Часть Формирование словаря




В.И. Логинова

 

Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.

Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей и подготовительной к школе группах.

Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Успех занятий, их эффективность зависят от ряда условий.

1. Правильный подбор предметов для сравнения. Они должны иметь достаточное количество оснований для сравнения: как признаков различия, так и сходства (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т.п.).

2. Соблюдение плановости сравнения. Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета.

3. Отбор адекватных методов и приемов. Основными приемами обу­чения на таких занятиях являются вопросы и указания воспита­теля, помогающие детям: последовательно строить сравнение; увидеть те особенности, которые дети сами не замечают; наибо­лее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово.

4. Рациональное соотношение речевой активности воспитателя и детей. Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Воспитатель точными вопросами, указаниями возбуждает и направляет их умственную и речевую активность. Приведем запись такого занятия, проведенного в подготовительной к школе группе. На занятии дети сравнивают портфель и сумку.

Воспитатель. Чебурашка собирается в школу и не знает, во что положить учебники и тетрадки. Крокодил Гена подарил ему вот это (показывает портфель). Что это? (Портфель.) А старуха Шапокляк — это (сумку). Давайте сравним портфель и сумку и объясним героям, что больше подойдет для Чебурашки. Кому нужны эти предметы?

Ира. Портфель нужен школьнику книги носить. И еще дяденьки ходят с портфелями, и студенты, они там книги носят.

Ляля. А сумка нужна мамам, бабушкам. Они с ней ходят. Там все лежит. Воспитатель. Посмотрим, чем же сумка отличается от портфеля.

Миша. Портфель коричневый, а сумка черная. У них цвет разный. Сережа. И еще у сумки углы такие круглые вверху, как будто их нет. А у портфеля вверху углы и внизу углы.

Воспитатель. Как об этом можно сказать короче? Какая у них форма? Наташа. У них разная форма. Портфель похож на прямоугольник, а сумка нет. Костя. Потом у них по-разному сделано сбоку. У портфеля как гармошка сбоку, а у сумки нет.

Митя. У портфеля на углах такие железные штучки. Внизу на углах, а у сумки — нет.

Воспитатель. У портфеля внизу углы металлические для прочности. Сережа. И по-разному они закрываются. У портфеля такая крышка зак­рывается и замок сбоку, а у сумки замок сверху.

Катя. И еще у сумки нет крышки, как у портфеля. Там замок сразу сверху, у сумки.

Далее воспитатель предлагает детям сравнить замки («Одинаковые ли замки у портфеля и сумки?»), ручки («Теперь посмотрите на ручки — что у них различного?»), внутреннее устройство («Посмотрите, что разного у портфеля и сумки внутри»).

Воспитатель. Вот мы и рассказали, чем сумка и портфель различаются. А чем они похожи, что у них одинаковое? Зачем людям портфель и сумка?

Оля. В портфеле носят книги, тетради, а с сумкой можно ходить в магазин.

Миша. А у меня папа с портфелем в магазин ходит.

Марик. В сумке гоже можно книги носить, я видел.

Света. В сумке и в портфеле можно носить что-нибудь, положить что- нибудь и носить.

Воспитатель. Верно. И сумка и портфель нужны для того, чтобы было удобно людям носить разные вещи. А что еще одинакового? За что держат портфель и сумку?

Антон. За ручку. Ручки у них есть.

Леля. Замки у них есть, чтоб они не открывались. А то откроется если, и все может высыпаться.

Воспитатель. Правильно. Мы хорошо рассмотрели портфель и сумку, увидели много разного и похожего. А теперь трудный вопрос. Как сразу узнать, портфель это или сумка?

Миша. Портфель коричневый.

Воспитатель. Все так думают? А сумки бывают коричневые?

Дети. Бывают.

Виталик. Надо раскрыть и посмотреть, как сделано в середине.

Воспитатель. А можно сразу узнать портфель, не раскрывая?

Сережа. Можно. Он по-другому сделан углы у него по-другому, и замок, и ручка.

Наташа. У него такая форма, он всегда похож на прямоугольник, а сумка нет, она разная бывает.

Митя. И у кого все углы хорошо видны, и замок сбоку, и ручка всегда сверху. Так узнать можно.

Лена. А сумка другая. Она бывает другой формы, замок у нее по-другому сделан и ручки по-разному. Их легко узнать. А цвета они могут быть не разного, одинакового.

Воспитатель предлагает детям посоветовать Чебурашке, в чем будет удобнее носить учебные принадлежности.

Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами, обследовательских действий), прилагательные (названия качеств).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: