Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.
Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.
К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:
· Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
· Большая приверженность традициям.
· Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен. Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevnego-kitaya-kratko.html#ixzz5ZOtkDe1e
Основные мировоззренческие ценности Китая — природа и поддержание в ней существующего порядка. Несмотря на необходимость проведения больших гидротехнических работ (сооружение дамб, рытье каналов и т.д.), китайская философия и наука не обосновывают право человека на изменение «естественного порядка», существующего в природе, на «навязывание» ей законов, открытых в лаборатории, на проведение экспериментов, в которых природа обязана отвечать на поставленные ей вопросы. Эту китайскую науку английский науковед Дж. Нидам называет «организмической» в отличие от европейской, «механистической».
Китайской культуре свойственны традиционализм, бережное и внимательное отношение к многовековым традициям, окрашенным одушевлением, оживотворением природы, чувством глубокого единства и родства с окружающим миром. Вся китайская природа населена живыми существами, китаец поклоняется ей и не мыслит человеческой жизни вне ее (для обозначения такого отношения к природе используют термин «гилозоизм»). Особенность китайской культуры состоит в том, что гилозоизм как одушевление, оживотворение природы соединяется в ней с рационализмом, наиболее отчетливо проявляющимся в китайской рассудительности, церемониальности (что также свидетельствует о глубокой приверженности к исторической традиции), рассудочности.
|
Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к укоренению в ней. Принцип невмешательства в естественный ход событий — принципиальная культурная установка. Человек стремится не к подчинению природы, а к жизни в соответствии с природой и в природе,
Символом китайского традиционализма выступают культ Неба и сакрализация власти правителя. Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок — космический и нравственный. Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы. Отличительной чертой, древней китайской культуры от европейской, было не достижения практических целей, а личное самосовершенствование.
|
Источник:/ https://works.doklad.ru/view/GUpKSeqjvds.html/
Даосизм возник на рубеже VI – V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-Цзы, автор книги «Книга о Дао и дэ ». Дао – означает путь (правило, порядок, смысл, закон и т.п.) Дао – это объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир состоит из неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: (прямое становится кривым, ветхое - новым, полное - неполным и т.д.). Даосизм утверждает, что человек не может изменить естественный порядок вещей и должен предоставить вещам развиваться самим по себе Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и покоится на естественных природных ритмах. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Теория недеяния – основной принцип даосизма. Однако дао, утверждал Лао-Цзы, будучи непознанным до конца, материализуется в дэ – человеческом достоинстве.
Конфуцианство возникает примерно в те же времена. Его основатель – Конфуций. Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея необходимости соблюдать устоявшиеся нормы жизни. Культ предков перерос в культ повиновения старшим по возрасту и должности. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, а конфуцианство превращается в государственную религию. На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм.
|
Источник:/ https://lektsii.com/2-59680.html/
Китайская цивилизация с первых лет своего существование сделала важные шаги на пути самосовершенствования. На ранних этапах становление культуры люди выращивали пшеницу, просо - традиционный рис появился позже. С древних времен китайцы использовали тягловый скот и орудия для вспахивания земли. Довольно рано, в середине II тыс. до н. э., они стали изготавливать бронзу, а через некоторое время и железо. Бронзовый сосуд китайцы украшали изображениями драконов и птиц, также научились изготавливать прочные ткани из нити тутового шелкопряда. В VII-IX вв. китайцы первыми в мире стали употреблять чай.
А китайская письменность одна из самых древних. Иероглифика, относясь к числу столь же мудрых, сколь и удивительных порождений народа, именно благодаря этой письменности зафиксированы и сохранены через тысячи лет донесены до нас сокровища духовной культуры китайцев.
Древнейшим памятником китайской литературы является книга песен «Шицзын» (XI-VI вв. до н. э.). Это произведения китайского фольклора, которые собирали государственные чиновники, чтобы узнать отношение народа к власти. Песни не только прославляли хороших правителей, но и высмеивали тех, кто не заботился о своих подданных.
Широко известны древние китайские монументальные сооружения - Большой канал, который строился на протяжении многих веков, и Великая китайская стена, благодаря которой китайцы пытались защититься от внешних врагов. С распространением буддизма в Китае было построено много храмов. Они или высекались в скалах, или имели традиционный для Китая вид пагод. В значительной мере китайская буддийская архитектура и скульптура понесли влияния индийских традиций, поскольку именно в Индии появился буддизм. Это обусловлено и тем, что для строительства храмов и создание статуй часто приглашались индийские мастера.
Источник:https://banauka.ru/5743.html
Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена.
Цивилизации Древнего Востока сделали огромный вклад в мировой культуры. Это были первые, по-настоящему твердые шаги на пути к овладению и осмысления окружающего мира и осознание своего места в нем.
Заключение.
Китайская культура вызывает восхищение, начиная от духовного воспитания до произведений искусства. Даже окружающая их природа насыщена красками сказочной красоты и изящества. Гармония во всем, с собой, с космосом, с богом. Медицина, боевые искусства, искусство любви, китайская кухня, живопись, архитектура, и т. д., нет аналогов в мире. За долгую историю в Китае было сделано множество открытий и технических усовершенствований. Изобретение пороха, бумаги, книгопечатание и различных механизмов оказало большое влияние на китайскую культуру. Тем не менее обычаи и традиции китайцев, особенно среди крестьян, не менялись веками.