В.И. Логинова
Эта система включает три направления словарной работы в процессе совершенствования познавательной деятельности детей:
1. Освоение слов, обозначающих названия предметов и объектов ближайшего окружения, их некоторых действий или действий с ними в процессе первичного ознакомления.
2. Освоение слов, в процессе углубления знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями).
3. Освоение обобщающих слов в процессе формирования видовых и родовых понятий.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с совершенствованием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации словарной работы:
1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
2. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
3. Единство реализации всех задач словарной работы.
Рассмотрим, как решаются задачи словарной работы на занятиях, посвященных ознакомлению с предметным миром.
Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами в раннем и младшем дошкольном возрасте. Эту роль выполняют занятия — демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку». «Напоим мишку чаем» и т.п.
Основная цель этих занятий — ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию — это неожиданное появление и исчезновение предмета, его движение, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данного предмета. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где предмет? (Где кукла? Где мяч? и т.д.) Уловив активный поиск ребенком исчезнувшего предмета, воспитатель показывает его вновь. Тем самым слово связывается с самим предметом, его образом, становится «знаемым». Затем педагог стремится вызвать активное подражание — повторение ребенком слова при проявлении или исчезновении предмета.
|
Закрепление слова осуществляется в упражнениях с предметами, где дети по просьбе воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их, показывают знакомые предметы, разнообразно действуют с ними.
По мере развития словаря на третьем и четвертом годах жизни возникает возможность включения в систему работы сюжетных игр-занятий, где демонстрируется ряд предметов, их назначения, действия с ними. На занятиях такого рода педагог включает детей в активные действия с различными предметами.
Привлекая внимание детей к действиям с предметами, воспитатель предлагает повторить название, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.
На занятиях этого вида широко используются игровые приемы: сюрпризное появление предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие и т.п.
|
Для успешного освоения всеми детьми названий предметов и действий с ними важна активность каждого, поэтому, чем младше возраст, тем чаще следует организовывать такие занятия и проводить их с подгруппами детей.
Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни. Слова, которые осваивают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.
В среднем и старшем дошкольном возрасте специальные занятия по первичному ознакомлению с предметами, как правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые предметы, легко осваиваются в процессе деятельности с ними.
Дальнейшее развитие словаря детей среднего и старшего дошкольного возраста связано с углублением знаний об особенностях предметов. Разновидностями таких занятий являются впервые разработанные Е.И. Тихеевой занятия-осмотры предметов, основной целью которых является вычленение частей, деталей и назначения предметов, а также занятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.
В основу методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей, направленных на вычленение частей у предмета, их назначения и использования. Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать знания о предмете значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова с частью предмета, его деталями.
|
Такие занятия проводятся с детьми четвертого и пятого годов жизни. Набор предметов на этих занятиях может быть различным, но в любом случае предмет должен быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки в окружающем мире.
Ход осмотра идет от общего восприятия предмета, его назначения и названия к выделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленения частей диктуется логикой действий с этим предметом. Так, нельзя знакомить детей с внутренним устройством шкафа, не познакомив их предварительно с его дверцами. Основными приемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливые указания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения в случаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организовать поочередно активные действия с предметом каждого ребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.
Приведем пример такого занятия в младшей группе, проведенного в г. Ленинграде в 70-е гг.
Программное содержание. Ознакомление с буфетом, его частями и назначением, введение в словарь детей слов: буфет, дверцы, ручка, полка, ящики, открывать, закрывать, выдвигать, задвигать: закрепление и активизация слов: чашки, блюдца, тарелки, скатерти, ложки; обучение детей действовать по слову, отвечать на поставленные вопросы.
В занятии принимали участие восемь детей. Вот его краткая запись.
Воспитатель (обращается к детям). Хотите, я вам что-то покажу сейчас? (Подводит детей к буфету.) Кто знает, что это?
Коля. Шкаф.
Воспитатель. Разве шкаф? Что мы вешаем в шкаф?
Дети. Пальто.
Воспитатель. Да, в шкаф мы вешаем пальто. А это разве похоже на шкаф? Это буфет. Сейчас мы посмотрим, что в буфете. Что нужно сделать, чтобы посмотреть, что в буфете?
Дети. Вот это. Открыть.
Воспитатель. Да, надо открыть дверцы. Иди, Саша, открой дверцы. (Саша открывает.) Что Саша делает?
Дети. Открывает.
Воспитатель. Открывает дверцы. {Дети повторяют.) Саша открыл дверцы, а ты, Марина, иди закрой дверцы. Что Марина закрывает?
Дети. Дверцы.
Воспитатель. Марина закрывает дверцы. А что же в буфете? Так мы и не посмотрели. Что нужно открыть?
Дети. Дверцы.
Воспитатель. Миша, иди открой дверцы. (Миша открывает буфет.) Миша открыл дверцы. Что же в буфете?
Дети. Чашки, тарелки.
Воспитатель. А это что?
Коля. Блюдца.
Воспитатель. Да, в буфете чашки, тарелки, блюдца. На чем они стоят?
(Дети молчат.) На полке. Оля, сними чашку с полки. (Оля снимает.)
Воспитатель (снимает тарелки, сопровождая действие словами, а затем предлагает Алику поставить тарелку ни полку). Что делает Алик? Куда ставит тарелку? (Добивается ответа, затем ставит оставшуюся посуду на полку, задавая аналогичные вопросы детям. Далее обращает их внимание на чашки буфета.) Что это такое? (Не получив ответа, говорит сам.) Это ящики от буфета. Кто знает, что там? (Предлагает Лене выдвинуть ящик, помогает ей.)
Дети (заглядывают в ящик). Ложки.
Воспитатель (предлагает Коле задвинуть ящик). Что делает Коля? Правильно — задвигает ящик.
Аналогично рассматривается второй ящик, в котором лежат скатерти. Затем детям предлагается закрыть дверцы буфета, задаются вопросы: «Что это?» и «Что видели в буфете?» Они называют буфет и перечисляют посуду.
По мере развития дошкольников занятия такого рода усложняются за счет сокращения двигательной активности и усиления опоры на зрительный анализатор, что дает возможность увеличивать число участников занятия.