Дисциплина «Методология и методика маркетинговых исследований» входит в вариативную часть учебного плана основной образовательной программы магистратуры по данному направлению подготовки и является дисциплиной по выбору.
Согласно учебному плану дисциплина проводится в 2 семестре.
Изучение дисциплины опирается на знания, умения и навыки, приобретенные при освоении образовательной программы предыдущего уровня:
· Социально-экономический анализ: методологические основы,
· Методология разработки и практика применения социальных индикаторов,
· Институциональная теория и экономические отношения,
· Современные методы социологических исследований.
Язык преподавания – русский.
3. Виды учебной работы и тематическое содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц
или 108 академических часов.
Виды учебной работы
| Виды учебной работы | Объем в академических часах | |
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
| В том числе: | ||
| Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем). Всего | ||
| В том числе: | ||
| Лекции (Л) | ||
| Практические занятия (Пр) | ||
| Лабораторные занятия (Лаб) | - | |
| Вид промежуточной аттестации | зачет | |
| Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего) | ||
| В том числе: | ||
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины, подготовка к занятиям 63 | ||
| Подготовка к промежуточной аттестации 7 |
3.2. Краткое содержание дисциплины по разделам и видам учебной работы
| № п/п | Раздел дисциплины (тематический модуль) | Трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) | Оценочное средство | ||||
| Всего | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||
| Семестр № 2 | |||||||
| методология маркетинговых исследований | тесты, коллоквиум, контрольная работа, эссе | ||||||
| методика и практика маркетинговых исследований | тесты, коллоквиум, контрольная работа, эссе | ||||||
| Вид промежуточной аттестации в семестре: зачет | |||||||
| Итого: |
Содержание аудиторных занятий
Содержание лекционных занятий
| № раздела | № лекции | Основное содержание | Количество часов | В т.ч. с использованием ДОТ (*) |
| Семестр № 2 | ||||
| 1.1 | методология маркетинговых исследований. Тема 1. Цели, задачи, основные направления, этапы и виды маркетинговых исследований. Объекты исследований. | |||
| 1.2 | методология маркетинговых исследований. Тема 2. Маркетинговая информация: виды, источники, критерии выбора, методы сбора, обработки и анализа информации | |||
| 2.1 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 3. Разработка плана маркетингового исследования. Выборка. | |||
| 2.2 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 4. Формы и методы маркетинговых исследований | |||
| 2.3 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 5. Обработка и анализ маркетинговой информации | |||
| 2.4 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 6. Маркетинговые исследований организаций, рынков товаров (услуг) по отраслям. | |||
| Итого: |
Содержание практических (или семинарских) занятий
| № раздела | № занятия | Основное содержание | Количество часов | В т.ч. с использованием ДОТ (*) |
| Семестр № 2 | ||||
| 1.1 | методология маркетинговых исследований. Тема 1.Вопросы для собеседования: Понятие маркетинговых исследований, основополагающие направления маркетинга. Состав информационной системы маркетинга. Классификация маркетинговых исследований. Требования при проведении маркетинговых исследований. Объекты, цели исследований с соблюдением этики и законов. Методы исследований в маркетинге: общенаучные; аналитико-прогностические; методические приемы, заимствованные из разных областей знаний. | |||
| 1.2 | методология маркетинговых исследований. Тема 2.Вопросы для собеседования: Сущность информационного обеспечения исследований в маркетинге. Виды и методы сбора информации: по охвату, по способу получения, по периодичности возникновения, по назначению, по формам представления. Типы первичных данных при сборе маркетинговой информации. Знание намерений в прогнозировании будущего повеления потребителей. Типы первичных и вторичных данных маркетинговой информации, достоинства и недостатки этих типов информации. Источники вторичной и первичной информации. Маркетинговая информационная | |||
| 2.1 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 3.Вопросы для собеседования: Цель и процесс маркетинговых исследований: постановка проблемы; осуществление сбора вторичной и первичной информации; отбор наиболее достоверной, качественной информации; технология анализа информации. Основные виды планов, составляющие этапов плана; методы исследования; график исследовательских работ; расходы на маркетинговые исследования. Понятие выборка. Виды выборки. Методы отбора информации: случайный, систематический, кластерный, стратифицированный. Ошибки выборки. Источники ошибок выборки: измерения, неполучение ответа при обследовании, обработка выборочных данных, случайные причины. Определение объема и процедуры выборки. Разработка плана выборочного исследования. Организация и проведение сбора данных. Контроль за процессом сбора данных. | |||
| 2.2 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 4.Вопросы для собеседования: Качественные и количественные исследования и входящие в них фокус-группы, их использование. Границы их применения. Разведочные, описательные и казуальные исследования. Полевые и кабинетные исследования. Понятие модератора и его критерии при выборе и обучении. Методы проведения полевых исследований: опрос, наблюдение, эксперимент. Глубинное (направленное) интервью, методы его проведения: лестницы, скрытых проблем и символического анализа. Проективные методы исследований, методы опроса потребителей, подготовка интервьюеров. Понятия личного интервью, анкеты. Применение эксперимента в маркетинговых исследованиях: по степени осведомленности, по логике доказательств, по месту проведения, а также масштаб проведения. Роль наблюдений в маркетинговых исследованиях, классификация наблюдений, понятие систематического натурального наблюдения. Целесообразность маркетинговых исследований при отсутствии конкретных данных по изучаемому объекту. Анализ содержания бесед: ассоциативных, проецируемых тестов, ретроспективных бесед, бесед с опорой на творческое воображение, вызывающих нерешительность или волнение, бесед в группах, экстенсивных тестов. | |||
| 2.3 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 5.Вопросы для собеседования: Применение методов статистического анализа в обработке вариационных рядов. Определение средних значений, разброса и стандартных ошибок. Графическое представление результатов маркетинговых исследований. Основные задачи ассоциативного анализа данных при подготовке маркетинговых решений. Интерпретация связей между переменными. Методы корреляционного и регрессионного анализа. Возможности использования дискриминантного, факторного, кластерного анализа. Компьютерные программы обработки данных. Прогнозирование. Сущность прогнозирования, виды прогнозирования: срочное, среднесрочное, краткосрочное. Методы прогнозирования рынка: опрос, обобщение оценок отдельных торговых агентов и руководителей сбытовых подразделений; прогнозирование на базе прошлого оборота; корреляционный анализ; прогнозирование на основе?доли рынка?; пробный маркетинг; метод стандартного распределения вероятностей, базирующихся на методе ПЕРТ. | |||
| 2.4 | методика и практика маркетинговых исследований. Тема 6.Вопросы для собеседования: Маркетинговое исследование рынка. Исследование потребителей. Исследование продукта и конкурентов. Исследования каналов распределения. Ценовое исследование, анализ соотношения цен. Исследования с применением средств маркетинговых коммуникаций. Элементы и характеристики SWOT-анализа товаров, чем нужно руководствоваться для обеспечения его эффективности. Методы обработки информации, статистические методы. Вероятностное выборочное исследование. Понятие и применение пробного маркетинга, правило сильной половины. Применение тестовых рынков. Значение отчета о маркетинговых исследованиях и методы его представления. Структура отчета и его оформление. Подготовка к устной презентации отчета. | |||
| Итого: |
Содержание лабораторных занятий
Для данного типа занятия содержание пока не задано.