Н.В. Дедюхина
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Методические указания
по разработке курсового проекта
для студентов направления подготовки
38.03.02. «Менеджмент»,
профиль «Логистика»
Форма обучения – очная
Санкт-Петербург
2018 г.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно учебному плану студенты, изучающие дисциплину «Финансовый анализ» для направления подготовки бакалавров 38.03.02. «Менеджмент» по профилю «Логистика», выполняют курсовой проект. Настоящая методическая разработка, предназначенная для студентов очной и заочной форм обучения, состоит из следующих разделов:
1. Общие указания по выполнению курсового проекта.
2. Задания и методические рекомендации по выполнению практической части курсового проекта.
3. Список литературы, рекомендуемой для разработки курсового проекта.
Ввиду установленных ограничений объема настоящей публикации и необходимости систематического обновления, Приложения исходных данных для заданий, требующих использования показателей годовой финансовой отчетности организации, оформляются в электронном виде, выдаются студентам лектором потока в начале семестра на флэш-накопителе и являются неотъемлемым элементом настоящих методических указаний (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Выполнение курсового проекта способствует развитию навыков самостоятельного аналитического исследования, более глубокому пониманию содержания изучаемой дисциплины, которое способствует:
- приобретению студентами практических навыков постановки и реализации задач, обеспечивающих формирование доказательной базы для обоснования управленческих решений;
- расширению представлений обучающихся о возможностях практического использования общенаучных и специальных методов экономических исследований в профессиональной деятельности менеджера;
|
- углублению знаний выпускников о теоретико-методологическом обеспечении анализа стандартных и специфических отраслевых эконометрических моделей исследования процессов потребления ресурсов организации на различных стадиях инвестиционного цикла.
Процесс разработки и защиты курсового проекта по дисциплине «Финансовый анализ» обеспечивает формирование у обучающихся следующих видов общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций информационно-аналитической деятельности (ПК):
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
- владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-10).
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Проект включает разработку теоретического вопроса по одной из предложенных тем и решение комплекса профессиональных задач, которые предусматривают диагностику финансового состояния и результатов деятельности организации.
Теоретический вопрос должен быть изложен не менее чем на 15 страницах текста (не более 22 страниц) и опираться на обзор первоисточников по исследуемой тематике, в том числе научную и учебно-методическую литературу, ресурсы сети Интернет, материалы профессиональных периодических изданий, официальную статистическую информацию и т. д. Следует обратить внимание на то, что раскрытие теоретического вопроса предполагает взаимоувязку его содержания с отраслевыми особенностями бизнес-структур промышленно-транспортного комплекса.
|
Таблица 1
Распределение вариантов тем
для подготовки теоретической части курсового проекта
№ ФИО студента по списку группы в журнале | Наименование темы курсового проекта, которую следует написать на титуле: | ||
Вариант 1. Оценка финансовой устойчивости организации по результатам анализа управленческой информации. | |||
Вариант 2. Методический инструментарий анализа финансового положения организации в конкурентной среде. | |||
Вариант 3. Оценка финансового состояния акционерного общества по результатам анализа управленческой информации. | |||
Вариант 4. Финансовый анализ как инструмент реализации долгосрочной финансовой стратегии корпоративной структуры. | |||
Вариант 5. Обоснование антикризисных мероприятий по результатам анализа финансовой информации о деятельности организации. | |||
Вариант 6. Оценка инвестиционной привлекательности корпоративной структуры по результатам анализа показателей годовой финансовой отчетности. | |||
Вариант 7. Финансовый анализ как инструмент оценки инвестиционной привлекательности корпоративной структуры | |||
Вариант 8. Финансовый анализ как инструмент реализации краткосрочной финансовой политики корпоративной структуры. | |||
Вариант 9. Финансовый анализ как инструмент предупреждения банкротства организации. | |||
Вариант 10. Финансовый анализ как инструмент реализации функций финансового менеджмента организации |
Здесь могут быть отражены постановка и решение проблемных задач по обеспечению инвестиционной привлекательности и повышению эффективности различных видов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включая
|
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление услуг социальной сферы;- иные виды деятельности.
Студентом может быть предложена иная формулировка темы теоретической части курсового проекта, согласованная с преподавателем.
Перечень 10 вариантов рекомендуемых для разработки тем приведен в таблице 1. Выбор варианта теоретического задания осуществляется по двум последним цифрам числа порядкового номера ФИО студента в списке аттестационной ведомости (журнала посещаемости).
Вторая, практическая часть курсового проекта, предусматривает выполнение взаимосвязанных заданий на основе данных одного варианта из десяти предложенных. Варианты заданий распределяются между студентами согласно таблице 2 по двум последним цифрам числа порядкового номера ФИО студента в списке аттестационной ведомости (журнала посещаемости).
Таблица 2
Распределение вариантов заданий
для подготовки практической части курсового проекта
Последняя цифра (по горизонтали) Предпоследняя цифра (по вертикали) | ||||||||||
Проект предусматривает выполнение 11 аналитических задач по следующим темам курса, способствующим освоению бакалавром компетенций, предусмотренных ФГОС и рабочей программой дисциплины: «Анализ финансового состояния организации и обоснование управленческих решений», «Анализ показателей отчета о финансовых результатах и обоснование управленческих решений», «Анализ показателей отчета об изменениях капитала и отчета и движении денежных средств», «Финансовый анализ как инструмент управления инвестиционными процессами». Этапы выполнения расчетно-аналитических заданий включают постановку профессиональной задачи, заполнение аналитических таблиц, представление необходимых расчетов в логической последовательности с использованием исходной информации. После выполнения аналитических расчетов студент излагает письменную интерпретацию результатов анализа в виде самостоятельно сделанных выводов с указанием причин изменения исследуемых показателей, оценкой возможных последствий, а также разработкой необходимых мер по устранению или уменьшению влияния факторов, оказывающих негативное воздействие на эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности организации, её финансовое состояние и инвестиционную привлекательность.
Курсовой проект выполняется на листах формата А-4 (шрифт текста 14, Times New Roman, интервал полуторный, шрифт табличного материала 12) в форме аналитической записки, содержащей ответы на вопросы задания. Условие каждого задания последовательно и полностью отражаются студентом в аналитической записке курсового проекта, а вся исходная информация варианта – в Приложении. Текст аналитической записки должен содержать: порядковый номер задания, условие, аналитическую таблицу (если она предусмотрена заданием), необходимые пояснения к заполнению таблиц, расчеты показателей, их сравнительный и (или) факторный анализ, если они предусмотрены заданием.
Таблица 3
Структура курсового проекта по дисциплине
«Финансовый анализ», которая подлежит отражению в оглавлении
Разделы курсового проекта | |
ТИТУЛ | |
Задание | |
Оглавление | |
Введение по теме теоретической части | |
Глава 1 теоретической части (название … … …) | |
1.1. (название … … …) | |
1.2. (название … … …) и т.д. | |
Глава 2 теоретической части (название … … …) | |
2.1. (название … … …) | |
2.2. (название … … …) и т.д. | |
Практическая часть курсового проекта | |
Задание 1. | |
Задание 2. и т.д. | |
… … … | |
Заключение (по теоретической части во взаимоувязке с методиками анализа практической части) | |
Библиографический список (не менее 12 источников, включая материалы периодики за 2015-2017 гг. из библиотечных фондов ПГУПС) |
В приложении к условиям заданий в электронном виде приведены 10 вариантов исходных данных годовой финансовой отчетности транспортных организаций в виде показателей бухгалтерского баланса (форма №1) и Отчета о финансовых результатах (форма №2). Недостающая для анализа информация, отсутствующая в основных формах финансовой отчетности предприятий восполняется данными дополнительных таблиц, представленными в каждом варианте. Кроме того, в формах бухгалтерской отчетности заданного варианта практической части проекта студенту требуется самостоятельно заполнить столбец «код строки» баланса и отчета о финансовых результатах согласно приказу Минфина РФ № 66-н от 02.07.2010 г.
Библиографический список (включает полный перечень тех первоисточников – текстовых и электронных ресурсов, на которые сделаны ссылки по тексту курсового проекта).
Приложение (включает исходную информацию одного из вариантов годовой бухгалтерской отчетности для выполнения расчетной части курсового проекта).
Библиографический список – должен состоять из не менее чем 15 первоисточников, включая обязательно правильно оформленные библиографические ссылки на информационные ресурсы ЭБС ПГУПС.
В разделе «Библиографический список» необходимо представить информационные ресурсы, данные о которых обязательно находят отражение в тексте курсового проекта и представлены на следующих официальных сайтах:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://www.gks.ru/.
2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации https://minfin.ru/ru/.
3. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" https://www.consultant.ru/.
Кроме того, в раздел «Библиографический список» подлежат включению:
4. Материалы периодических изданий из читального зала библиотеки ПГУПС за 2016 – 2018 гг. (не менее 3 статей по рассматриваемой теме).
5. Иные информационные ресурсы, в том числе размещенные на платформах:
5.1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU/Российский информационно-аналитический портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eLibrary.ru/, свободный.
5.2. Научно-техническая библиотека ПГУПС [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://library.pgups.ru/, свободный.
5.3. Государственная публичная научно-техническая библиотека [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://gpntb.ru/, свободный.
5.4. Нормативно-правовая база КонсультантПлюс/Некоммерческая интернет-версия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.consultant.ru/, свободный.
5.5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/, свободный.
5.6. Научная электронная библиотека КиберЛенинка/Российский информационно-аналитический портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/, свободный.
При оформлении списка электронных ресурсов обязательно указывается режим доступа и дата обращения (образец см. файл «Библиография»).
Библиографический список оформляется в алфавитном порядке, начиная с перечисления нормативно-правовых документов, после которых следуют другие виды текстовых и электронных информационных ресурсов.
Курсовой проект должен быть правильно оформлен и включать титульный лист, лист задания, оглавление, сквозную нумерацию страниц и таблиц, подписанную автором проекта последнюю страницу основной текстовой части проекта (перед списком литературы) с указанием даты завершения работы, список использованной литературы, приложения. Структура курсового проекта представлена в таблице 3
2. Задания и Методические рекомендации по выполнению практическОй части курсового проекта.
Задание 1.
Дополните таблицу 4, характеризующую обзор воззрений ученых-экономистов на сущность экономической категории «финансовая устойчивость предприятия» новыми определениями авторов, с которыми Вы столкнулись при изучении научно-монографической и учебно-методической литературы (не менее трех). Используя критическую оценку представленных определений, сделайте вывод и сформулируйте авторское определение категории «финансовая устойчивость предприятия», наиболее полно отражающее, по Вашему мнению, её сущность в условиях инновационного развития экономики. Свою позицию аргументируйте краткими пояснениями.
Таблица 4
Обзор воззрений ученых-экономистов
на сущность экономической категории «финансовая устойчивость предприятия»
№ п/п и наименование источника | Определение сущности категории «финансовая устойчивость предприятия» |
1. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: уч. пос. / Э.И. Крылов и др. – М.: Финансы и статистика, 2003. С. 58. | Финансовая устойчивость предприятия является отражением стабильного превышения доходов над расходами, умелого маневрирования свободными денежными средствами предприятия. |
2. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2010. С. 32. | Под финансовой устойчивостью следует понимать такое финансово-экономическое состояние предприятия, когда собственных источников достаточно для погашения долгов и обязательств, а также для дальнейшего роста и развития. |
3. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000. С. 257. | Несмотря на кажущуюся простоту задачи количественного оценивания финансовой устойчивости предприятия, единого общепризнанного подхода к построению соответствующих алгоритмов нет. Показатели, включаемые в различные методики анализа, могут существенно варьировать как в количественном отношении, так и по методам расчета. |
4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, изд-во ПРОСПЕКТ, 2008. С. 259. | Финансовая устойчивость отражает стабильное превышение доходов над расходами и состояние ресурсов, которое обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путем их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации, расширению и обновлению. |
5. ………………………… | ………………………………. |
6. …………………………. | ………………………………… |
7. ……………………………. | ………………………………. |
Задание 2. На основании бухгалтерского баланса оцените состав, структуры и динамику вложений в активы предприятия. Результаты расчетов представьте в виде формы аналитической таблицы 5. Сделайте выводы.
Таблица 5
Оценка структуры и динамики вложений в активы предприятия
№ п/п | Активы предприятия | На начало отчетного года | На конец отчетного года | Изменение (-,+) | |||
тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | ||
Внеоборотные активы – всего, в том числе: | |||||||
-нематериальные активы | |||||||
- результаты исследований и разработок | |||||||
-основные средства | |||||||
- финансовые вложения | |||||||
- прочие статьи внеоборотных активов | |||||||
Оборотные активы - всего, в том числе: | |||||||
- запасы | |||||||
- дебиторская задолженность | |||||||
- финансовые вложения | |||||||
- денежные средства и денежные эквиваленты | |||||||
- прочие оборотные активы | |||||||
- прочие статьи оборотных активов | |||||||
Итого стоимость активов | - |
Задание 3. На основании бухгалтерского баланса оцените состав, структуры и динамику источников финансирований вложений в активы предприятия. Результаты расчетов представьте в виде формы аналитической таблицы 6. Сделайте выводы.
Таблица 6.