Для того чтобы дети могли самостоятельно и вполне осознанно выполнять действия, полезные их организму, необходимо создать соответствующую ситуацию, которая могла бы повторяться ежедневно. Родители должны быть примером физически активного образа жизни.
Наличие стойких привычек говорит о сформированности опыта личности и о том, что какая-то деятельность занимает прочное место в сознании человека. Их формирование идет тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется. Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом.
Положительные результаты оздоровительной работы во многом определились благодаря организации самостоятельной двигательной деятельности в течение дня. Движение - органическая потребность ребенка и чем он моложе, тем труднее вследствие морфофункциональных особенностей центральной нервной системы, подавлять эту потребность.
Задача взрослых состоит в том, чтобы обеспечить при воспитании дошкольника достаточную дополнительную деятельность (движения во время бодрствования, соответствующую одежду и пособия, побуждающие к движениям, подвижные игры, движения под музыку, движения после сна и другие).
Оздоровительная работа с детьми включает физкультурно-оздоровительные мероприятия: массаж, двигательную гимнастику, физкультурные занятия, игры, спортивные игры. В оздоровительной работе важным является приобщение детей к общечеловеческим ценностям физической культуры, поэтому в организации этой работы огромное значение придается социальным факторам, то есть культуре воспитания, развивающей среде, эмоциональному общению с родителями.
|
Особое место родители должны отводить играм, играм-забавам. Цель их – развлечь детей, снять утомление, дать возможность испытать радость от движений малышей с другими детьми, получить удовольствие в общении со взрослыми. В таких играх-забавах как «Солнышко и дождик», «Прыг-скок», «Варежки-смешинки» и другие присутствует творческий поиск взрослого и интерпретация игрушек самих вещей: варежка становится грибком, а полиэтиленовый пакетик - серебристой рыбкой, клубок ниток - мячиком. В таких играх большое значение приобретает небольшой стихотворный текст, оживляющий ход игрового действия.
Одним из условий воспитания интереса к физическим упражнениям, к двигательной и трудовой деятельности может служить приобщение дошкольников к детскому движению. Задача состоит в том, чтобы наполнить интересы детей социально значимым содержанием.
В каждой семье должен быть спортивный инвентарь:
· Велосипед
· Клюшки и шайба
· Санки
· Самокат
· Коньки
· Лыжи
· Скакалка
· Роликовые коньки
· Гантели, гири (для родителей)
· Мячи
· Каталка-ролик
· Ласты
· Бадминтон
· Эспандеры
· Семейный стадион
· Подвижные уличные игры
Родители имеют хорошую возможность пообщаться с ребенком во время активного отдыха, прогулки приурочить к обучению ребенка разным активным играм, освоению навыков хождения на лыжах, плаванию и т.д. Семье должна быть единым коллективом, который воспитывает ребенка в духе здорового образа жизни.
Родители могут поиграть с ребенком:
· Чехарду
· Футбол
· Волейбол
· Лапту
· Прятки
· Казаки-разбойники
· Туристические походы
|
Можно пойти в поход вместе с другими семьями и воспитателем детского сада. Туристские походы позволяют решать комплекс оздоровительных и образовательно-воспитательных задач: воспитание физических качеств и закаливание, формирование прикладных навыков и знаний по организации и проведению самостоятельных походов, воспитание нравственных качеств, чувство коллективизма. Решение этих задач обеспечивается широким использованием естественных сил природы и активных способов передвижения, необходимостью преодоления походных трудностей и подчинение установленным для участников правилам тематической направленностью походов на ознакомление с природой и с историей родного края. Одновременно туристические походы являются одной из форм организации свободного времени семьи и коллектива детского сада.
Организация туристской работы в семье поручается родителям, имеющих соответствующую подготовку. В содержание работы входит: подготовка к походу, проведение практических занятий с ребенком по обучению приемам туристической техники и тактики; проведение туристических семейных соревнований, тренировочных походов.
Спортивные праздники
Родители должны ходить с ребенком на массовые спортивные праздники, спартакиады, или просто ходить с ними на спортивные соревнования, в качестве болельщиков.
Праздники физической культуры – массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их наиболее частные задачи – демонстрация достижений, подведение итогов за определенный период работы.
|
Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, международной и спортивной жизни, знаменательным датам.
Часто праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать участие и зрители. В программу праздника включаются массовые соревнования, требующие большого количества людей.
Типичными составными частями праздника являются: торжественное открытие; награждение победителей соревнований и физкультурного актива; массовые показательные выступления спортсменов, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов, приглашенных мастеров спорта, с массовыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей; торжественное закрытие.
В существующей методической литературе и в периодической печати спортивные соревнования часто называются праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразными праздниками спорта. Но для родителей физкультурные праздники – это нечто другое. Это комплексные мероприятия, приучающее ребенка к правильному отношению к физическому воспитанию.
Для праздника также характерны торжественные парады и церемонии открытия и закрытия, приглашения гостей. Все праздники посвящаются историческим событиям или событиям жизни города, и это накладывает отпечаток на характер их проведения, программу, содержание игр, конкурсов, викторин, массовых выступлений.
Массовые спортивные выступления могут быть частью физкультурного праздника или других массовых мероприятий. В нашей стране они проводятся на открытых и закрытых спартакиадах а также во время общегородских праздников.
Коллектив детского сада может устроить такой праздник у себя. Например, «Папа, мама, я – спортивная семья», или «День защитника отечества» с родителями и конкурсами.
Сейчас многие мамы и папы ходят сами на занятия в тренажерные залы, в танцевальные секции и т.п. Можно пригласить их показать азы для детей, или устроить конкурс «Мое хобби», где будут участвовать и дети. Раз в месяц каждый сможет найти время поучаствовать в таком мероприятии.
Форм физкультурного взаимодействия можно придумать много, главное суметь заинтересовать родителей, в этом задача коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Заключение
Необходим поиск эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни.
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.
Необходимо вести систематическую работу с родителями: проводить беседы, консультации о физическом воспитании в семье. Только совместная работа детского сада и семьи поможет осуществить правильное физическое воспитание.
Программа по воспитанию здорового образа жизни оказывает положительное влияние на физическое и умственное развитие детей. В наши дни много возможностей для организации достойного физического развития ребенка. Можно отметить, что взрослые должны быть примером отношения к физвоспитанию, как обязательному естественному процессу. И решив воспитать ребенка спортивным, нужно начать в первую очередь с себя, тогда ребенок будет воспринимать педагогические приемы позитивно, стараясь стать таким же: как мама, как папа и любимая воспитательница, которые сами любят спорт.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Список литературы
1. Апанасенко Г.Л. Здоровый образ жизни. – М.: Дело, 2001. – 260 с
2. Книга учителя физической культуры. Под ред. Савинкова И.П. – М: Физкультура и спорт, 2003 г. – 333 с.
3. Козленко Н.А. Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов, Киев: Радянська школа, 1988 г., – 144 с.
4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. – 143 с.
5. Наши дети /Сост. Змановский Ю.Ф., Гребенников И.В. – М.: Юрид.лит., 1988. – 368 с.
6. Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1999. – 80с.
7. Физическая культура в школе, журнал. – Капустин А.Г., Капустин А.А. статья «Технология игровой деятельности». – Москва: Школьная Пресса, 2007, № 7
8. Физическая культура в школе, журнал. – И.А. Дидук. статья «Воспитание ответственного отношения к здоровью» – Москва: Школьная Пресса, 2007, № 6
9. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 2005 г. – 159 с.
10. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – Москва, Просвещение, 2006 г. – 160 с.