Спортивная подготовка в детском саду




На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст 5-7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Спортивные игры и соревнования с детьми дошкольного возраста не проводятся, так как они требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения. Но элементы спортивных игр, спортивные развлечения (спортивные виды физических упражнений) детям давать необходимо.

При подборе физических упражнений следует учитывать возрастные особенности детей конкретной возрастной группы детского сада, а не вообще детей-дошкольников. Надо помнить, что дети седьмого года жизни уже многое умеют, и усложнение работы с ними идет не только за счет увеличения объема упражнений и нормативов, но и за счет усложнения материала, увеличения требований к качеству выполнения движений. Вместе с тем нужно осуществлять и индивидуальный подход к детям, помнить, что в подготовительной к школе группе могут быть и вновь поступившие или физически несколько ослабленные дети. С ними надо вести индивидуальную работу, давая, например, более низкое препятствие для прыжка, но не снижая требования к качеству движения.

Для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо, чтобы различные формы их организации включались в план работы воспитателя ежедневно.

Для совместной работы с родителями можно привлечь их к участию в любом спортивном занятии, например, приглашать по одному родителю в день провести с детьми утреннюю гимнастику, или принять участие в игре на свежем воздухе. Дать задание на выходные провести такую же зарядку и занятие дома семьей всем остальным детям.

В течение недели физкультурные занятия, игры и физические упражнения могут чередоваться следующим образом:

· Понедельник – физкультурное занятие (в зале или на воздухе);

· Вторник – спортивные игры и упражнения на утренней прогулке (а в остальные дни недели на вечерней прогулке);

· Среда – физкультурное занятие на прогулке;

· Четверг – подвижные игры и упражнения на прогулке;

· Пятница – физкультурное занятие (в зале или на воздухе).

Возможны и другие варианты чередования занятий, игр и упражнений в течение недели. Кроме того, надо помнить, что подвижные игры проводятся каждый день.

Такие движения, как ходьба, бег, лазание и т.д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого «мышечного корсета», воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно во время занятий на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется в процессе выполнения различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомофизиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и сводчатости стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).

Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путем расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребенка (ходьбы, бега, прыжков).

Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделяют развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений.

Определив в качестве основной цели физического воспитания дошкольников, содействие гармоничному формированию их личности, получаем два блока задач – задачи, суть которых заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей, и общепедагогические, предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитие посредством физических упражнений с применением спортивно-игрового оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса детей), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры. Помимо физических упражнений для формирования здорового образа жизни с детьми нужно проводить мероприятия по закаливанию, упражнения по формированию навыков личной гигиены, игры и др.

Знания по физической культуре и гигиене лучше давать детям на занятиях в кратких (3-5 мин) беседах, которые проводят в начале занятия. Более прочному усвоению содержания бесед способствует использование видеофильмов, таблиц, образцов спортивной одежды, обуви, инвентаря. Важно добиться, чтобы усваивая знания, дети как можно быстрее запоминали практические рекомендации, вытекающие из этих знаний, и умели использовать их в повседневной жизни.

Упражнения для физического развития делятся по нескольким разным признакам:

I. Упражнения в основных движениях.

Гимнастика – основное средство физического воспитания дошкольников. Она включает разные виды упражнений, применение которых обеспечивает всестороннее влияние на организм ребенка.

Ходьба и бег – являются природными движениями и поэтому играют особую роль в физическом воспитании дошкольников. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формированию правильной осанки.

Равновесие – формирует умение сохранять устойчивое положение на уменьшенной площади опоры и определенной высоте, в разных позах и при быстрой смене положения тела. Кроме того, они развивают координацию движений, ориентацию в пространстве, смелость.

Прыжки – также природные движения, и обучению им необходимо уделять достаточное внимание. Для дошкольников предусмотрены прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, в высоту и в длину с разбега, с высоты до 30 см, через набивные мячи, длинную скакалку.

Метание – мяча двумя руками из-за головы; набивного мяча 1кг из положения сидя ноги врозь способствует развитию координации и точности движений, скоростно-силовых качеств.

Лазанье – выполняется в смешанных висах и упорах, при которых масса тела равномерно распределяется на ноги и руки. Эти упражнения являются действенным средством развития мышц плечевого пояса рук и ног. Предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и канату, наклонной скамейке в упоре присев и упоре стоя на коленях, перелезание через гору матов, гимнастическую скамейку, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке.

Построения и перестроения – строевые упражнения широко используются для организации детей, они способствуют воспитанию внимания и дисциплинированности, благоприятно влияют на формирование правильной осанки, точности движений, навыков коллективных действий.

Танцевальные упражнения – это шаги различных танцев. Изучают шаг с подскоком, приставной шаг, шаг галопа в сторону, способствуют воспитанию у детей чувства выразительности и грациозности движений, формированию умения слушать музыку и согласовывать с ней движения, а кроме того благоприятно влияют на осанку.

Акробатические упражнения – всесторонне влияют на организм ребенка, совершенствуют функцию вестибулярного аппарата, чувство равновесия, развивают ориентацию в пространстве при изменении положений тела. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями осанки.

II. Упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мышц (общеразвивающие).

Для мышц плечевого пояса

Для мышц ног

Для мышц туловища

III. Упражнения, проводимые в разные времена года на улице.

Проведение подвижных игра и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья. В начале в подвижные игры вовлекают часть детей, а в дальнейшем надо стремиться, чтобы все дети принимали в них участие. Подготовка к проведению подвижных игр и упражнений на прогулке не сложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный инвентарь: несколько мячей, кубики, шнур и т.п. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулки, так и конце. В холодный период – в конце прогулки, с тем чтобы после игр и упражнений разгоряченные дети уходили в помещение.

Во время игр и проведения основных движений дети одеты в обычную для прогулок одежду, поэтому воспитатель должен следить, чтобы они не перегрелись. При большой активности детей в игре можно несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно величить активность детей, выбрав для игры большую по размеру площадку, сокращая время между повторениями.

Занятия во время прогулки можно распределить следующим образом: в сентябре, мае и июне – катание на велосипеде, игры в бадминтон, настольный теннис и городки, в октябре, ноябре и в марте, апреле – элементы футбола, баскетбола, прыжки через скакалку, упражнения с мячом и обручами; в декабре – феврале – ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожка, игры в снежки, хоккей на снегу без коньков.

Дети должны играть только в присутствии воспитателя. Обучение спортивным играм значительно ускоряется, если воспитатель сам принимает в них активное участие, руководит действиями детей, очень полезно будет, если кто-то из родителей придет и поможет обучиться детям, например, кататься на велосипеде или лыжах.

Летом:

· Спортивные летние игры

· Бадминтон

· Настольный теннис

· Велосипед

· Самокат

· Купание (подготовка к плаванию)

Зимой:

· Спортивные зимние игры

· Санки

· Лыжи

· Коньки

IV. Упражнения для развития мелкой моторики.

Этот тип упражнений играет важную роль в развитии детского организма, нужно проводить занятия для развития мелкой моторики, т.к. это очень важно для умственного развития ребенка.

Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста существует программа сюжетных занятий по физической культуре для детей 5-7 лет. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяя его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным и добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это — папа). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — мама). Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — «младший братик»). Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности.

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения и уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д.

Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на развитие ребенка в процессе воспитания здорового образа жизни. За счет оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создается основа для полноценного умственного развития ребенка.

Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет, таких как различные виды восприятия, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь.

При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребенка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие и строевые упражнения, игры средней и малой подвижности). Можно поручить заниматься данными упражнениями и дома, с родителями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: