Часть Формирование словаря




В.И. Логинова

 

Другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей, являются занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.

Качествами мы называем те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета (например: твердый, мягкий, гладкий), а свойствами мы называем те особенности предмета, которые вычленяются вследствие нарушения целостности предмета (например: рвется, бьется, размокает).

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение ка­честв и свойств предметов, выполнение обследовательских действий, поэтому воспитатель должен уметь организовать тщательное сенсорное обследование.

2. Формирование способов обследования требует точных ука­заний воспитателя к использованию обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству (например, надави — для выделения твердости, погладь — для выделения гладкости, шероховатости поверхности, сомни — для выделения мягкости и т.п.).

3. Наглядный материал для активных обследовательских дей­ствий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.

4. Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твердый дается в сопоставлении с мягким, тяжелый — с легким, прозрачный — с непрозрачным и т.п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т.д.

5. Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т.е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.

6. Успех решения задач словарной работы зависит от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность) было бы как можно меньше.

Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка-дошкольника.

Первая часть этого занятия обычно посвящается вычленению качества предмета в ситуации той или иной деятельности. Целью второй части является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество. В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Типичным занятием такого рода для детей четырех лет будет следующее.

Программное содержание. Познакомить детей с качествами «прозрачный», «непрозрачный», ввести в словарь соответствующие слова, сформировать адекватные способы обследования. Закрепить способы обследования, соответствующие качествам «мягкий», «твердый», «гладкий», «шероховатый», и слова, их обозначающие.

На занятии используются два стакана одинаковой формы, величины, но один из стекла (прозрачный), другой из бумаги (непрозрачный), стек­лянные предметы по числу детей, несколько прозрачных предметов в раз­ных местах группы.

Целью первой части занятия является привлечение внимания детей к качествам предметов, которые будут обозначены новыми словами (прозрачный, непрозрачный). Занятие начинается с игры в загадки, в ходе которой выделение признака окажется главным; значимым. Воспитатель опускает по предмету в оба стакана (прозрачный и непрозрачный) и просит отгадать, что в них. Естественно, что дети легко отгадывают, что лежит в прозрачном стакане. После двух-трех повторений игры воспитатель предлагает детям ответить на вопрос, почему они отгадывают, что лежит в этом стакане (показывает на прозрачный), и не могут отгадать, что в этом (показывает на непрозрачный). Характерными ответами на этот вопрос являются: «Потому что этот светлый стакан, а этот нет», «Потому что он видный», «Потому что через него видно, а через этот не видно» и т.п. Ответы детей свидетельствуют о том, что дети выделили нужный признак, и появилась возможность ввести соответствующее слово.

Воспитатель. Через этот стакан предмет виден, стакан прозрачный. А этот стакан непрозрачный, через него предмет не виден. (Затем он пред­лагает двум-трем детям показать прозрачный и непрозрачный стаканы.)

В следующей части занятия организуется освоение детьми обследовательских действий, соответствующих вновь выделенным признакам, и закрепление уже известных. В этой части особенно важны четкие указания педагога, организующего обследование.

Воспитатель предлагает детям взять в руки по одному предмету со столов и посмотреть через предметы на него, спрашивает, виден ли он. Получив утвердительный ответ, спрашивает, как называются предметы, через которые видно, затем предлагает нескольким детям сказать, какой у них предмет (прозрачная банка, прозрачный графин и т.п.). Предлагает от­ветить на вопрос: «Как узнать, найти прозрачные предметы?» Несколько детей отвечают: «Посмотреть надо», «Если через него видно, то прозрач­ный». Ребята смотрят через предметы, обмениваются репликами. Воспита­тель предлагает им посмотреть через крышку стола и сказать, видят ли они свои ноги. Получив отрицательные ответы, задает вопрос: «Какой стол — прозрачный или непрозрачный, потому что «Через него не видно».

После этого воспитатель снова обращает внимание на стеклянные предметы, просит надавить на них и ответить, какие они. Дети называют выделенное качество: твердые. Затем дается указание погладить предметы и сказать, какие они. Чтобы акцентировать их внимание на способе обследования, детям задается вопрос: «Что нужно сделать, чтобы узнать, что предмет твердый?» Часто они отвечают показом нужного действия. Воспитатель подтверждает правильность, определяя действие словом: «Да, надо надавить», и просит повторить название действия. Затем задает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы узнать, прозрачный или непрозрачный предмет?» — и подтверждает ответы детей.

Третья часть занятия посвящается упражнению в выделении нового качества в окружающих предметах. Детям предлагается посмотреть вокруг, найти прозрачные предметы, назвать их и ответить на вопрос: «Как ты узнал, что предмет прозрачный?» Аналогично дается задание найти непрозрачные предметы.

Содержание закрепляется на последующих занятиях и в по­вседневной жизни.

Усложнение занятий этого вида происходит по линии увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к занятиям такого содержания остаются теми же, но сложность их состоит в том, что свойства и качества материалов рассматриваются как основа характеристики предметов.

Приведем пример такого занятия для детей шестого года жизни.

Программное содержание. Познакомить с качествами и свойствами различных видов бумаги. Закрепить способы обследования и соответствующий словарь. Учить детей ориентироваться на различные свойства и качества материалов и учитывать их при отборе для деятельности с предметами.

В начале занятия дети получили задание подклеить книги (по две книги каждый) и для этого отобрать нужную бумагу из набора бумажных полос разных сортов, данных каждому ребенку (розовая гофрированная, голубая салфеточная, серая оберточная и белая плотная для рисования). Большинство детей ориентировались на цвет или размер бумажной полосы и не учитывали такое ее свойство, как размокаемость, поэтому подклеить книги им не удалось. Неудача одних и удача других послужили отправным пунктом для анализа разных сортов бумаги.

Воспитатель в ответ на реплики детей: «А у меня не получается!», «А у меня порвалась бумага» и т.д. — спрашивает, у кого книга подклеена хо­рошо. Этих детей он просит показать, какой бумагой они подклеивали кни­ги, а затем предлагает всем найти такую же бумагу в наборе.

Воспитатель (ставит задачу). Как узнать, какую бумагу выбрать луч­ше? Потрогайте ее и скажите, толстая она или тонкая.

Дети. Не очень толстая, средняя.

Воспитатель. Найдите бумагу, которая тоньше этой.

Дети находят, сравнивая, показывают воспитателю. Он спрашивает, кто из детей подклеивал книги тонкой бумагой и что получилось. Дети сму­щенно говорят, что бумага «разорвалась», «разлезлась» и т.д.

Воспитатель. Отложите тонкую бумагу, погладьте ту полоску, которой хорошо подклеивать книги. Какая она?

Дети. Немного шершавенькая, шероховатая, не очень гладкая.

Далее дети находят гладкую бумагу и вспоминают, что она не прикле­ивалась, отставала. Детям предлагается решить, какой бумагой лучше под­клеивать книги, и они выбирают ту, поверхность которой шероховатая

Дети. Она мнется, шуршит, когда мнется.

Воспитатель. Найдите полоски бумаги, которые легче мнутся. (Дети показывают.) Что можно сказать про нее?

Дети. Легко мнется, мягкая, очень мягкая.

Воспитатель. Найдите ту полоску, которую смять трудно. (Дети показывают.) Какая это бумага?

Дети. Не мягкая, жесткая, твердая, потверже будет, толстая, сразу не сомнешь: громко получается, прямо гремит, когда мнешь.

Воспитатель. Да, эта бумага более жесткая, плотная. Что случилось с бумагой тонкой и очень мягкой, когда ею подклеивали книги?

Дети. Разорвалась; быстро размокла; разорвалась, потому что быстро размокла.

Воспитатель. Верно. А что случилось с толстой, плотной, гладкой бумагой?

Дети. Она плохо приклеивалась; отклеивалась; заворачивалась и отклеивалась.

Воспитатель. Как же будем узнавать ту бумагу, которой лучше всего подклеивать?

Дети. Она не очень толстая и не тоненькая; она не очень мягкая; она шершавенькая.

Воспитатель предлагает отобрать подходящую бумагу и подклеить книги. Дети выполняют задание безошибочно.

Данное содержание может быть закреплено в разных формах работы: при отборе бумаги для лодочек (чья лодочка будет дольше плавать); для поделки вертушек и ленточек для игр с ветром, коробочек для посева семян и т.п.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: