Часть Формирование словаря




Часть Формирование словаря

В.И. Логинова

Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в один год малыш активно владеет 10—12 словами, а к шести годам его активный словарь увеличивается до 3—3,5 тысячи.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В психологии содержание слова также определяется как обобщение или понятие. Л.С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «...Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления» (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.. 1956).

Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности.

Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия, или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую дей­ствительность — предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Дети ограничивают содержание понятия «овощи», включая в него только морковь, лук, свеклу. В другом случае, расширяя значение слова, дети относят к данному понятию некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника — это его не­значительный объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка значительно уступает познаватель­ному опыту взрослого человека.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающего мира, их особенностями и отношениями;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение использовать средства языковой выразительности.

3. Активизация словаря, то есть введение понимаемых слов в практику общения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой в трех направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с по­степенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти зри направления словарной работы, имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Нашей задачей является анализ содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе их ознакомления с предметами окружающего мира и явлениями обще­ственной жизни. В разных возрастных группах это содержание знаний имеет свою специфику.


часть Формирование словаря

В.И. Логинова

Рассмотрим содержание словарной работы в процессе ознакомления с предметами.

На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома. Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх.

Углубление знаний о предметах в этом возрасте выражается в том, что малыши учатся различать части тела, некоторые размеры и цвета. Соответствующие слова вводятся в план понимаемой речи: части тела (голова, руки, ноги, нос, рот, глаза и т.п.), размеры (большой, маленький) и цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы (например, узнавать кошку независимо от позы, цвета, размера и т. д.) и дифференцировать одни группы предметов от других (все мячи независимо от цвета и размера отличать от шаров, чашки — от стаканов и т. п.). Это позволяет выдвигать требование точности словоупотребления уже в этом возрасте.

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и т.д.).

Углубление знаний о предметах способствует освоению слов, обозначающих названия частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника; рукава, карман, пуговицы, петли у платья и т.п.), формы предметов (шар, кубик, кирпичики), вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь детей слова, обозначающие размеры и цвета, а также обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий, скользкий и т.п.) и их свойств (бьется, рвется и др.).

Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (например, чашки, тарелки, кастрюли, сковородки и т.п. независимо от цвета и величины отличаются от близких предметов других видов и называются соответственно).

На четвертом году дети должны точно называть вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т. п. Установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда. Поэтому в последующих возрастах задача пополнения словаря названиями предметов и действий с ними решается попутно, по мере того как ребенок знакомится с новыми предметами.

В этом возрасте значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их цвета, форма, вкус, размер (больше, меньше, шире, уже, длиннее, толще, тоньше), пространственные и временные отношения (вперед, назад, направо, налево, утро, вечер, день, ночь, темно, светло и др.).

В этом же возрасте в речь дошкольников широко вводятся слова, обозначающие названия физических качеств предметов: мягкий, твердый, теплый, холодный, гладкий, шероховатый, прозрачный, блестящий и т. п. и свойств: тает, размокает, рвется, бьется, ломается и т.д.

Дети начинают обобщать по характерным видовым признакам и различать сходные виды предметов: стул, табуретка, кресло; туфли, ботинки, сандалии; носок, чулок, гольф; чашка, стакан, кружка, бокал и т. д.

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех познаваемых ребенком предметов. Но основное внимание в содержании словарной работы уделяется углублению знаний о предметах. На этой основе вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.

В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На шестом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло- красный, темно-зеленый, кисловатый, желтоватый; тяжелее, легче, холоднее, теплее, теплый, горячий; прочный, непрочный, прочнее; размокает, не размокает, размокает медленно и т.п.).

В программе словарной работы данной группы предусматривается включение в словарь названий материалов и их признаков: дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор и т.п.

Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (инструменты, транспорт и др.). Проводится работа по дифференцировке освоенных понятий (одежда летняя, зимняя, демисезонная; посуда столовая, кухонная, чайная и т.д.).

На седьмом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий, горько-соленый, зеленовато-желтый; ткань — зимняя, ворсистая, легкая, толстая и т.п.),

Продолжается работа по формированию новых родовых понятий и дифференцировке известных (водный, воздушный, наземный транспорт, легковой, грузовой транспорт; инструменты: садовые, столярные, портновские и т.п.).

Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Рассмотрим содержание словарной работы в процессе озна­комления дошкольников с жизнью и трудом людей.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.

На втором году жизни ребенок осваивает лишь имена близких людей, различает людей по возрасту и полу, и на этой основе вводятся слова, обозначающие эти различия: дедушка, бабушка, тетя, мальчик, девочка. В дальнейшем различение и узнавание знакомых взрослых и детей требует освоения имен сотрудников детского сада, сверстников, близких людей семьи (третий и четвертый годы жизни).

В младшем же возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

Доступность знаний о труде определяется близостью и дос­тупностью данного вида труда, наблюдению детей, яркой выраженностью операций и результатов труда. В связи с этим уже на третьем году жизни предусматривается наблюдение за трудом няни и освоение названий некоторых ее трудовых действий - (подметает, моет, поливает) и т.п.

На четвертом году набор профессий, с которыми знакомят детей, расширяется и в словарь вводятся соответствующие слова: повар, няня, доктор, парикмахер, продавец, дворник, шофер. Углубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий: повар режет, жарит, готовит обед; парикмахер стрижет, причесывает; продавец получает чек, взвешивает, заворачивает, подает покупки и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.). В слове для детей объективируется и направленность труда: для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На пятом году расширение словаря детей обеспечивается оз­накомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, строитель и т.д.) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им; музыкальный работник играет на рояле, учит петь, танцевать и т.п.).

Углубление знаний о труде предполагает ознакомление с отношениями людей в труде и к труду и сопровождается введением слов, обозначающих качества трудовых действий и отношений (быстро работает, осторожно ведет машину шофер, аккуратно протирает цветы няня, дружно вместе работают строители и т.п.).

В словарь детей пятого года жизни вводится более широкий круг названий профессий. Сюда включаются профессии людей, работающих на транспорте (машинист, летчик, капитан, матрос, водитель, кондуктор), профессии родителей (учитель, почтальон, портной и т.п.). Помимо названий трудовых действий и их качеств, отношений людей в труде, в словарь детей это­го возраста вводятся названия трудового оборудования (у повара — кастрюли, весы, ножи, сковородки и т.д., у дворника — скребок, шланг, лопата и др.).

На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий людей, работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т.д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т.п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к груду и в труде, вво­дят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т.п.

В словарь детей седьмого года жизни включаются названия ши­рокого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводах, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде и вводится соот­ветствующий словарь: труд — почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех; почетная грамота; премия, медаль, орден и т.д.

Дети осваивают обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: экскаваторщик, каменщик, маляр) и разных производствах (маши­ностроители — фермеры; фермеры — работники пищевой промышленности — продавцы и пр.), где ярко выражен обмен результатами труда.

Помимо ознакомления с трудом, предусматривается пополнение словаря в процессе ознакомления с другими общественными явлениями: армией, историей страны, традициями, праздниками нашего государства, жизнью народов страны.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане: общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т.д. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Реализация данного содержания осуществляется через систему работы с детьми.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: