Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей




Физическое воспитание дошкольника

Введение

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

И достичь этого можно только гармонизацией зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс гармоничного физического развития ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, в современном мире на детей ложится большая психологическая нагрузка, быстрый темп жизни требует выносливости и хорошей физической формы. Задача всех взрослых научить ребенка культуре физического воспитания, приучить его к тому, что поддержание спортивной формы – это естественный и постоянный процесс. Тогда ребенок в дальнейшей жизни будет воспринимать физическую нагрузку, часть нормального образа жизни.

Цель работы – изучить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в сохранении физического здоровья детей старшего возраста дошкольного возраста.

Отсюда вытекают такие задачи:

· Изучить особенности физической нагрузки детей дошкольного возраста;

· Охарактеризовать виды физических занятий с детьми в детском саду;

· Рассмотреть спортивную подготовку в семье;

· Изучить совместные спортивные мероприятия.

В настоящее же время одной из серьезных проблем, самым неблагоприятным образом сказывающейся на здоровье человека, рассматривается недостаток движения. Такое положение определяется, прежде всего, снижением доли физического труда человека в быту и в производстве. Педагоги должны постоянно обдумывать возможные способы приучения детей к физическому воспитанию.

 

Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей

Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей. Педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, и оказывать помощь семье. Педагоги должны проводить собрания родителей, организовывать индивидуальные разъяснительные беседы, массовые мероприятия, праздники, показательные индивидуальные и групповые занятия, оформлять тематические стенды и т.д.

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения.

Для согласованности требований дошкольного учреждения и семьи используются различные формы взаимодействия: посещение педагогом семьи, и родителями посещение детского сада, беседы с родителями, консультации специалистов, родительские собрания, проведение открытых занятий и т.д. В последнее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества – организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения, например, спортивные клубы. Практикуется руководство родителей студийными занятиями детей: можно привлечь руководить родителями спортивными кружками для детей.

Совместная работа педагогов и родителей – неотъемлемая часть педагогического процесса. Родительские собрания в дошкольном учреждении проводятся, как правило, не реже 3 раз в год. Родителей конкретно ориентируют в состоянии ребенка и в той работе, которую они должны проводить параллельно со специалистами и под их руководством.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Родители и педагоги должны знать возрастные закономерности формирования ребенка, должны наметить план совместных мероприятий нацеленных на укрепление физического здоровья ребенка. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям физкультурой, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.

Интерес к совместной работе по воспитанию физически здорового ребенка в детском саду далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребенка людей, его семьи.

В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Классификация форм физического воспитания в зависимости от места организации и медико-социальной направленности занятий:

1. Групповые и массовые формы занятий в режиме учреждения:

· физкультурно-оздоровительные занятия в детском саду: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, физкультурные минуты, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья;

· физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: гимнастика на занятиях, физкультурные минуты, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, ежедневный час здоровья, ежедневные физкультурные занятия в группах;

· дополнительные формы занятий физической культурой и спортом в секциях: группы общей физической подготовки, лечебной физкультуры, кружки физической культуры, спортивные секции по видам спорта;

· совместные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: ежемесячные дни здоровья и спорта, мероприятия: (соревнования, кросс, туризм, многоборье, олимпийские старты и др.);

· физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня дошкольников: гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика и др.

2. Групповые и массовые формы занятий в режиме свободного времени: абонементные группы плавания, группы закаливания, занятия в клубах объединяющих любителей бега и ходьбы, велоспорта и др., групповой туризм выходного дня, школы спортивного высшего мастерства, детские спортивные клубы, спортивные секции, школьные спартакиады, школьные соревнования по отдельным видам спорта и др.

3. Индивидуальные занятия физической культурой и спортом: утренняя гимнастика, прогулки, закаливание, домашнее задание по физкультуре, самостоятельная тренировка по индивидуальному плану.

Многие традиционные формы занятий физическими упражнениями, а также использование естественных факторов природы заменяются сейчас новыми, учитывающими интересы и возможности детей. Речь идет о спортивных танцах, ритмической гимнастике, «аэробике», веселых физкультурных аттракционах, китайской гимнастике — «ушу». Необходимо отказаться, от жесткой регламентации дополнительных форм занятий физической культурой и спортом. Важно, чтобы они были неформальными и доступными. Главная цель- способность гармонического развития и укрепления здоровья средствами физического воспитания. Разнообразие форм и средств физического воспитания дает возможность, с одной стороны, достичь наибольшего эффекта, а с другой - учитывать интересы, желание и индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников. В целях взаимосвязи всех форм, средств создаются комплексные программы, включающие уроки физкультуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и в режиме свободного времени, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Кроме того, существуют дополнительные научно обоснованные программы дополнительной спортивной подготовки по отдельным видам спорта.

Задача дошкольного образовательного учреждения организовать все выше перечисленные формы занятий, и привлечь родителей в участии в этих мероприятиях: пригласить родителей в качестве тренеров, в какую-нибудь спортивную секцию, провести массовый спортивный праздник для всей семьи, дать рекомендации каким видом спорта лучше заниматься данному ребенку, провести массовое мероприятие (например, прощание с зимой) с участием родителей и физически-активными конкурсами.

Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, в выработке потребности регулярно и систематически использовать физические упражнения для укрепления своего тела и духа.

Спортивная, физкультурная деятельность влияет на качественные изменения их личности, способствует формированию чувства «взрослости», основ самосознания, рефлексии на собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности совершенствуется умение ребенка учитывать чувства, интересы, позиции других людей, развиваются отношения эмпатии, потребность принести благо людям, а это уже является формированием основ социальных, что имеет большое значение, особенно в переходном подростковом возрасте. Поэтому так важно формировать у детей положительную мотивацию и устойчивый познавательный интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Как известно, основным средством физического воспитания являются физические упражнения, следовательно, они могут, служить условием воспитания интереса у школьников к физической культуре.

Физические упражнения укрепляют и оздоравливают организм, повышают его функциональные возможности. Занятия физической культурой положительно воздействуют на психику, на эмоциональную сферу.

Физические упражнения являются осмысленным актом поведения с одновременным участием и психических и физических категорий личности.

В оценке терапевтического влияния физических упражнений следует учитывать, что их действие способно стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее влияние физических упражнений осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм характеризуется усилием нервных связей, которые развиваются между функционирующей мышечной системой, корой головного мозга и любым внутренним органом.

Большое значение имеет физическое воспитание в компенсации отставания в развитии двигательных, физических качеств – быстроты, силы, координации движений, выносливости, гибкости. Мышечная нагрузка способствует активизации всех процессов в организме ребенка, благотворно влияет на центральную нервную систему. С помощью многочисленных средств и специальных методов физического воспитания можно целенаправленно воздействовать на имеющиеся аномалии двигательной и психической сферы детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, регулярные физические упражнения вызывают в организме человека определенные изменения (по данных биохимических и психофизиологических методов исследования). «Стимулируется становление стереотипов, то есть вырабатывается потребность в совершении определенных действий. В их основе лежат физиологические действия, порожденные переживанием человеком чувства «мышечной радости» (И.П.Павлов), подъем настроения, положительные эмоции, которые и составляют у человека основу для формирования интегральной оценки собственного здоровья».

Воспитание у дошкольников активных интересов – это очень важная педагогическая проблема. Особенно значимым на современном этапе социально - экономического развития общества, является формирование познавательных интересов к разнообразным видам человеческой деятельности вообще и к спортивной деятельности в частности. Для всех этапов физкультурно-оздоровительной работы необходим путь формирования интереса к физическим упражнениям у дошкольников, учитывая при этом возраст, физические и умственные способности, семейные отношения и профессию родителей, традиции, материально - техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: