Особенности физической нагрузки детей дошкольного возраста




Профилактика многих наиболее часто встречающихся у детей заболевании возможна путем формирования навыков здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста. Непосредственную роль в этом играет семья. Усвоенные в семье родителей различные традиции и привычки, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся затем во взрослую жизнь, а при достижении детородною возраста – и во вновь создаваемые семьи.

Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения у них недостаточно развиты. Все это накладывает отпечаток на психику. Дошкольники легко поддаются внушению. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей и старших товарищей. Привязанности к товарищам легко возникают и так же легко пропадают. Для дошкольников характерна большая потребность в активной двигательной деятельности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движение доставляет детям удовольствие.

Дети 5-7 лет любят занятия физкультурой. Этот период один из самых эффективных для формирования детей привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В дошкольном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестатический контроль за выполнением движения. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений – важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия дошкольников – целостность, нерасчлененность. Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и детали движения. Слова служат ориентиром, могут привлекать внимание детей. Учитывая эти особенности, педагогу следует при показе движения опираться на объяснение, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнения по слову. Однако при этом необходимо соблюдать меру, не забывать пополнять знания дошкольников различными зрительными представлениями о движении.

Для развития восприятия большое значений имеют систематически проводимые преподавателем сравнения движений, расчленение их на важнейшие детали. Дети 5-7 лет недостаточно точно воспринимают интервалы времени: короткие промежутки времени они обычно не дооценивают. Много затруднений вызывает у них и ориентировка в самом пространстве зала, площадки. Дети путают «правую» и «левую» стороны. Поэтому преподавателю нужно систематически тренировать детей в этих, достаточно сложных для них понятиях. Объем внимания дошкольников узок, они одновременно могут воспринимать одно-два движения. Внимание их часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность детей нередко оказывается следствием переутомления, отсутствия привычки внимательно слушать и смотреть.

Работая над проблемами спортивной подготовки дошкольников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 5-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

В дошкольном возрасте игра занимает важное место, она имеет немалое значение в психическом развитии дошкольника. Детей дошкольного возраста, больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать исход игры, ее результат. Поэтому игры дошкольников в значительно большей степени требуют целенаправленности и волевой организации поведения.

Программа для формирования привычек здорового образа жизни должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Разработанная программа должна включать упражнения для физического развития детей, упражнения по личной гигиене дошкольников, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику, упражнения по развитию воображения, моторики, созданию и закреплению целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, упражнения по формированию у детей способности к содействию и сопереживанию.

При проведении физических занятий с детьми в детском саду нужно учитывать факторы, которые способствуют развитию интереса к спорту:

1. Повышение разнообразия умений и навыков.

Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Детям так же необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание ребенку с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у ребенка. Такой подход, как правило, стимулирует ребенка на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей.

2. Повышение целостности спортивных занятий.

Ребенок испытывает большее удовлетворение от занятия, которое имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Необходимо так же иметь в виду то, что добавление заданий более низкого уровня, которые не делают спортивные успехи более целостными, обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны детей.

3. Повышение важности спортивных занятий.

Если ребенок знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственных успехов, что стимулирует его к скорейшему выполнению заданий при хорошем ее качестве.

Ребенок всегда хочет знать, зачем он делает то или иное задание. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данного спортивного задания, как эта деятельность “вливается” в спортивные успехи команды, или секции в целом. После выполнения задания ребенок будет ждать результата.

4. Увеличение автономии.

Передача некоторых функций педагога ребенку несет двойной эффект - концентрация усилий ребенка на решении проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию ребенка.

Передача права принятия решений ребенку может рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности задания, в том числе, где получить необходимую информацию, и в какой момент принять решение.

5. Усиление обратной связи.

Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от самого спортивного занятия и внешней - в случае, когда руководитель отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: