Психология управления
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельному изучению дисциплины для студентов по направлению 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент»
Красноярск, 2014
Издаётся по решению научно-методического совета экономического факультета НОУ ВПО СИБУП
Титова О.И.
Психология управления: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельному изучению дисциплины для студентов по направлению 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2014. – 29 с.
ã НОУ ВПО СИБУП, 2014
ã Титова О.И., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 6
РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ 17
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ 21
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ 22
ГЛОССАРИЙ 23
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ 28
ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа рассчитана на студентов. Основная задача курса – повышение социально-психологической компетентности студентов, то есть формирование умения анализировать социальные ситуации, грамотно выстраивать управленческую деятельность с учетом личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, диагностировать и прогнозировать их социальное поведение, выбирать адекватные способы общения с людьми и способы психологического воздействия. Реализовывать их в процессе управления.
Освоение данного курса включает работу с материалами современных отечественных и зарубежных исследований, выполненных по проблемам управленческой деятельности. Данная рабочая программа содержит общие сведения о дисциплине, в ней представлено основное содержание, которое изучается студентами. Освоение данного курса предполагает работу на лекционных и семинарских занятиях, анализ управленческих ситуаций в конкретных организациях с дальнейшим написанием курсовой работы.
|
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
Знания:
- основных направлений социально-психологических основ управления человеческими ресурсами организации;
– современного отечественного и зарубежного опыта организации систем управления человеческими ресурсами организации;
– основных задач психологии управления;
– форм и методов повышения эффективности работы персонала организации;
- основ адаптации и профессионализации персонала управления
Умения теоретические:
– умение анализировать социально-психологическую ситуацию в организации с целью выделения в ней психологических компонентов с учетом возраста, пола, этнической и профессиональной принадлежности;
– умение использовать теоретические знания для оптимизации управленческих и межличностных отношений в сфере деятельности организаций.
Умения практические:
– умение анализировать кадровый потенциал предприятия;
– умение повышать трудовой потенциал через управление процессами мотивационно-адаптационной сферы персонала;
– умение эффективно регулировать межличностные отношения в трудовом коллективе;
– умение контролировать групповую деятельность;
– умение составлять социально-психологический портрет сотрудника, учитывая индивидуальные особенности личности;
– руководствоваться знанием межличностных стилей разрешения конфликтных ситуаций;
|
–умение эффективно использовать профессиональные и творческие потенциалы персонала
Навыки:
-навык в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, способность влиять на формирование целей команды;
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:
Общекультурных
ОК–19 – способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
ОК–20 – способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
Профессиональных
ПК-4 - способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
ПК-6 - способность владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
ПК-10 - способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
ПК-25 - знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде.
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема №1. Становление психологии управления как области знаний (4 часа)
Психология управления, как научная дисциплина. Психология управления как область человеческого знания о методах, системах управления. Объект, цели, методы изучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Психология управления, как научная дисциплина.
|
2. Этапы развития науки об управлении
3. Психология управления, как область человеческого знания о методах, системах управления.
4. Объект, цели, методы изучения психологических аспектов управления.
Литература для подготовки:
1. Волкогонова О. Д. Управленческая психология [Электронный ресурс]: учебник / О. Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.
2. Островский Э. В. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э. В. Островский; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М.: Вуз. Учебник: ИНФРА-М, 2011. - 249 с.
3. Райзберг, Б. А. Психологические основы управления [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 240 с.
4. Островский Э. В. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э. В. Островский; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М.: Вуз. Учебник: ИНФРА-М, 2011. - 249 с.
5. Мескон, М.X. Основы менеджмента./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. - С.27-60.
6. Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов и др. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - С.3-27.