МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Челябинский колледж «СФЕРА»
Заочное отделение
__________________________________________________________________
Группа _ОЛ-241___Специальность_«ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»_Шифр _14.12___
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 2
МДК 02.02 «Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов»
(наименование дисциплины)
__Колесова Алена Константиновна_______________________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Дата поступления контрольной работы
в техникум ___________________________________________________________________
Дата получения и возврата контрольной работы преподавателем _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(отметка о получении зачета)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Содержание.
с.
1. Что такое рациональное размещение материального потока на складе?..........................................3
2. Что понимают под «правилами товарного соседства»?......................................................................6
3. Перечислите основные сохраняющие качество товаров факторы…………………………………7
4. Что такое упаковка и маркировка товаров?.........................................................................................9
5. Назовите и охарактеризуйте складские зоны……………………………………………………….10
6. Таблица………………………………………………………………………………………………..11
Список литературы…………..……………………….……......................................................................12
1. Что такое рациональное размещение материального потока на складе?
Материальным потоком называют физическое перемещение грузов, товарно-материальных ценностей, сырья, материалов и других материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, в том числе внутри предприятия, отнесенное к единице времени (час, сутки, месяц, год).
|
На складах предприятий оптовой торговли материальный поток называют обычно грузовым потоком. Выходящий со склада материальный поток называют грузооборотом склада за соответствующий период.
Рациональное использование складских площадей предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопительных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или коэффициентом загрузки.
Площадь загрузки –полезная площадь склада, занятая товаром.
Объем загрузки – объем склада, который занимает товар. Остающееся при этом на складе свободное от груза пространство представляет собой аэропространство склада.
Коэффициент загрузки – относительный показатель, который рассчитывается как отношение объема загрузки к общему объему склада.
Аэропространство склада уменьшает коэффициент его загрузки. Благодаря минимально допустимым расстояниям, проходам и проездам в помещении создается единое аэропространство, обеспечивающее необходимый воздухообмен.
Под рациональной эксплуатацией складов понимаются их оптимальные загрузка и аэропространство, исключающие недогрузки и перегрузки. Правило рациональной эксплуатации складов основывается на принципах совместимости, безопасности и эффективности, при этом имеется в виду эффективность – экономическая и социальная.
|
Экономическая эффективность определяется затратами на хранение (расход электроэнергии, амортизация складов и оборудования, аренда помещений, затраты труда), а также потерями при хранении и стоимостью реализованной продукции.
Социальная эффективность при хранении товаров обусловлена их сохраняемостью, так как ее улучшение и снижение потерь способствуют рациональному использованию природных и трудовых ресурсов.
Принципы безопасности и эффективности положены в основу правила – обеспечения механизации разгрузочных работ, позволяющей снизить нерациональные затраты тяжелого ручного труда, заменив его трудом механизированным. Следствие этого – уменьшение затрат на погрузку и разгрузку товаров, которые являются частью общих затрат на хранение. Соблюдение правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и эксплуатации хранилищ позволяет обеспечить в полной мере реализацию принципа безопасности для людей и товаров.
Условия хранения неразрывно связаны с основополагающими принципами хранения.
Защита от неблагоприятных внешних воздействий – предохранение товаров от воздействий климатических и других неблагоприятных условий при транспортировании и хранении.
Реализация этого принципа достигается соблюдением оптимальных параметров санитарно-гигиенического и климатического режимов, требований предельной высоты загрузки товаров, а также бережным обращением с товаром при погрузо-разгрузочных работах, текущем уходе при хранении.
Информационное обеспечение – доведение до заинтересованных субъектов необходимых сведений об условиях и сроках хранения. Это достигается путем проведения инструктажа работающих о нормативных и технических документах и установленных в них требованиях к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам, правилам размещения товаров при транспортировании и хранении.
|
Систематичность контроля – проведение периодического контроля на всех этапах технологического цикла, а при длительном хранении – через определенные промежутки времени. Обязательному контролю подлежат товары при приемке-сдаче. Данный контроль одновременно является окончательным для поставщика и входным для получателей, при этом контроль выполняет идентифицирующую функцию.
При хранении систематическому контролю принадлежат три группы объектов: товары, их упаковка и режим хранения.
Контроль за качеством хранящихся товаров осуществляют путем визуального осмотра штабелей или насыпи товаров. При этом отмечают внешний вид, который должен быть свойственен определенному товару.
Экономическая эффективность хранения – способность выбранных методов сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение.
Потери можно снизить за счет сокращения сроков хранения до минимального либо за счет применения дорогостоящих методов.
Организация размещения товаров на складе - значимый этап в торговле. Но важна и сохранность их качества и эстетичного вида. Способы хранения бывают следующими: Сортовой. Различные виды продукции выкладываются отдельно друг от друга. Партионный. Каждая пришедшая партия раскладывается порознь, при этом в одном блоке могут находиться самые разные товары. Партионно-сортовой. Каждая поставка хранится обособленно, причем продукция в ней разбирается по сортам и видам и располагается также в различных местах. По наименованию. Товары с разным назначением хранятся отдельно. Принципы размещения товаров на складах рациональное размещение товаров на складе Для удобной и быстрой комплектации продукции разрабатываются специальные схемы, которые предусматривают постоянные места для ее хранения. Это обеспечивает возможность надзора за сохранностью, а также уход. В момент разработки схем во внимание принимается объем, периодичность поступления и отгрузки товаров, а также способы укладки. Существует очень популярный принцип: больше спрос – ближе к проезду. Продукция, которая необходима каждый день, размещается в непосредственной близости к пункту выдачи или отгрузки. Также на практике применяют метод длительного и краткосрочного хранения. На одних площадях располагается более необходимая продукция, а на других – менее.
Рациональное размещение товаров на складе - очень важный этап в торговле, независимо от того, крупное помещение или маленькое. Многие специалисты для этого рекомендуют использовать адресную систему, чтобы уберечься от неизбежных потерь, пересортировки и убытков.
Эта методика помогает обеспечить увеличение оборота, исключить всевозможные ошибки и быстро найти продукцию даже новым сотрудникам после краткого инструктажа. Система заключается в присвоении кода (адреса), который обозначает номер вертикальной секции, стеллажа и полки. Такое название может сочетать в себе 4,5 и более знаков. При помощи программы обеспечивается автоматическое присвоение адресов в чеках, ярлыках, ведомостях и других необходимых документах. Для примера можно рассмотреть следующую кодировку для номера ячейки А1739: А, Б, В – это зона нахождения продукции – теплая, холодная или определённая часть склада; 17 – номер стеллажа; 3 – номер вертикальной секции; 9 – номер полки. Из данной схемы можно сделать выводы, что этот код подходит для зоны из 99 стеллажей, и каждый из них может содержать в себе не более 10 вертикальных секций и 10 горизонтальных полок. Если используется большее количество составляющих, применяются буквенные индексы зон. Рациональное размещение и укладка товаров на складе с использованием данной методики предусматривает наличие планов и схем, на которых размещаются все номера. Информация также вносится в компьютерную базу. Коды на стеллажи, отсеки и пол наносятся яркой краской, чтобы они были хорошо видны. Пустое пространство также разделяется на зоны. Маркировка товаров должна осуществляться на коробках крупно, чтобы служащие могли их разглядеть издалека и быстро сориентироваться в маршруте. Ярлыки рекомендуется размещать на полках, а не на коробках, чтобы было одно и то же место раскладки.
2. Что понимают под «правилами товарного соседства»?
При размещении товаров на хранение необходимо руководствоваться определенными правилами, основанными на принципах совместимости, безопасности и эффективности.
Правила товарного соседства устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хранения, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами. Эти правила основаны на принципе совместимости разных товаров – при хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия.
В соответствии с правилами товарного соседства нельзя хранить совместно товары, требования к температурно-влажностному режиму хранения которых, а также газовому составу среды и воздухообмену, различны. Например, нельзя совместно хранить замороженные и охлажденные продукты, так как либо первые разморозятся, либо вторые замерзнут.
Выбор товаров для совместного размещения на основании общности требований к режиму хранения достаточно прост благодаря регламентации соответствующих требований в нормативных документах.
Сложнее осуществить выбор товаров для совместного размещения по сорбционным свойствам, так как способность многих товаров поглощать газообразные вещества (адсорбция) и вступать с ними во взаимодействие (хемосорбция) строго индивидуальна.
При планировании и осуществлении мероприятий направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству и заданному количеству товаров, необходимо учитывать комплекс факторов. На разных этапах технологического жизненного цикла товаров приоритетны разные группы факторов: формирующие и сохраняющие.
Сохраняющие факторы – это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся: упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализации, послепродажное обслуживание, потребление.
Конечный результат эффективного хранения товаров – сохранение их без потерь или с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока.
Условия хранения – совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.
Режим хранения – совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигиенический режимы хранения.
Требования кклиматическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.
3. Перечислите основные сохраняющие качество товаров факторы.
Повышение качества, обеспечение сохраняемости продовольственных товаров требует знания факторов, обусловливающих свойства и качество продовольственных товаров. Все эти факторы можно разделить на факторы, формирующие качество, и факторы, влияющие на сохранность качества товаров.
Факторы, сохраняющие качество товара – это тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации, операции товарной обработки, послепродажного обслуживания, а также потребления.
К сохраняющим факторам относятся упаковка, условия транспортирования товаров, хранение, реализация, после продажное обслуживание.
Упаковка и фасовка товаров — это завершающие операции технологического цикла в процессе производства товаров.
Фасованные товары удобны и для торговли и для покупателя. Фасованные товары в упаковку с разной массой, количеством единиц, вместимостью облегчают выбор покупателю.
Транспортирование — является важным сохраняющим фактором количества и качества товаров. Основное назначение транспортирования — доставка товаров от изготовителя до потребителя, а также обеспечение сохраняемости перевозимых грузов. При транспортировании товары следует укладывать плотно, чтобы они не перемещались, чтобы мешки, ящики не падали, штабеля не заваливались. Для некоторых товаров существуют специальные методы укладки товаров на их перевозку.
Так, например, ящики со стеклом при транспортировке устанавливают вертикально торцовой стороной по направлению движения транспорта.
В зависимости от сроков перевозки, транспортных тарифов, видов путей, дорог, станций, портов применяются транспорт: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный (речной, морской).
Все продовольственные товары проходят от производства до потребления тот или иной период хранения от нескольких часов до нескольких лет. Задачей товароведения является изыскание на основе современных достижений биохимии, физики, химии и внедрение на практике рациональных способов хранения, обеспечивающих качественную и количественную сохранность пищевых продуктов при минимальной затрате труда и материальных средств.
Продовольственные товары по срокам хранения можно разделить на товары длительного хранения и скоропортящиеся. В первую группу входят товары, содержащие небольшое количество воды (зерно, мука, крупа, сухари, макаронные изделия, сахар, растительное масло), а также продукты, имеющие в своем составе консервирующие средства: спирт, сахар (водка, джем). К скоропортящимся товарам относятся мясо, рыба, молоко, яйца, плоды и другие продукты. Скоропортящиеся продукты характеризуются высоким содержанием воды, наличием в их составе белков, жиров, углеводов и др. В скоропортящихся продуктах активно протекают биохимические и химические процессы, они являются благоприятной средой для развития микроорганизмов.
Все процессы, протекающие в пищевых продуктах при хранении, подразделяются на физические, химические, биохимические и биологические (рис.5). Эти процессы тесно связаны, могут протекать одновременно и в совокупности воздействуют на качество товара.
Для увеличения сроков хранения пищевых продуктов их подвергают специальной обработке – консервированию. Методы консервирования – это способы обработки пищевых продуктов из скоропортящегося растительного и животного сырья, которые приводят либо к уничтожению микроорганизмов, вызывающих порчу продуктов, либо к временному прекращению или подавлению нежелательных ферментов, находящихся в продуктах. Методы консервирования пищевых продуктов делятся на физические, физико-химические, химические и биохимические
О качественных характеристиках товаров можно косвенно судить также по состоянию тары: поломкам, деформациям, по подтекам на полу. При обнаружении подозрительных признаков, из упакованных товаров отбирают выборку, разупаковывают упаковочные единицы, попавшие в выборку, и рассортировывают по показателям качества, предусмотренным стандартами. Отдельно разупаковывают товары из дефектных и бездефектных упаковочных единиц. После этого по результатам текущего контроля принимают одно из нескольких альтернативных решений: отбраковать дефектные упаковки и (или) товары; срочно реализовать товар; продолжать хранение; отправить недоброкачественный товар на промпереработку или утилизацию.
Тара и упаковочные материалы служат для предотвращения потерь пищевых продуктов, сохранения их качества, снижения нежелательных изменений химического состава и органолептических свойств. Упаковка выполняет следующие основные функции:
1) предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;
2) защита товара от влияния других товаров;
3) обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их продвижения из сферы производства в сферу потребления;
4) создание удобств при транспортировании, хранении и реализации товаров;
5) выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы.
К упаковке предъявляются технические, экологические, экономические и эстетические требования.
Важным фактором, влияющим на качество товаров, является деятельность человека, зависящая от способностей и отношения к выполнению производственных функций. Качество вырабатываемых пищевых продуктов зависит от профессионального мастерства, общеобразовательного уровня, психологического склада человека и личной заинтересованности в результатах труда.
4. Что такое упаковка и маркировка товаров?
Термин «упаковка» имеет несколько определений и значений:
Упаковка - комплекс, состоящий из тары, упаковочного материала, укупорочных средств и других вспомогательных средств, определяющих потребительские и технологические свойства упаковываемого продукта
Упаковка - процесс упаковывания, т. е. подготовка продукции к транспортированию, хранению, реализации, потреблению
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации)
К упаковке предъявляют требования: дизайн и форма с учетом требований рынка, экологическая безопасность, сохранность при транспортировке, взаимозаменяемость, экономичность, способность к повторному использованию.
Основные функции упаковки заключаются в следующем:
— предохранять товары от порчи и повреждений;
— обеспечивать создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;
— обеспечивать создание рациональных единиц для их складирования;
— обеспечивать создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара;
— быть важным носителем рекламы.
Как видно из перечисленных функций, упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка.
Тара подразделяется по назначению на: производственную (используется на производстве для складирования и хранения), транспортную (служит для упаковывания и транспортирования продукции), складскую (для приемки, хранения, подсортировки и перемещения товаров на складе), потребительскую (для упаковки и доставки товаров потребителю, является частью товара и входит в его стоимость).
В зависимости от применяемых материалов и по механической прочности тара бывает мягкая, жесткая и полужесткая.
Тара по возможности использования бывает разовая и многократная; по принадлежности — инвентарная (собственность предприятия), она же многооборотная, возвратная; по конструкции — разборная, неразборная, складная; по составному элементу — каркасная, ящичная, сетчатая и др.
5. Назовите и охарактеризуйте складские зоны.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования). В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.
Участок разгрузки (на рис.1. - железнодорожная рампа): ·1) механизированная разгрузка транспортных средств; 2) ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещена склада): 1) приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до передачи в основной склад. 2) грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада): 1) приемка товаров по количеству и по качеству. 2) грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада): 1) размещение груза на хранение;
2) отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада): формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
Отправочная экспедиция: кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
6. Заполните таблицу
Понятие | Определение, характеристика |
Товарные знаки | Товарный знак (также товарная маркаили торговая марка) – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), которое служит для индивидуализации товаров или продукции (услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительная особенность товарного знака заключается в том, что товарный знак позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг). Визуально он действительно выглядит как текстовой либо графический объект, нанесенный на продукцию, упаковку или используемый в рекламных целях. Товарный знак по своему назначению похож на визитную карточку товара. Он должен быть простым, узнаваемым, достаточно оригинальным и привлекающим внимание. Как правило, товарный знак в наше время воспринимается как знак качества. Чем сильнее компания дорожит своей репутацией, тем дороже будет стоить ее товарный знак. |
Виды товарных знаков по форме выражения: | Словесные товарные знаки – это такие торговые знаки, которые представляют собой слова, словосочетания или целые предложения (девиз, слоган). («Microsoft», «Facebook», «Альфа», «Макфа» и многие другие) Изобразительные товарные знаки – тип товарных знаков, представленных графическим изображением. Изобразительная товарная марка может включать в себя изображения вещей, живых организмов, различных геометрических фигур, линий и пятен. (Примеры: Playboy (кролик с бабочкой), Apple (надкусанное яблоко). Объёмные товарные знаки – разновидность, выраженная трехмерными, предметами, фигурами и сочетаниями линий. (стеклянная бутылка Coca-Cola или флакон «Шанель №5»). Звуковыми являются те товарные знаки, воспринимаемые человеком лишь на слух. Они представлены в форме звука или их комбинации, образующих отрывок музыкальных произведений или шум. (заставки программ («Спокойной ночи, малыши»), оригинальные мелодии радиостанций («Авторадио»), музыкальные заставки мобильных телефонов (Samsung, HTC). |
Торговая марка | Торговая марка- оригинально зарегистрированный специальный отличительный знак торгового предприятия, торговой фирмы, который они вправе размещать на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данной фирмы. Чаще всего ТМ представлена графическим изображением, оригинальным названием, особым сочетанием знаков, букв, слов. |
Манипуляционные товарные знаки | Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.
До сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару.
Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
Такие символы говорят поставщикам, покупателям и обслуживающему персоналу:
|
Маркировка опасных грузов | Всего в европейском стандарте имеется девять классов грузов, при транспортировке представляющих опасность для водителя, сопровождающих, окружающей среды Эти грузы имеют специальную маркировку, например: - существует опасность взрыва массой (взрыв массой – это мгновенное распространение взрыва на груз). - маркировка газов, относящихся ко второму классу опасных веществ: |
Литература:
1. Аникин Б.А., Родкина Т.А. Основы логистики: учебник, «Проспект», 2017.
2. Герасимов Б.И., Жариков В.В., Жариков В.Д. Основы логистики: учебное пособие, «ФОРУМ», 2015.
3. М.А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006.
стр. 280, 309, 318 – 340