Дидактический сценарий урока по теме




«____________________»

Учитель: ___________, студент _____ группы математического факультета

Класс: ____

Место урока в теме: ___ урок из ____ уроков по теме

Тип урока: ______________

Для справки:

Типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний; урок применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля знаний; комбинированный урок.

Цели:

1. Образовательные: создать условия для усвоения / овладения /формирования _______ _____________. Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут_______________ ______________.

 

Для справки:

«Усвоение» = «Понимание» + «Запоминание», «Овладение» = «Усвоение» + «Применение» (по Далингеру)

Понятия усвоения и овладения чаще всего применяются по отношению к элементам знания: определениям математических понятий, формулировкам математических утверждений, методам и способам решения задач. Например, «усвоение определения параллелограмма», «усвоение признака параллелограмма», «овладение свойствами параллелограмма», «овладение методом замены для решения рациональных уравнений».

Понятие «формирование» употребляется по отношению к системе знаний о некотором понятии, а так же по отношению к сложным умениям. Например: «формирование понятия параллелограмма» (под формированием понятия понимается овладение его определением, свойствами и признаками). «Формирование умения решать квадратные уравнения» – подразумевается, что учащиеся овладеют различными способами решения квадратных уравнений и смогут выбирать наиболее рациональный способ решения данного уравнения.

Примеры формулировок образовательных целей:

«Создать условия для усвоения определения понятия треугольника, овладения определениями понятий периметра треугольника, равных треугольников. Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут: дать определения этих понятий; назвать элементы треугольника; вычислить периметр треугольника по известным длинам его сторон, длину стороны треугольника по известному периметру и длинам других сторон в знакомой и частично изменённой ситуации; установить соответствие между элементами равных треугольников».

«Обеспечить условия для овладения первым признаком равенства треугольников. Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут сформулировать этот признак и основную идею его доказательства; применять первый признак равенства треугольников в знакомой и частично измененной ситуации».

«Создать условия для овладения способом решения квадратных уравнений по формуле». Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, сформулировать алгоритм решения квадратного уравнения и применить его в знакомой и частично измененной ситуации».

«Обеспечить формирование у учащихся системы знаний по теме “Методы решения тригонометрических уравнений“. Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать простейшие и типовые тригонометрические уравнения, способы их решения и методы перехода к ним при решении более сложных уравнений; осуществлять выбор метода (способа) решения предложенного уравнения; решать тригонометрические уравнения в изменённой и ситуации».

 

2. Развивающие: способствовать развитию __________

 

Примеры формулировок развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся осуществлять анализ и синтез при введении понятия…».

«Содействовать овладению приёмами запоминания информации при изучении…»

«Способствовать формированию пространственных представлений и развитию пространственного мышления учащихся при решении задач на построение сечений многогранника плоскостью»

«Создать условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное при изучении…»

 

3. Воспитательные: обеспечить условия для воспитания таких качеств личности, как___________________.

Примеры формулировок воспитательных целей:

«Содействовать воспитанию волевых качеств личности»

«Создать ситуации, обеспечивающие воспитание интереса к изучению математики…»

«Способствовать воспитанию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением чертёжных инструментов»

«Способствовать формированию научного мировоззрения при изучении …»

«Способствовать овладению навыками самостоятельной учебной деятельности …»

 

Методы обучения: ведущий метод обучения – ____________ (чаще всего частично-поисковый для организации изучения нового материала, поиска решения задач).

Для справки:

Методы обучения (по Лернеру и Скаткину):

· объяснительно-иллюстративный (учитель объясняет, затем задаёт вопросы);

· репродуктивный (учитель даёт алгоритм и требует его выполнения по образцу; этот метод используется для овладения каким-либо способом действий);

· частично-поисковый (учитель ставит проблему и помогает учащимся её разрешить в ходе эвристической беседы);

· проблемное изложение (учитель ставит проблему и сам её разрешает в ходе изложения материала);

· исследовательский метод (учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно её разрешают).

Средства обучения: учебное пособие ________, раздаточный материал: карточки для_________, модели________, ключи к тесту_________, листы оценивания знаний, презентация.

 

Формы обучения: коллективная (при ______), фронтальная (при_____),...

Для справки:

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная

Структура урока (названия этапов урока даны по Л.М. Фридману):

Для урока изучения нового материала:

1. Мотивационно-ориентировочный этап (до 10 мин).

1.1. Приветствие; сообщение направления деятельности.

1.2. Актуализация опорных знаний и мотивация изучения нового материала в ходе решения подготовительных задач.

1.3. Формулировка темы урока, проблемного вопроса.

1.4. Постановка целей урока, выяснение способов действий по их достижению.

2. Операционально-познавательный этап (около 25 мин)

2.1 Усвоение знаний об изучаемом объекте.

2.2 Проверка понимания изученного материала.

2.3 Первичное закрепление новых знаний в ходе решения задач в знакомой ситуации.

3. Контрольно-оценочный этап (до 10 мин);

3.1 Выполнение диагностической работы (теста) для выявления уровня усвоения новых знаний или фронтальный опрос (5 мин).

3.2 Выполнение самопроверки (1 мин).

3.3 Краткое обсуждение результатов (рефлексия) (2 мин).

3.4 Постановка домашнего задания (1 мин).

3.5 Подведение итогов урока (1 мин).

 

Для урока закрепления знаний:

1. Мотивационно-ориентировочный этап (до 5 мин).

1.1 Приветствие; сообщение направления деятельности.

1.2 Напоминание изучаемой темы, мотивация учебной деятельности, постановка целей урока, выяснение способов действий по их достижению.

2. Операционально-познавательный этап (около 30 мин).

2.1 Проверка домашнего задания.

2.2 Проверка правильности понимания и запоминания изученного материала в ходе устного решения задач в знакомой ситуации.

2.3 Применение знаний в частично-изменённой ситуации.

3. Контрольно-оценочный этап (до 10 мин).

3.1 Выполнение диагностической работы (теста) для выявления уровня владения новыми знаниями или фронтальный опрос (5 мин).

3.2 Выполнение самопроверки.

3.3 Краткое обсуждение результатов (рефлексия).

3.4 Постановка домашнего задания.

3.5 Подведение итогов урока.

 

Для урока применения знаний:

1. Мотивационно-ориентировочный этап (до 5 мин).

1.1 Приветствие; сообщение направления деятельности.

1.2 Напоминание изучаемой темы, мотивация учебной деятельности, постановка целей урока, выяснение способов действий по их достижению.

2. Операционально-познавательный этап (около 35 мин).

2.1 Проверка домашнего задания.

2.2 Проверка правильности понимания и запоминания изученного материала в ходе устного решения задач на применение знаний в частично-изменённой ситуации.

2.3 Применение знаний в значительно изменённой и незнакомой ситуациях.

3. Контрольно-оценочный этап (до 5 мин).

3.1 Краткое обсуждение результатов решения задач (рефлексия).

3.2 Постановка домашнего задания.

3.3 Подведение итогов урока.

 

Для урока обобщения и систематизации знаний:

1. Мотивационно-ориентировочный этап (до 5 мин).

1.1 Приветствие; сообщение направления деятельности.

1.2 Напоминание изучаемой темы, мотивация учебной деятельности, постановка целей урока, выяснение способов действий по их достижению.

2. Операционально-познавательный этап (около 20 мин).

2.1.Выделение главного в содержании изученного материала.

2.2.Выявление связей между выделенными элементами, конструирование системы знаний.

2.3.Выделение общего: того, что легло бы в основу обобщения, формулировка вывода(например, обобщённого алгоритма действий).

2.4.Применение системы знаний и вывода, полученного в ходе обобщения при решении задач, требующих комплексного применения знаний.

3. Контрольно-оценочный этап (до 20 мин).

3.1 Выполнение самостоятельной работы (15 мин).

3.2 Краткое обсуждение результатов (рефлексия).

3.3 Постановка домашнего задания.

3.4 Подведение итогов урока.

 

Для урока контроля знаний:

1. Мотивационно-ориентировочный этап (2-3 мин).

1.1 Приветствие; сообщение вида деятельности.

1.2 Напоминание изученной темы, мотивация учебной деятельности, постановка целей урока, инструктаж по выполнению контрольной работы.

2. Операционально-познавательный этап (40 мин).

2.1.Выполнение заданий контрольной работы.

2.2. Самопроверка.

3. Контрольно-оценочный этап (2-3 мин).

3.1 Рефлексия (2 мин).

3.2 Подведение итогов изучения темы (1 мин).

 

Для комбинированного урока (Пример для урока закрепления изученного ранее материала и изучения нового материала)

1. Ориентировочный этап урока (1 мин): приветствие; сообщение направления деятельности.

2. Мотивационно-ориентировочный этап первой части урока (закрепления изученного материала) (2 мин): напоминание темы, изученной на предыдущем занятии, мотивация учебной деятельности, постановка целей первой части урока, выяснение способов действий по их достижению.

3. Операционально-познавательный этап первой части урока (10 мин)

3.1 Проверка домашнего задания.

3.2 Проверка знания изученного материала в ходе решения задач для закрепления знаний в знакомой и измененной ситуации.

4. Контрольно-оценочный этап первой части урока (2 мин);

5. Мотивационно-ориентировочный этап второй части урока (изучения нового материала) (до 5 мин).

5.1 Мотивация изучения нового материала в ходе решения подготовительных задач.

5.2 Формулировка новой темы, проблемного вопроса.

5.3 Постановка целей второй части урока, выяснение способов действий по их достижению.

6. Операционально-познавательный этап второй части урока (около 15 мин)

6.1 Усвоение знаний об изучаемом объекте.

6.2 Проверка понимания изученного материала.

6.3 Первичное закрепление новых знаний в ходе решения задач в знакомой ситуации.

7. Контрольно-оценочный этап второй части урока (до 10 мин);

6.1 Выполнение диагностической работы (теста) для выявления уровня усвоения новых знаний или фронтальный опрос (5 мин).

6.2 Выполнение самопроверки (1 мин).

6.3 Краткое обсуждение результатов (рефлексия) (2 мин).

6.4 Постановка домашнего задания (1 мин).

8. Подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока:

№ этапа Название этапа Цель Действия учителя Действия учащихся
  Мотивационно-ориентировочный Готовность учащихся к учебной деятельности Учитель приветствует учащихся. Требует записать дату, «Классная работа», тему урока. В ходе краткой беседы сообщает информацию о видах учебной деятельности на текущем уроке; организует актуализацию опорных знаний, мотивацию, постановку целей урока. (В зависимости от типа урока) Учащиеся приветствуют учителя, записывают дату, «Классная работа», тему урока, отвечая на вопросы учителя, получают представление о плане урока, осознают необходимость новых знаний, быстрой и качественной работы; осмысливают цели урока.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: