Тема 10. Государство и право России в период нового времени
Семинарское занятие № 1 по теме №10
Государственный строй России в XIX в
А) Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. Его деятельность была отрегулирована совещательными органами, такими как Совет при высочайшем дворе, который сменился позже Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовавший до 1810 г. Император так же управлял высшим законосовещательным органом – Государственным советом, он же назначал зама, председательствующего в его отсутствие. Все остальные члены Совета так же могли избираться Императорам или входить в него по должности (тогдашние министры).
Б) Органы центрального управления:
1. Сенат – сохраняет статус высшей судебной инстанции и органа надзора. Одной из форм административного надзора стали сенаторские ревизии на местах. По их результатам нередко возбуждались дисциплинарные и даже уголовные дела о злоупотреблениях или нерадении чиновников. Важной функцией Сената оставалось обнародование (распубликование) законов.
2. Министерства – учреждены взамен коллегий. Во времена Александра I было 8 министерств (и, соответственно, 8 министров): военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, юстиции, финансов и народного просвещения. Позднее учреждаются министерство полиции, Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (1810), Министерство государственных имуществ (1837), Министерство двора и уделов (1826) и т.д. Министр ежегодно отчитывался перед императором, подавая тому письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей через Правительствующий Сенат.
|
Так как во главе каждого министерства стоит министр, у него товарищ министра (зам, проще говоря), а также при министре учреждались совет и канцелярия. Министерство делилось на департаменты, а те – на отделения и столы. В структуре сверху донизу действовал принцип единоначалия. В состав министерств включались также ученые комитеты, особые канцелярии.
Одновременно с министерствами возникают коллегиальные органы совещательного характера, в состав которых входят министры. Комитет министров сохраняет значение органа предварительного обсуждения всех дел, подлежащих докладу царю. В 1861 г. (неофициально – в 1857) был учрежден еще и Совет министров под председательством царя. Он включал не только министров, но и ряд других сановников. В его задачу входило обсуждение (обязательно в присутствии царя) общего плана управления, координация деятельности министров, составление плана законодательных работ. Правда, в реальности Совет почти не собирался, в том числе и потому, что до конца века отсутствовало положение о нем, не была определена процедура заседаний и их регулярность.
В) Органы местного управления: в целом система делилась на две больших части – органы управления в центральных губерниях страны и органы управления национальными окраинами (Кавказ, Финляндия и Польша).
▪ Основными территориальными единицами оставались губернии и уезды. К началу XIX в. имелось 46 губерний, к середине века их число сократилось до 44. В них продолжали действовать административные и сословные органы, созданные в 1775–1785 гг. главой местной администрации являлся губернатор. Он выполнял свои функции с помощью ряда административных учреждений: канцелярии, губернского правления, нескольких комитетов, комиссий и присутствий. Губернатор по своему статусу был единственным и полномочным представителем центральной власти в губернии. С созданием министерств губернаторы стали подчиняться Министерству внутренних дел.
|
Уездный уровень управления в начале XIX в. оставался без особых изменений. В 1837 г. уезд был разделен на станы – более дробные территориальные полицейские единицы. В каждый стан губернатор назначал станового пристава, который выступал в роли непосредственного исполнителя указаний губернских и уездных властей. Городское самоуправление переживало кризис рентабельности, а крестьянское стало более сложным и структурированным.
▪ Органы управления национальными окраинами
Кавказ представлял собой совокупность разнородных областей. К концу 1846г. оформился аппарат управления и в целом система была приближенна к общероссийской.
Царство Польское имело в составе Российской империи автономию. Император России являлся одновременно королем Полыни и управлял ею через наместника. Законодательную власть осуществлял двухпалатный сейм. Польша подразделялась на воеводства, где действовали воеводы, воеводские комиссии и выборные воеводские советы.
Прибалтика была разделена на три губернии, объединенные в одно генерал-губернаторство. В них сохранилась система сословного управления, которая сложилась еще в XVI–XVII вв. Аналогичной была ситуация и в Финляндии, которая имела автономию и свою систему органов управления.