КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ




Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет) — вышедшее из символизма литературное течение русской поэзии XX века (А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий и др.). В противовес туманности, зыбкости, «таинственным мирам» символизма провозглашал стремление к «прекрасной ясности» (М. Кузьмин), воспевал «радостное любованье бытием» (Н. С. Гумилев), призывал заново открыть красоту и ценность человеческого бытия. В основе творчества представителей акмеизма — простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, зримые образы. Другое название — адамизм.

Аллюзия (от франц. allusion — намек) — намек на событие или факт, который считается общеизвестным. Распространенной разновидностью аллюзии является намек на современные общественнополитические реалии в произведениях об историческом прошлом.

Андеграунд (от англ. underground — под землей, подпольный) — художественные направления в современном искусстве (литературе, живописи, музыке, кино и т. д.), возникшие в XX веке в противовес официальным эстетическим нормам, распространенным в обществе. Это привело к созданию в 1950—1980-е годы в России неформальных литературных групп, которые стали выпускать самиздатские журналы, альманахи (например, «Синтаксис»).

Антиутопия (противоположна утопии — от греч. и — нет и topos — место, зн. место, которого нет) — изображение (обычно в художественной прозе) опасных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Антиутопия зарождается и развивается по мере закрепления утопической традиции общественной мысли, выполняя функцию корректива утопии. В русской литературе это «Мы» Е. Замятина, «Котлован», «Чевенгур» А. Платонова, «Кысь» Т. Толстой и др.

Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ, зн. первообраз) — первичные схемы образов, выявляющиеся в мифах, верованиях, в произведениях искусства. «Тождественные по своему характеру архетипические образы и мотивы (например, повсеместно распространенный миф о потопе) обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение из возникновения заимствованием». Архетипы восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Понятие архетипа ввел швейцарский психоаналитик и исследователь мифов К.-Г. Юнг.

Гротеск (франц. grotesque — причудливый) — тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Деталь художественная (от франц. detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую, идейную, эмоциональную нагрузку. К художественной детали относятся подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, речи. Художественная деталь — средство изображения конкретности предметного мира, своего рода гарантия жизненной достоверности; «верность деталей» — один из признаков классического реализма XIX века. Деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел писателя, но может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. Деталь может быть выделенной, демонстрирующей собственную значимость (у Толстого, например), и нейтральной, уходящей в подтекст (Чехов, Хемингуэй).

Драма (от древнегреч. drama — действие, действо) — один из родов литературы. В отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир — поступки, взаимоотношения между людьми, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путем действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям. Драма в узком смысле слова — один из драматических жанров, пьеса, в основе которой лежит конфликт серьезного, острого и сложного характера, завершающаяся в финале не трагически и не комедийно.

Жанр литературный (от франц. ganre — род, вид) — исторически определенный, относительно устойчивый тип литературных произведений, в котором с помощью определенной композиционной структуры, образности, речевых средств раскрывается определенное содержание. Жанры лирики — элегия, ода, баллада и т. д., эпоса — роман, повесть, рассказ, новелла, поэма и т. д., драмы — трагедия, комедия, драма, трагикомедия и т. д.

Идея художественная — авторская оценка, авторское осмысление характеров героев, их деятельности, тех фактов и явлений жизни, которые писатель изображает. Если тема произведения — это «о чем?», то идея — «во имя чего?». Идея произведения зависит от миропонимания, мировоззрения художника, его эстетического идеала; она не дается в виде уже готовой формулы, она рождается, зреет в процессе работы писателя; отражает отношение автора к изображаемой им жизни и всегда выражается в эмоционально-образной форме.

Имажинизм (от франц. image — картина) — литературное течение в России в 20-е годы XX века (В. Г. Шершеневич, А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин). Представители имажинизма декларировали неизбежность противостояния искусства и государства, ценность слова- образа. Отсюда внимание к образам, деталям, картинам природы.

Импрессионизм (от франц. impressione — впечатление) — направление в литературе и искусстве конца XIX — начала XX века (К. Моне, Э. Мане, К. Писсарро, О. Ренуар, А. Чехов, Л. Андреев и др.). Импрессионисты в скульптуре, музыке, литературе стремились показать реальный мир в его изменчивости и красоте, запечатлеть неповторимые мгновения бытия, тем самым внося в искусство многообразие, динамику.

Комедия (от греч. komodia, от komos — смешной, веселый и oide — песня) — один из самых древних жанров драмы как литературного рода, в основе которого находится специфический тип конфликта — комическое противостояние.

Комическое (от греч. komos — смешной, веселый) — представление о комическом восходит к древним обрядам, игровому, празднично-веселому народному смеху, это «фантазирование рассудка, которому предоставлена полная свобода». Комическими называют также жизненные изменения, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным предметом комического служит необоснованная претензия безобразного мнить себя прекрасным, мелочного — возвышенным, косного, омертвевшего — живым. Все элементы комического образа при этом взяты из жизни, у реального предмета, лица, но преображены творческой фантазией. Виды комического — ирония, юмор, сатира. По значению различаются высокие виды комического («Дон Кихот» М. де Сервантеса) и забавные, шутливые виды (каламбуры, дружеские шаржи).

Композиция (от лат. compositio — состав; от componere — складывать, строить, оформлять) — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т. д. Композиция — целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. Средства и приемы композиции углубляют смысл изображенного. Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы (новеллы), авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны: трехактные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классицистической трагедии.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение, разногласие, спор) — специфическая художественная форма отражения противоречий в жизни людей; воспроизведение в искусстве столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Специфическим содержанием конфликта является борьба между прекрасным, возвышенным и безобразным, низменным. Конфликт является основой художественной формы произведения, развития его сюжета.

Лирика (от греч. lyrikos — лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) — один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа — образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера. В четверостишии В. Хлебникова

Мне много ли надо?

Коврига хлеба

И капля молока.

Да это небо

И эти облака —

восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определенных обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.

Лирическое стихотворение в принципе — это мгновение человеческой внутренней жизни, ее мгновенный снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является эмоциональная окраска речи, слово, в котором переживание становится для читателя жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание — вот что характеризует поэтическую речь.

Лирический герой — образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — «двойник» автора-поэта, проходящий через цикл стихотворений, книгу или весь массив лирики; он наделен определенностью индивидуальной судьбы, устойчивыми психологическими чертами внешнего облика. Понятие «лирический герой» впервые сформулировано Ю. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. Блока. Лирический герой не тождествен автору, это «“я” сотворенное» (М. Пришвин).

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — троп, основанный на переносе названия с одного предмета на другой по их сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями метафоры являются олицетворение — уподобление живому существу — и овеществление — уподобление предмету.

Модернизм (от франц. modern — новый, новейший, современный) — общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX — первой половины ХХ века, основанных преимущественно на нереалистическом типе творчества (Л. И. Тимофеев), характеризующихся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм.

Образ художественный — одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также является любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение (текст, картину, музыку, спектакль). Вымысел усиливает обобщенное значение образа.

Постмодернизм (англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. Postmodernismus) — термин, обозначающий сложный комплекс философских, научно-теоретических и художественно-эстетических явлений, которые обусловили специфику культурного пространства конца ХХ века. Основные особенности постмодернизма: отрицание иерархичности и как следствие — игра высокими и низкими стилями, деконструкция, выявление относительности любой истины, игра культурными, стилевыми пластами, смешение жанров; «многоко- довость произведения», отсутствие одного верного прочтения.

Реминисценция (от лат. reminiscentia — воспоминание) — обозначение черт в художественном тексте, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция тем самым напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого- либо автора. Реминисценция рассчитана на ассоциативное восприятие читателя.

Род литературный — самая общая категория при классификации литературных произведений, способ воспроизведения реальности художественной литературой. В современном литературоведении выделяют три рода художественной литературы — эпос, лирика и драма. Между родами литературы существует тесная связь.

Сатира (то лат. satira — смесь) — способ художественного воспроизведения реальности, основанный на высмеивании отрицательных явлений.

Символ (от греч. symbolon — знак, примета) — в литературе — многозначительный образ, вид иносказания, основанный на похожести и общности предметов и явлений и заключающийся в условном обозначении сущности определенного явления, понятия знаком.

Символозм — литературно-художественное направление конца XIX — начала ХХ века, основные принципы которого были сформированы французскими писателями П. Верленом, А. Рембо, С. Малларме. Для представителей этого направления символ является основным художественным приемом письма. Большую роль в развитии теории русского символизма сыграло учение В. Соловьева о «душе мира».

Стиль (от греч. stylos — грифель, заостренная палочка для письма) — в литературе — устойчивая целостность образной системы, художественных средств, приемов, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления или целой эпохи.

Сюжет (от франц. sujet — предмет, содержание) — сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев; с помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия. Сюжет — это связи, симпатии, антипатии, история роста того или иного характера, типа. Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — это круг событий, образующих жизненную основу эпического или драматического произведения, одновременно служащих для постановки философских, социальных, этических проблем. Тема — это жизненный материал, изображенный в произведении; но в искусстве нет предмета, изображенного вне его трактовки автором. Автор может обратиться к теме уже сложившейся, уже получившей отображение в литературе. Эти произведения можно объединить в один тематический ряд, например, произведения, где звучит тема «маленького человека», тема «потерянного поколения». В литературе существуют так называемые вечные темы — любовь и смерть, свобода, долг, смысл жизни. Нередко тематика служит одним из жанрообразующих принципов: плутовской роман, детектив, приключенческая повесть.

Трагедия (от греч. tragos — козел и ode — песня) — один из самых древних жанров драмы, основанный на трагическом конфликте между человеком и судьбой или человеком и непреодолимыми социально-историческими обстоятельствами.

Трагическое — эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт, завершающийся страданием и гибелью героя или утратой им жизненных ценностей. Трагическое связано не с прихотью случая, но определяется внутренней природой того, что гибнет, его несогласуемостью с существующим миропорядком. Герой сам свободно выбирает свой путь, приводящий его к гибели. Поведение человека в трагической ситуации родственно героическому и возвышенному, оно неотделимо от идеи величия и достоинства человека, самоутверждения личности, ее духовных ценностей даже ценой собственной жизни. Трагическое переживание в искусстве приводит к очищению (катарсису).

Футурозм (от лат. futurum — будущее); иное название — «бу- детляне» — течение в составе модернизма (И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский). Представители этого течения ориентировались на эксперимент в области формы и содержания произведений, отрицали традиционную культуру.

Элогия (от греч. elegos — жалоба) — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание («тучка золотая», «чудное мгновенье»); акцентирует признак, сильнее других действующий на воображение читателя и сообщающий речи большую изобразительность.

Эпопея (от греч. epopoija; от epos — повествование и poieo — творю) — наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой современной (XIX—XX века) эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая и многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая в себя исторические события и облик повседневности. К этому жанру можно отнести «Войну и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, повествование) — один из трех родов литературы, повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса: сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк, роман и т. д. Эпос воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в ее объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения — повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления и т. д. Эпические жанры обогащаются и совершенствуются. Развиваются приемы композиции, средства изображения человека, обстоятельств его жизни, быта, достигается многостороннее изображение картины мира, общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: