ВИДЫ И СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ (составитель К.М.Иванов)




РУКОВОДСТВО

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ ОБЩЕГО КУРСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИМНАСТИКА»

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Вопросы к лекциям и тесты для проверки и самопроверки

освоения курса теории 6

Тесты по терминологии 21

Задания по учебной практике 26

Задания по проведению подготовительной части урока

по гимнастике 31

Задания по проведению фрагментов основной части

урока по гимнастике 32

Методические рекомендации по организации, проведению и оценке

качества выполнения студентами заданий по учебной практике 33

Организация и проведение учебных соревнований по

массовой гимнастике 38

Требования к содержанию конспекта 41

Рекомендации к действиям студентов, при выполнении заданий

по учебной практике в проведении фрагментов урока 43

Список литературы 65

 

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Профессионально-образовательная программа дисциплины «Гимнастика» (направление 032100 «Физическая культура» квалификация «Бакалавр») разработана с таким расчетом, чтобы в результате усвоения ее положений студент, прошедший общий курс гимнастики, был подготовлен к школьной практике. Конкретно – к проведению урока физической культуры с преимущественным применением средств гимнастики.

Чтобы уверенно чувствовать себя в роли преподавателя студент должен:

ЗНАТЬ – задачи, средства и методические особенности гимнастики, классификацию видов гимнастики, основы техники гимнастических упражнений, основы обучения им.

УМЕТЬ – образцово демонстрировать строевые и общеразвивающие упражнения; уверенно показывать упражнения на снарядах в объеме требований школьной программы; пользуясь спортивной терминологией, коротко, точно с выделением главного и указанием на что направлено, объяснять технику двигательных действий; творчески применять методические приемы обучения, воспитания, организации; составлять комплексы общеразвивающих упражнений с учетом возрастных и физических особенностей занимающихся.

ВЛАДЕТЬ навыком оказания помощи и страховки.

Вышесказанное не исчерпывает все многообразие составляющих личность будущих специалистов физической культуры, эти требования программы только основа, «каркас» и формированием его призвана заниматься дисциплина - «Гимнастика».

Наличие студентов, обучающихся по индивидуальному графику, не говоря уже о студентах заочного обучения и пропускающих занятия по разным причинам, приводят к необходимости рассчитывать на самостоятельную подготовку данной категории обучаемых (Варлачев Г.К., Коротнева Г.Н., 2005).

В связи с тем, что опыт использования литературных источников у первокурсников недостаточен, к тому же имеющиеся учебники, методические пособия и рекомендации рассчитаны в большей степени для курсов специализаций.

На кафедре гимнастики накоплен некоторый опыт организации учебного процесса. Он представлен в данной работе, задача которой состоит в том, чтобы помочь студентам формировать профессионально-педагогические умения в процессе обучения и самостоятельно осваивать программу по курсу «Гимнастика».

 

Вопросы к лекции № 1. ГИМНАСТИКА КАК СПОРТИВНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

1. Расшифруйте понятие «гимнастика»

2. Что означает слово «гимназо»?

3. Какие образовательные задачи решает гимнастика?

4. Какие оздоровительные задачи решает гимнастика?

5. Какие воспитательные задачи решает гимнастика?

6. Перечислите средства гимнастики

7. Назовите методические особенности гимнастики

8. Какую роль гимнастика играет как спортивно-педагогическая дисциплина нашего ВУЗа?

9. Какие достижения советских и российских гимнастов Вам известны?

10. Какие школы гимнастики в европейских государствах Вам известны?

11. В каких ведомствах Российского государства гимнастика развивалась наиболее активно в ХУШ веке?

12. В каком году образована федерация гимнастики СССР?

 

 

Вариант № 1. Тесты для проверки и самопроверки освоения курса теории

№№ п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
№ 1 № 2 № 3
  Какое определение понятия «гимнастика» наиболее полное? Набор физических упражнений (придуманных) Система физических упражнений и методических приемов Упражнения для развития двигательных способностей
  Какие из перечисленных задач наиболее полно отражают значение гимнастики? Укрепление здоровья занимающихся Совершенствование двигатель-ных способностей Комплексное решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач
  Какое значение для студентов физкультурного ВУЗа имеет освоение курса гимнастики (наиболее востребованное)? Формирование педагогических знаний, умений и навыков Овладение техникой гимнасти-ческих упражнений Развитие физических качеств
  Какое из средств гимнастики является обще-доступным для всех категорий занимающихся? Вольные упражнения Общеразвивающие упражнения Прикладные упражнения
  Какая методическая особенность гимнастики наиболее характерна? Строгая регламентация форм выполняемых движений и педагогического процесса Наличие системы многочисленных и разнообразных упражнений Возможность избирательного воздействия на организм
  В каких учреждениях России ХУШ в. начали применять гимнастику в гигиенических и прикладных целях В школе и учебных заведениях В монастырях В войсках и военных учреждениях
  В каком европейском государстве был организован кружок гимнастики под руководством Фридриха Яна (1778-1852)? В Германии Во Франции В Чехии
  В каком году была проведена первая научно-метод.. конференция по гимнастике в СССР? В 1930 году В 1928 году В 1929 году
  Какой метод информации для обучаемых П.Ф.Лесгафт считал наиболее важным? Показ с объяснением Демонстрация упражнения Объяснение
  Сколько раз Галина Урбанович была чемпион-кой СССР?      

 

Вопросы к лекции № 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ГРУПП

ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

  1. Назначение строевых упражнений
  2. Дать определение понятию «строй»
  3. Назовите виды строя
  4. Перечислите элементы строя
  5. Какие строевые приемы Вы знаете?
  6. Какие виды перестроений Вам известны?
  7. Какими командами Вы изменяете (управляете) размером и темпом шага?
  8. Перечислите виды гимнастического многоборья
  9. Чем отличаются вольные упражнения от общеразвивающих упражнений?
  10. Назовите известные Вам прикладные упражнения
  11. Какие преимущественно упражнения выполняются на перекладине, брусьях?
  12. Какие способности обучаемых совершенствуются при выполнении упражнений в равновесии?
  13. Какие упражнения улучшают пространственную ориентировку?
  14. Что учитывается при составлении упражнений художественной гимнастики?
  15. Какие упражнения являются содержанием акробатики?
  16. По каким признакам классифицируются общеразвивающие упражнения?
  17. Объясните правила записи ОРУ, приведите примеры их

 

 

Вариант № 2. Тесты для проверки и самопроверки освоения курса теории

№№ п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
№ 1 № 2 № 3
  Что называется строем? Расположение занимающихся для начала занятий Группа занимающихся физическими упражнениями Установленное расположение занимающихся для совместных действий
  По какой команде группа начинает движение по залу? «Группа, шагом - МАРШ» «Группа, в обход зала шагом -МАРШ» «Группа, в обход налево (направо) шагом - МАРШ»
  В чем отличие вольных упражнений от общеразвивающих?   Большим разнообразием упражнений, выполняемых не-прерывно без повторов Музыкальным сопровождением Выполнение движений под счет
  Сколько видов упражнений входит в женское многоборье?      
  Какие преимущественно упражнения выполняются на перекладине? Подъемы Упражнения в висах Перевороты
  Какие упражнения улучшают пространственную ориентировку? Обороты, кувырки, перевороты Прыжки Упражнения в лазании
  Какое главное достоинство общеразвивающих упражнений? Разнообразие Доступность любой категории обучаемых Удобство в организации выполнения ОРУ
  Сколько форм записи ОРУ Вы знаете?      
  Что является обязательной составляющей художественной гимнастики? Танцевальные упражнения Акробатика Музыкальное сопровождение
  Какое из приведенных видов относится к нетрадиционным видам гимнастики? Шейпинг Аэробика Гигиеническая гимнастика

 

 

 

Вопросы к лекции 3 №. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

 

  1. Когда и кем утверждена классификация видов гимнастики?
  2. Назначение оздоровительной гимнастики
  3. Перечислите виды оздоровительной гимнастики
  4. Назовите образовательно-развивающие виды гимнастики
  5. Что должна учитывать женская гимнастика?
  6. Какие физические качества развивает атлетическая гимнастика?
  7. Перечислите спортивные виды гимнастики
  8. Назовите известные Вам нетрадиционные виды гимнастики
  9. Какие гимнастические упражнения Вы применяете в своей тренировке?

ВИДЫИ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ (составитель К.М.Иванов)

 

 

Направленность Группы   Виды Упражнения (средства)
Строевые ОРУ Прикладные Акробатика Художествен. гимнастика Вольные На снарядах Прыжки Эстафеты, игры
Образовательно- развивающая Базовые Основная + + + + + + + + +
Женская + +     + +     +
Ритмическая   +     + +      
Атлетическая   + +     +      
Прикладные Профессиональная + + + +       + +
Производственная   +              
Военная + + + +   + + + +
Спортивная   + + +       +  
Оздоровительная Гигиен. Утренняя зарядка   +              
Физкультпаузы   +              
Нетрадици-онные Танцевальные 24   +     +        
Гибкость и др. 5   +              
Для пожилых 2   +              
Коррекция тела 13   +     +        
Восточные 18   +   +          
Лечебные Корригирующая   + +           +
Восстановительная   +              
Функциональная   + + +         +
Спортивная Массо-вые Спортивная + + + + + + + + +
Художественная + +   + + +     +
Акробатика + + + + + +   + +
Гимнастич.выступ. + + + + + + + + +
Специализирован- ные Спортивная + + + + + + + + +
Художественная + +   + + +     +
Аэробика   +   + + +      
Акр.парн.,групп. + +   + +       +
Акр.прыжковая   +   + +        
Акр.рок-н-рол   +   + + +      
Танцы на паркете   +     + +      
Фитнес и др.   +     + +      

 

Вариант № 3. Тесты для проверки и самопроверки освоения курса теории

 

 

№№ п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
№ 1 № 2 № 3
  В каком году утверждена классификация видов гимнастики      
  Сколько видов оздоровительной гимнастики Вы знаете?      
  Сколько образовательно-развивающих видов гимнастики Вам известно?      
  Какое качество воспи-тывает (улучшает) атлетическая гимнастика?   Силу   Быстроту   Координацию
  Сколько видов упражнений входит в мужское многоборье?      
  Сколько видов многоборья входит в женское многоборье?      
  К какому виду гимнастики относится худо-жественная? К образовате-льно-развиваю-щему виду К спортивному виду К оздоровительному виду
  Какой из приведенных видов гимнастики относится к спортивному?   Шейпинг   Хатха-Йога   Аэробика
  Является ли художественная гимнастика олимпийским видом спорта?   Да   Нет   Будет
  Какой вид гимнастики Вы считаете наиболее подходящим для Вашего вида спорта? Образовательно-развивающий вид Оздоровительно-развивающей на-правленностью Гимнастику с профессиональной направленностью

 

 

Вопросы к лекции № 4. ОСНОВЫТЕХНИКИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

 

  1. Раскройте понятие «техника гимнастических упражнений»
  2. Что является формой и содержанием упражнений?
  3. Что Вы знаете о гимнастическом стиле выполнения упражнений?
  4. Дайте определение статическому упражнению, приведите примеры
  5. Какое равновесие называется устойчивым?
  6. Какое равновесие называется неустойчивым?
  7. Назовите основные законы механики, которые учитываются при анализе техники выполнения упражнений
  8. Назовите внешние и внутренние силы, действующие при выполнении упражнений
  9. Перечислите разновидности гимнастических упражнений
  10. Как объясняется техника выполнения гимнастических упражнений?
  11. В какой последовательности производится анализ техники гимнастических упражнений?

 

Вариант № 4. Тесты для проверки и самопроверки освоения курса теории

 

№№ п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
№ 1 № 2 № 3
  На какие группы при-нято делить гимнас-тические упражнения? На силовые и маховые На статические и динамические На вращательные и маховые
  Укажите определение статического упражнения? Это такое положение, при котором сумма моментов действующих на тело сил равна 0 Это неподвижная поза гим-наста Это такое положение тела, когда оно в равновесии
  Что такое сила? Это масса тела Это причина, вызывающая изменение положения тела Это величина сопротивления тела к движению  
  От чего зависит степень устойчивости при неустойчивом равновесии? От величины площади опоры, высо-ты ОЦТ и проекции его на опору От величины площади опоры От высоты ОЦТ над опорой
  Сколько основных законов техники Вы знаете и учитываете при анализе техники гимнастических упражнений?              
  Возможно ли дви-жение без взаимо-действия внешних и внутренних сил?   Невозможно   Возможно   Бывают исключения
  Каким путем можно изменить скорость вращения? За счет дополнительных мышеч-ных усилий Приближением ОЦТ массы тела к оси вращения Невозможно без посторонней помощи
  При выполнении силовых упражнений в каком случае приходится прилагать большие мышечные усилия? При движении тела вверх При движении тела вниз Не имеет значения
  Какие рекомендации необходимо давать обучаемому для со-хранения устойчиво-го приземления в прыжках? Эффективнее смягчать приземление приседом Ставить ноги несколько впереди ОЦТ Уменьшить ско-рость разбега
  В какой последова-тельности рекомен-дуется объяснять технику выполнения упражнения? Объяснять по фазам подготови-тельных, основных и завершающих действий Объяснить за счет каких усилий выполняет-ся действие Описать последовательность дей-ствий, не деля их по фазам

 

Вопросы к лекции № 5. ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ

УПРАЖНЕНИЯМ

 

  1. Дайте определение процесса обучения
  2. Какие условия необходимо соблюдать перед началом процесса обучения?
  3. Дайте определение понятиям «умение», «навык»
  4. Раскройте содержание этапа предварительного ознакомления с разучиваемым упражнением
  5. Раскройте содержание этапа разучивания упражнения
  6. Перечислите известные Вам методические приемы обучения
  7. Перечислите известные Вам методические приемы воспитания
  8. Перечислите известные Вам приемы организации обучения
  9. Назовите приемы тренировки в выполнении гимнастических упражнений, дайте характеристику им
  10. Какие приемы исправления ошибок Вам известны?
  11. На каком этапе можно расположить отдельное педагогическое действие?
  12. Какие основные требования можно предъявить к этапу формулировки общих и частных задач?
  13. Каким требованиям должны соответствовать выбранные для решения поставленных задач упражнения, методические приемы, условия?
  14. Чем руководствуется преподаватель при формулировке ошибки в исполнении упражнения?
  15. Что учитывает преподаватель, внося коррективы в действия обучаемых?
  16. Объясните содержание краткого анализа педагогического действия

 

Вариант 5. Тесты для проверки и самопроверки освоения курса теории

 

 

№№ п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
№ 1 № 2 № 3
  Выберите определение процесса обучения Деятельность учителя для решения задач обучения, воспитания и развития Взаимодействие преподавателя и ученика, в ходе которого реша- ются учебные задачи Работа ученика для освоения постав-ленных перед ним задач
  Какие условия, по-Вашему мнению, на-иболее важные для эффективности обучения? Материальное обеспечение учебного процесса Квалификация преподавателя Готовность ученика
  Какие требования на этапе предварительного ознакомления с учебной задачей наиболее полные? Наглядная демонстрация Правильное, короткое, показы с выделением и указанием значения, формулировка задачи Обстоятельное объяснение задачи
  Какие требования при решении поставленной задачи предъяв-ляются к выбранному для этой цели упражнению? Выбранное уп-ражнение должно соответство-вать поставленной задаче Упражнение должно быть доступным для выполнения Упражнение должно быть сходным по структуре
  Какому набору требований должен наиболее полно соответствовать выбранный методический прием? Соответствовать готовности обучаемых Соответствовать готовности обучаемых, вы-бранному упражнению, имеющимся условиям и времени Соответствовать выбранному упражнению
  Какими словами формулируется замеченная ошибка, в какой последовательности? Теми словами, которыми ставилась задача (в первую очередь) Не имеет значения В той последовательности, которая была зафиксирована по ходу исполнения
  В какой последова-тельности рекомен-дуется определять и исправлять ошибки при групповом обучении? Сначала главные, затем второстепенные ошибки Сначала общие, затем частные ошибки Не имеет значения
  В какой последова-тельности рекомендуется определять и исправлять ошибки при индивидуальном обучении? Не имеет значения В первую очередь главные ошибки, затем второстепенные По правилам записи: снизу вверх
  Какой способ внесения коррекций при неудачном исполнении наиболее действенен? Облегчить задачу Подобрать другое упражнение Применить другой метод и прием
  Требует ли метод программированного обучения включения упражнений для развития физических качеств? Не требует Требует На усмотрение преподавателя

 

 

Вопросы к лекции № 6. УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ

 

  1. В чем заключается преимущество урочной формы проведения занятий по гимнастике в школе?
  2. Виды и задачи уроков по гимнастике в школе
  3. Какие образовательные задачи решают уроки по гимнастике в школе?
  4. Какие оздоровительные задачи решают уроки гимнастики в школе?
  5. Какие воспитательные задачи призваны решать уроки гимнастики в школе?
  6. Задачи, содержание и методика проведения подготовительной части урока
  7. Задачи, содержание и методика проведения основной части урока
  8. Задачи, содержание и методика проведения заключительной части урока?
  9. Способы регулирования физической нагрузки
  10. Как определяется плотность урока?
  11. Особенности развития (воспитания) физических качеств: в начальных, средних и старших классах
  12. Методика развития силы
  13. Методика развития гибкости
  14. Методика развития координации движений
  15. Как проверяется и оценивается качество выполнения гимнастических упражнений?
  16. Меры безопасности на занятиях по гимнастике в школе
  17. Подготовка учителя к урокам гимнастики

 

 

Вариант № 6. Тесты для проверки и самопроверки освоения курса теории

 

№№ п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
№ 1 № 2 № 3
  Почему урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе? Урок включен в расписание (2 раза в неделю) Ведущая роль учителя, по плану и программе, подбором средств Ученики объединены в группу
  Сколько видов урока Вы знаете?      
  Какой перечень из перечисленных образовательных задач наиболее полный? Формирование знаний, умений и навыков Научить выполнять упражнения, знать их назначение Научить знанию техники выполнения упражне-ний
  Сколько частей урока входит в его структуру?      
  Какие задачи решает подготовительная часть урока? Задачи биологи-ческого аспекта (подготовка к основной части урока) Задачи педагоги-ческого аспекта (формирование умений выполнять двигатель-ные действия) Решение биологических и пе-дагогических задач в единстве
  Какие задачи решает основная часть урока? Формирование жизненно необходимых и специальных навыков, раз-витие физических и волевых качеств Научить выполнять гимнасти-ческие упражнения Улучшать дви-гательные способности обу-чаемых
  Чем измеряется физическая нагрузка? Количеством повторений упражнений Реакцией организма на нагрузку Объемом выполняемой работы
  Какая степень вос-становления от предыдущего выполнения упражнения (пульс уд/мин) является оптимальной?     90-100 уд/мин     100-110 уд/мин     80-90 уд/мин
  В каком возрасте наиболее успешно развиваются сила, выносливость, скоростная выносливость?     От 15 до 17 лет     От 10 до 14 лет     От 7 до 10 лет
  Какой метод совер-шенствования в выполнении упражнений способствует психологической устойчивости? Метод переменного упражнения Метод стандартного упражнения Игровой и соревновательный метод

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: