Направления повышения эффективности учетной политики для целей налогообложения




 

Для большинства российских предприятий вхождение в рыночную экономику означает овладение новыми инструментами хозяйствования, адекватными современным условиям. Одним из таких экономических инструментов является учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, принятых в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учетной политики достаточно велико. Основная суть ее заключается в том, что, с одной стороны, учетная политика может рассматриваться как распространенная форма бизнеса в странах с рыночной экономикой, с другой - как одна из функций управления предприятием.[3]

Значимость учетной политики объясняется рядом причин. Во-первых, учетная политика предполагает целостность в организации как бухгалтерского, так и налогового учета и охватывает все составляющие аспекты учета: организационную, техническую и методическую; во-вторых, от ее правильного понимания, формирования и раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности предприятия по всем направлениям; в-третьих, от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения, поскольку учетная политика является мощным инструментом формирования выручки и затрат организации. В зависимости от целей и стратегии она может активно использоваться для получения того или иного финансового, в том числе налогового, результата.

Содержание учетной политики предприятия оформляется специальным внутренним документом - приказом об учетной политике. Руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики, поскольку от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации. Кроме того, при решении спорных вопросов между налогоплательщиками и фискальными органами в применении способов корректировки финансовых показателей для целей налогообложения и исчислении налоговых платежей именно приказ об учетной политике зачастую становится неопровержимым доказательством правильности доводов одной из сторон.

При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:

1) сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

2) создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации;

3) создать оптимальную систему налогового учета;

4) предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.

Учетная политика, отвечающая за решение всех перечисленных задач, может стать реальным источником необходимой информации для принятия руководством организации обоснованных решений.

При разработке учетной политики необходимо учитывать специфику деятельности организации, а также то, что рекомендации, приемлемые для управления одной организацией, полезные для нее, могут быть вредны или бесполезны для другой.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы (см. рисунок).


Основные факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики организации

┌───────────────────────────┐ ┌───────────┐

│ Организационно-правовая форма (хозяйственное │ │ │

│ товарищество, общество с ограниченной ответственностью,│ │ │

│ акционерное общество, производственный кооператив, │<───┤ │

│ государственное и муниципальное унитарное предприятие │ │ │

│ и т.д.) │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Вид экономической деятельности (промышленность, │ │ │

│ строительство, торговля, посредническая деятельность │<───┤ │

│ и т.д.) │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Объемы деятельности, среднесписочная численность │<───┤ │

│ работающих и т.п. │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Соотношение с системой налогообложения (освобождение │ │ │

│ от различного вида налогов, ставки налогов, льготы │<───┤ │

│ по налогообложению) │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Степень свободы в условиях перехода к рынку (прежде │ │ │

│ всего имеется в виду возможность самостоятельного │<───┤ Факторы, │

│ принятия решений в вопросах ценообразования, выбора │ │ влияющие │

│ партнера) │ │ на выбор и│

└───────────────────────────────┘ │обоснование│

┌─────────────────────────────────┐ │ учетной │

│ Стратегия финансово-хозяйственного развития (цели │ │ политики│

│ и задачи экономического развития организации │ │организации│

│на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество │<───┤ │

│ организации, ожидаемые направления инвестиции, │ │ │

│ тактические подходы к решению перспективных задач) │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Наличие материальной базы (обеспеченность │ │ │

│ компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, │<───┤ │

│ программно-методическое обеспечение и т.п.) │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌─────────────────────────────────────┐ │ │

│ Система информационного обеспечения организации │ │ │

│ (по всем необходимым для эффективной деятельности │<───┤ │

│ организации направлениям) │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских │ │ │

│ кадров, экономической смелости, инициативности │<───┤ │

│ и предприимчивости руководителей фирмы │ │ │

└──────────────────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────────────────┐ │ │

│ Система материальной заинтересованности │ │ │

│ в эффективности работы организации и материальной │<───┤ │

│ ответственности за выполняемый круг обязанностей │ │ │

└────────────────────────────┘ └───────────┘

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к формированию и обоснованию учетной политики.

Разрабатывая учетную политику, нужно помнить о четырех целях, для достижения которых она нужна.

Во-первых, выбрать один из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, наличествующих в законодательстве. Если организация не внесет нужного элемента в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Например, если не выбрать метода начисления амортизации основных средств или нематериальных активов (либо линейный, либо нелинейный).

Во-вторых, отказаться (при необходимости) от варианта, предусмотренного в Налоговом кодексе РФ "по умолчанию" (для налогового учета) или в ПБУ (для бухгалтерского учета). Например, малые предприятия могут не применять ряда положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" и др.). Инспектора нередко требуют, чтобы об игнорировании подобных положений было сказано в учетной политике.

В-третьих, найти варианты сближения учета, например при формировании резервов, в частности по сомнительным долгам. Налоговые правила формирования резерва по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ) более четкие по сравнению с бухгалтерскими (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), поэтому удобнее прописать в учетной политике начисление резерва по правилам НК РФ.

В-четвертых, с помощью учетной политики можно минимизировать ожидаемые налоги. Именно "ожидаемые", т.е. прогнозируемые, по тому бизнесу, что уже ведется.

Предприятие должно раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения средств или финансовых результатов деятельности предприятия.

Хотя бухгалтерский учет регулируется общими для всех организаций нормативными актами, у каждой организации могут быть свои цели, задачи и критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Методы, подходящие для управления одной организации, могут быть абсолютно неприемлемы для другой. Поэтому учетная политика должна быть индивидуальной (учитывать специфику деятельности и составляться для каждого конкретного налогоплательщика) и оптимальной (принимать во внимание все цели, ради которых она создается).

Таким образом, в настоящее время учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации. При грамотном подходе к ее составлению можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.


Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, вернемся к поставленным задачам.

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса: «Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом». В налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет.

Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Основной принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового законодательства для формирования налоговой базы и заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.

Аналогично бухгалтерскому учету, определение Налоговым кодексом Российской Федерации основных правил ведения налогового учета организации базируется на формулировке набора его базовых принципов. Основной принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового законодательства для формирования налоговой базы и заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль. Данные налогового учета предназначены как для внешних, так и для внутренних пользователей, которым необходима информация для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Практическая часть работы выполнена на материалах Комсомольского райпо.

Проведенный анализ выявил, что в 2009 году выручка от продажи товаров, работ, услуг уменьшилась на 1,21 %, что составило 5087 тыс. рублей. На рост выручки повлияло уменьшение объема себестоимости проданных товаров (на 1,2%) и валовой прибыли (на 1,22%). Наилучшим фактором явилось уменьшение коммерческих расходов по сравнению с 2008г. на 5627 тыс. руб. (или на 8,23%). В отчетном периоде, так же как и в базисном, получена прибыль от продаж, рост которой составил 4561 тыс. руб. (на 24,33%). Таким образом, отчетный период Комсомольское райпо закончило с прибылью в сумме 16607 тыс. руб., что в 1,45 раз больше, чем в 2008г.

Как видно из отчета о прибылях и убытках (Приложение 2,), сумма ЕНВД которая обычно указывается в строке 151 (прочие платежи в бюджет), увеличилась с 3355 до 3399 тыс. руб.

Система налогового учета по налогу на прибыль имеет трехуровневую структуру. 1 - уровень первичных учетных документов, 2 - уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров), 3 - уровень расчета налоговой базы.

Как было выяснено, первичные документы полностью совпадают с первичными документами бухгалтерского учета.

В настоящее время учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации.

Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде. Учетная политика утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

При грамотном подходе к ее составлению можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Государственный гимн Российской Федерации: официальный текст. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 47 с. - (Правовая библиотека)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.) - М.: «Слово и Дело», 2007 г. - 984 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 26.11.2008 №224-ФЗ)

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.) // «Российская газета», № 345 от 22.11.96

5. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ от 06.10.2008 № 106н

6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г. //«Нормативные акты для бухгалтера», 2006, № 11

7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г.) // «Нормативные акты для бухгалтера», 2006, № 11

8. Баймакова И. А. Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения / И. А. Баймакова / / Бух. 1С.- 2009. - N 3. - С. 28-34

9. Белова В. Методы снижения налога на прибыль для тех, кому не подходит "упрощенка" / В. Белова / / Главбух. - 2009. - N 18. - С. 65-72

10. Бехтерева Е.В. Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» для торговых организаций /Е.В. Бехтерева // «Горячая линия бухгалтера», № 15, август 2007 г. - С. 33-37

11. Бурейко С. К. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций / С. К. Бурейко / / Бухгалтерский учет. - 2009. - N 5. - С. 37-42

12. Вещунова Н. Л. Налоги Российской Федерации: налоговый и бухгалтерский учет / Н. Л. Вещунова. - СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 415 с.

13. Гурова С. Ю. Налоговая политика в современной экономической системе: автореферат диссертации... канд. экон. наук: 08.00.01 / С. Ю. Гурова. - Йошкар-Ола: [б. и.], 2007. - 18 с.

14. Евсеев М. А. Ошибки, допускаемые при учете доходов, расчете налога на прибыль и составлении отчетности / М. А. Евсеев, А. В. Пономарев / / Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. - 2009. - N 5. - С. 13-20

15. Кацыка А. В. Учетная политика для целей налогообложения / А. В. Кацыка / / Консультант бухгалтера. - 2009. - N 3. - С. 43-57

16. Киселева И. А. Налог на прибыль: платим налоги, а не штрафы / И. А. Киселева / / Консультант бухгалтера. - 2008. - N 2. - С. 71-84

17. Копаев Д. В. Уступка права требования: [налогообложение НДС и налогом на прибыль] / Д. В. Копаев / / Налоговый вестник. Общероссийское издание. - 2009. - N 4. - С. 141-143

18. Косинская Л.А. Формирование учетной политики в условиях совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета Л.А. Косинская / / Все для бухгалтера.- 2010.- N 5. – С. 35-36

 

19. Косульникова М. Л. Налог на прибыль считаем по-новому / М. Л.Косульникова / / Справочник руководителя торгового предприятия. - 2007. - N5. - С. 58-66

20.Лермонтов Ю. М. Налог на прибыль: штрафы / Ю. М. Лермонтов / / Бухгалтерский вестник. - 2009. - N 6. - С. 16-24

21. Лытнева Н. А. Развитие методики бухгалтерского учета в механизме управления формированием прибыли / Н. А. Лытнева, И. С. Ефименко / / Учет и анализ торговой деятельности. - 2009. - N 1/2. - С. 31-41

22. Макарова Н. Н. Влияние учетной политики на оценку бухгалтерского и налогового риска / Н. Н. Макарова / / Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 2. - С. 45-49

23. Нитецкий В.В.,. Зайнетдинов Ф.В, Суглобов А.Е. Федеральные налоги и сборы в организациях: Учеб. - практич. Пособие. -М.: Дело, 2006. - 286с.

24. Новоселов К. В. Изменения в правилах исчисления налога на прибыль в 2009 году / К. В. Новоселов / / Российский налоговый курьер. - 2009. - N 5. - С. 16-21

25. Полежарова Л. Налог на прибыль организаций в 2008 г. / Л. Полежарова / /Финансовая газета. - 17/ 1/2008. - N 3. - С. 6-8

26. Семенихин В. В. Налог на прибыль для торговых организаций / В.В.Семенихин / / Налоги. - 19/ 9/2007. - N 35. - С. 5-7. - Начало. Окончание: Окт.(М 36). - С. 6-9

27. Семенихин В. В. Налог на прибыль организаций / В. В. Семенихин / / Налоги. -29/11/2007.-N40.-С. 16-19

28. Стороненко М. Г. Некоторые аспекты изменения налогового законодательства по налогу на прибыль организаций / М. Г. Стороненко / / Приоритеты вузовской науки в условиях инновационного развития общества: материалы межвузовской научно-практической конференции, 29 января 2009 г.. - Чебоксары, 2009. - С. 287-289

29. Халезов А. В. Организация и методика внутреннего контроля налогов с доходов в организациях потребительской кооперации: автореферат диссертации... канд. экон. наук: 08.00.12 / А. В. Халезов. - Москва: [б. и.], 2008. - 22 с.

30. Черняков А.Б Сближение бухгалтерского и налогового учета прямых и косвенных расходов /А.Б. Черняков // «Налоговый учет для бухгалтера», N 6, июнь 2006 г. - с. 12-22с.

31. Шаталов С.Д. Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства /С.Д. Шаталов// «Бухгалтерский учет», № 4, февраль 2003 г. - С. 36-39


[1] Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 26.11.2008 №224-ФЗ)

[2] Новоселов К. В. Изменения в правилах исчисления налога на прибыль в 2009 году / К. В. Новоселов / / Российский налоговый курьер. - 2009. - N 5. - С. 16-21

[3] Косинская Л.А. Формирование учетной политики в условиях совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета Л.А. Косинская / / Все для бухгалтера.- 2010.- N 5. – С. 35-36



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: