас есть лечебные (травы, – Е.Е.) – мы не собираем».

В больших количествах для парения в бане заготавливали березовые веники. Ими парились и взрослые, и дети. Больным простудой советовали в бане не мыться и не париться, а лечиться с помощью чая с лесными ягодами, в частности, клубникой (ее применяли в сухом виде, позже, когда стал доступным сахар, как варенье). Лишь после того, как симптомы простуды проходили, ребенка можно было парить в бане вениками. Для закаливания зимой мужчины после бани «купались» в снегу.

Применяли минеральные вещества и продукты (вещества) природного происхождения. В д. Кибер-Спасское лечил русский Павел Ермолаевич Киселев, в том числе с помощью дождевых червей. Это лечение было характерно и для коми традиции. Дождевых червей он складывал в ведро, промывал и затем помещал в непрозрачную бутылку (из темного стекла). Закрытой она стояла в тепле на шестке, и черви «растаивали», превращались в однородную субстанцию, в «водичку». Применялся этот препарат, в частности, при порезах. В.П. Костромина отмечает: «А босиком же бегали. Распластаешь ногу – зальет этой штучкой, и все, никаких болячек больше». Хранили такой состав в подполье. П.Е. Киселев ожог смачивал водой, которую перекрещивал.

З.С. Некрасова помнит, что ее мать лечила с помощью пиявок, однако подробности воспроизвести не может. С помощью серы она лечила грыжу у маленьких детей: соскабливала с серного камня ножиком немного вещества и обмазывала им вокруг груди; ребенок, после того как ему давали грудь, излечивался от грыжи.

Щелоком, т.е. запаренной кипятком древесной золой, мыли голову (в щелоке для мягкости вымачивали холсты; им же стирали). Мыло делали из проваренных кишок животных. Для того чтобы с тела сошла грязь, парились веником, после чего «от тебя вся грязь отстанет» (П.Н. Ефремова).

Соринку, попавшую в глаз, вытаскивали языком (М.К. Воробьев).

В бане лечили «щетинку» у детей. Ребенка прогревали и мазали его спинку, увлажненную водой, дрожжевым тестом. Затем ребенка парили небольшим веником – и «щетинка» выходила. Могли выводить «щетинку» и с помощью массажа грудным молоком (И.А. Шахова).

В настоящее время медицинские приемы обогащаются заимствованиями из различных источников – прессы, телевидения, радио и др. З.С. Некрасова лечит ячмень с помощью рецепта из газеты «Здоровый образ жизни»: на ватку, обернутую в марлю, намазывают немного сметаны и прикладывают к глазу на ночь. Этот информатор использует и другие натуральные продукты для лечения различных заболеваний (мед, рис, сало, лук и др.). Н.П. Турушева при болезни ног (и, вероятно, при общем недомогании) применяет настой корней репейника, или лопуха: 1 ст. л. корней, собранных весной и осенью, залитых горячей водой на сутки. От желудочных болей она пропускала через мясорубку листья репейника вместе с подорожником, отжимала и принимала внутрь. В.П. Костромина натирает больные ноги водочным настоем подмора. От болей в желудке она принимает теплую воду с медом.

У коми была развита практика родовспоможения. С.А. Костина вспоминает, как у ней принимала роды бабушка Парасковья («бабушка Кузнечиха», коми): «Она говорит: “Дуйся”. И дуемся. Когда головка покажется – она вытаскивала». После родов роженице («родихе») обязательно в течение трех дней топили баню (время суток не имело значения: утром, днем или вечером), где мыли и ребенка (В.Г. Боганец). При этом повитуха роженице «какую-то палочку даст в рот», но зачем – информатор не знает (С.А. Костина).

Делали и аборты, при этом случалось, что женщины во время или после процедуры умирали. Раньше аборты делали «крадучи», т.к. их запрещали. Информаторы вспоминают, что, в случае смерти женщины, ту, которая делала аборт, могли посадить в тюрьму. Делали аборты с помощью прокола большой иголкой. Могли проткнуть и матку. Женщины решались на аборты в связи с трудным материальным положением (во время и после войны), ведь зачастую для малыша не было даже пеленок (В.Г. Боганец).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: