ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»




1. Определение и функции управления.

2. Роль психологии в современном бизнесе.

3. Соотношение понятий «руководитель», «лидер», «авторитет».

4. Мотивация работников как фактор эффективного управления.

5. Типы поведения в конфликтной ситуации.

6. Разновидности организационных структур.

7. Процесс принятия управленческого решения.

8. Роль коммуникативных процессов в управлении.

9. Психологические и организационные предпосылки неэффективности управления.

10. Структура организаторских способностей.

11. Параметры оценки исполнительской деятельности.

12. Психологические типы исполнителей.

13. Влияние личностных особенностей руководителя на реализацию функции организации.

14. Основные стратегии управленческого взаимодействия.

15. Роль невербального общения в организации.

16. Психологическое воздействие в процессе руководства.

17. Проблема эффективности стиля управления.

18. Типы организационных культур.

19. Проблема адаптации сотрудника в организации


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ

(к экзамену, зачету)

 

1) История становления и развитие психологии управления.

2) Эволюция концепций управления человеческими ресурсами.

3) Предмет, объект задачи психологии управления.

4) Психология управления как отрасль психологической науки, ее связь с другими отраслями.

5) Основные управленческие законы и принципы.

6) Методы исследования в психологии управления.

7) Стратегии, тактики и методы решения управленческих задач.

8) Основные проблемы психологии управления.

9) Особенности управленческой деятельности.

10) Управленческие решения: виды и особенности.

11) Специфика и особенности решений управленческих задач.

12) Последовательность стадий процесса принятия решений.

13) Функция управления

14) Организация и контроль в управлении

15) Стратегическое планирование в управлении производством и его стадии

16) Отличительные черты и сходство «лидерства» и «руководства».

17) Особенности личности руководителя.

18) Внутренние (субъективные) факторы развития групп

19) Внешние (объективные) факторы развития групп.

20) Деловые и личностные качества менеджера

21) Сущность и содержание процесса профессионализации в управленческой деятельности

22) Авторитет руководителя и его слагаемые

23) Характеристики, которые относятся понятию «лидер».

24) Основные «типы» руководителей»

25) Основные ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

26) Основные стили руководства.

27) Стратегии управления персоналом

28) Особенности ролевого поведения личности.

29) Уровень притязаний личности в системе управления.

30) Основные тенденции современного развития психологии управления

31) Личность как объект и субъект управления

32) Условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления

33) Виды коучинга

34) Методы и приемы деятельности руководителя

35) Нравственные аспекты управления

36) Сущность и природа манипуляций в управлении

37) Группа как объект управления

38) Социально-психологические явления в рабочей группе: феномены заражения, внушения, подражания.

39) Специфика руководства неформальными группами.

40) Основные принципы командообразования

41) Формы общения и культура коммуникации в управлении

42) Методы и средства повышения мотивации персонала

43) Развитие потенциала работника организации

 

ГЛОССАРИЙ

Агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденции причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Адаптация - приспособление организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межличностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации.

Альтруизм - система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, осуществляемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения.

Апперцепция - свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия.

Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерных умственных и физических напряжениях, при длительных отрицательных переживаниях и конфликтах.

Атака мозговая (брейнсторминг) - методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Аттракция - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.

Аутотренинг - комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. Используется для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффилиация - стремление быть в обществе других людей.

Барьер психологический - психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий.

Гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Гомеостаз - поддержание постоянства различных физиологических параметров организма.

Депрессивное состояние - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы когнитивных представлений и общей пассивности. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания -подавленность, тоску, отчаяние.

Достоинство личное - самосознание личностью социального значения своих моральных и деловых качеств, своего положения (статуса) в группе (команде), в обществе.

Защитные механизмы - совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ "Я".

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Инсайт - озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал и трудился.

Интроверсия - обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. Является одной из базовых черт личности и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

Катарсис - эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием на него произведений искусства и способное привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

Климат морально-психологический - устойчивое эмоционально-нравственное состояние группы (команды), в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношения друг к другу и к важнейшим материальным и духовным ценностям, к целям развития группы (команды).

Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации или ее структурном подразделении (если речь идет о команде подразделения). Команда - это социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем официальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее формальным статусом. Управленческая команда выступает одновременно и как «мозг», и как «мотор» организации, как важнейший инструмент программно-целевого планирования и стратегического управления. Иногда менеджеры в (малом и среднем бизнесе) используют это понятие для характеристики всего коллектива, подчеркивая таким образом высокий уровень сплочения сотрудников, их приверженность ценностям организации, понимание взаимосвязи собственного благополучия и процветания фирмы.

Конфликт - воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Лидер - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение ее членов; работник, доминирующий в группе при решении задач определенного класса.

Мотив - побудительный момент, управляющий нашими поступками. Отсюда важно понимать и сознательно усиливать мотивы.

Психогигиена - часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Тесно связана с психопрофилактикой.

Психодиагностика - теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию.

Психокоррекция - целенаправленное изменение психологии посредством методов психологического воздействия или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи.

Релаксация - физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т.д., а также полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутотренинга и других приемов.

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самомониторинг - изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление.

Самораскрытие - передача достоверной информации о собственной личности другим людям.

Социальная установка - отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. Включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые вызывает) и поведенческий (действия, которые порождает).

Социально-психологический тренинг - теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.

Технология гуманитарная - практическое использование систематизированного гуманитарного знания в целях обеспечения направленного воздействия на совершенствование личности, ее предметно-вещественной, социальной и природной среды.

Трансцендентальный - выходящий за границы обычного сознания и достигающий уровня «чистого сознания», освобожденного от всякой связи как с внешней так и с внутренней реальностью.

Убеждение - процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.

Уровень притязания личности - стремление к достижению целей той сложности, на которую человек считает себя способным. Может быть адекватным возможностям индивидуума и неадекватным.

Фрустрация - психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели и т.д.

Честь профессиональная - неукоснительное соблюдение профессионального долга, нравственных норм делового сотрудничества.

Ценностные ориентации - социально-психологическое понятие, с помощью которого выявляется личностный смысл для людей определенных материальных и духовных явлений.

Экспектация - система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.

Эксперссия - выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия; умение поставить себя на место другого.

Я - структура - вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.


ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

Основная литература:

1. Волкогонова О. Д. Управленческая психология [Электронный ресурс]: учебник / О. Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.

2. Островский Э. В. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э. В. Островский; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М.: Вуз. Учебник: ИНФРА-М, 2011. - 249 с.

3. Левинсон, Гарри Ассессмент организаций. Пошаговое руководство по эффективному консультированию [Текст]: научное издание / Гарри Левинсон, пер. О. В. Свинченко. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. - 424 с.

4. Евтихов, О. В. Психология управления [Текст]: учеб. пособие для вузов; рекомендовано методсоветом по направлению / О. В. Евтихов. - Красноярск: Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, 2011. - 156 с.

5. Райзберг, Б. А. Психологические основы управления [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 240 с.

6. Островский Э. В. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э. В. Островский; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М.: Вуз. Учебник: ИНФРА-М, 2011. - 249 с.

Дополнительная литература

1. Рапохин Н. П. Прикладная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. П. Рапохин. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.

2. Организационная психология [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. А. Б. Леоновой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 429 с

3. Аверченко, Л.К. Практикум по психологии управления / Л.К. Аверченко. – Новосибирск: СибАГС, – 2005. – 148 с.

4. Паркинсон, С. Искусство управления: пер. с анг. / С. Паркинсон, М.К Рустомджи. М.: Агентство «ФАИР», – 2006. – 264 с.

5. Кибанов, А.Я. Стратегическое управление персоналом / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. – М., – 2000. – 140 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: