Для того чтобы ваши конспекты со временем сослужили вам хорошую службу (помогли сдать зачет, экзамен), необходимо понять и принять несколько простых правил:
1. Вы должны понимать свой почерк. Многие люди (около 60%) не могут разобрать собственноручно написанный текс. Хороший конспект должен быть написан понятным разборчивым почерком, аккуратно и четко;
2. Для конспектов следует выбирать тетради с полями, на которых впоследствии можно будет ставить всевозможные пояснения, пометки, даты лекции, отмечать непонятные или важные места;
3. Каждая лекция должна начинаться с даты, темы самой лекции, плана, что в дальнейшем в значительной мере упростит работу над текстом.
4. Используйте в конспекте принцип наглядности (зрительной памяти). Для этого проводите с текстом следующие манипуляции: подчеркивание, выделение цветом, прописные буквы, таблицы, схемы, зарисовки;
5. Есть вопросы – задавайте! Не успели записать или сформулировать мысль, обратитесь после лекции к преподавателю или одно группникам. Не забудьте, поставит на полях вопросительный знак, он напомнит вам о пробеле в вашем конспекте.
6. Не «наляпывайте» на странице. Разделяйте мысли друг от друга пробелом в одну строку, возможно у вас всплывут интересные факты, которые вы впишите в ваш конспект;
7. Используйте конспекты, написанные собственноручно. Если вы забыли тетрадь, воспользуйтесь обычным двухсторонним листком и законспектируйте лекцию, а если вы пропустили занятие, перепишите конспект одногруппника от руки, возможно в ходе переписки возникнут вопросы.
8. Неправильно написанный текст лучше не исправлять, а аккуратно зачеркивать.
9. Используйте сокращения и символы. Нужно научится писать не только разборчиво, но и быстро, дабы успевать конспектировать полноценную информацию, используя общепринятые сокращения и придумывая собственные. Слова, состоящие из 3-7 букв, сокращать не стоит, а в длинных словах лучше оставлять корень. Можно также использовать аббревиатуры (например ЧТД – «что и требовалось доказать») и математические символы.
|
10. Самостоятельное конспектирование изучаемого материала. При работе с книгой, старайтесь записывать самое важное, коротко и понятно. Существует три вида такого конспектирования:
a. цитаты – дословное выписывание. При этом следует также выписать все данные по использованной литературе: ФИО автора, название книги или статьи, год издания, номер страницы – это может пригодиться в дальнейшем при написании курсового или дипломного проекта.
b. тезисы – основные мысли автора, сформулированные небольшими предложениями, коротко и понятно.
c. конспективная выписка – запись основных пунктов, мыслей, важных идей и тезисов.
Работа с литературой
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1. | Общее ознакомление | Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо изучить. |
2. | Внимательное чтение по главам и разделам | Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Читать следует про себя. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Выделите наиболее важные тексты. Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении. Изучая книгу (журнал), надо обращать внимание на схемы, чертежи, таблицы, карты, рисунки, математические формулы, рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал. При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти. |
3. | Выборочное чтение | Перечитайте наиболее важные тексты. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал. |
4. | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана запишите наиболее важную (существенную) мысль. |
5. | Выписки из прочитанного | Читая книгу (журнал), следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, разделенной на абзацы и пункты. Что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой. Помните основной принцип выписывания из книги или журнала: лишь самое существенное (важное) и в кратчайшей форме! Не забывайте о ссылках на источники информации. При работе с книгой или журналом Вы можете использовать три основные формы выписывания: дословная выписка (цитата), выписка «по смыслу» (тезис), конспективная выписка (конспект). Знайте, что карточная система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной. Карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения. |
6. | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Сравните и сопоставьте прочитанное с другими литературными источниками. Отметьте общее и отличительное в решении проблемы. |
7. | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обратите внимание на объективность суждений. |
|
|
2. Ситуационная игра — это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил. Реализуется как в группе, так и индивидуально, решает конкретные психологические задачи. Ситуационные игры, средство приобретения опыта таких действий, которые у большинства могут никогда и не встречаться. Любая ситуация требует серьезных и самостоятельных мыслительных усилий и требует от каждого участника подхода проявления всех индивидуальных качеств.
Реализуется в виде:
- игровых упражнений, которые выполняют прикладные, частные функции (снятие напряжения, концентрация внимания и пр.);
- собственно ситуационных игр, которые решают обучение.
3. П сиходиагностический практикум набор - психометрических, психодиагностических и экспериментальных методов и методик, различных форм тренинговой и психокоррекционной работы позволяющих будущему специалисту приобрести навык в подборе методов для диагностики.
4. Подготовка к участию в научно-практических конференциях.
5. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов.