МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ




В настоящее время рынок труда в сельском хозяйстве особенно остро нуждается в государственном регулировании.

Для России целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда становится все более настоятельной необходимостью. Государство должно быть гарантом обеспечения жизнедеятельности лиц наемного труда, выступать в роли главного «социального контролера», т.е. оно должно формулировать, определять и контролировать правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость. “Государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

 

§ развитие людских ресурсов для труда;

§ обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

§ создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

§ поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

§ обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет; впервые ищущие работу, лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы; беженцы и вынужденные переселенцы и т.п.);

§ предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

§ поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

§ координацию деятельности в области занятости населения с деятель-ностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

§ координацию деятельности государственных органов, профес-сиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

§ обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости.”[15].

 

Таким образом, российская государственная политика регулирования рынка труда – представляет собой комплекс правовых, экономических, административных и организационных мер, направленных на: трудоустройство, подготовку и переподготовку кадров; развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение; социальную поддержку (рис.4).

 
 


Государство

на рынке труда

 
 


Трудоустройство, Развитие гибкого

подготовка рынка труда, Социальная

и переподготовка правовое обеспечение поддержка

кадров

           
     


Рис.4 Направления государственной политики на рынке труда

 

Как было отмечено выше, меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на:

· правовые меры – они имеют первостепенное значение в регулировании рынка труда. “Именно с помощью законов, постановлений и иных нормативных документов правительство выбирает принципы, цели и приоритеты своей политики занятости; создает общую благоприятную для развития тех или иных отношений, среду; обеспечивает в этой области определенный уровень социальных гарантий, определяет оптимальное соотношение между степенью государственного воздействия и общественными, частными инициативами, разграничивает функции общегосударственной и региональной политики занятости”[16]. Основу правовой базы регулирования рынка труда в России составляет Трудовой кодекс, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

· экономические меры – выводят политику занятости непосредственно на управление народным хозяйством и его денежными средствами, все, что происходит в этих сферах, так или иначе, рано или поздно, отражается в системе занятости. Экономические меры регулирования рынка труда направлены на:

1) увеличение размещения государственных заказов на сельско-хозяйственных предприятиях и инвестиций;

2) обеспечение государственного субсидирования занятости работников предприятий сельского хозяйства;

3) выделение из бюджета средств для создания новых и сохранение существующих рабочих мест в сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства;

4) разработка социальных программ развития и выделение региональных субсидий для регионов с критической ситуацией на рынке труда;

5) установление льгот и субсидий частным предприятиям и организациям, увеличивающим количество рабочих мест, в том числе для слабозащищенных групп населения;

6) смягчение налогового бремени, разработка новой системы налогообложения, стимулирующей сельхозтоваропроизводителей создавать новые рабочие места и расширять выпуск продукции и услуг;

7) разработка комплексной программы стимулирования развития предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, способного создать практически неограниченное количество рабочих мест и др.

· организационные меры также являются важным направлением политики занятости. Ведущим началом здесь является государственная служба занятости населения. Данная организация обеспечивает проведение государственной политики в области занятости населения, содействует реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также других гарантий в вопросах труда и занятости.

Таким образом, управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости и другими министерствами и ведомствами.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест.

Следует отметить, что проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации находятся под постоянным контролем и поиском путей их решения. Так в 2003 году разработали Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 годы, в которой были отражены основные направления действий на рынке труда.

Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации:

1.“ В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

§ обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

§ повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального непрерывного образования, включающей базовое и дополнительное, а также профессиональную подготовку;

§ поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

 

2. В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций:

 

§ разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

§ совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

 

3. В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

§ поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

§ организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

 

4. В области развития региональных рынков труда:

§ разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;

§ разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы”[17].

Изучив меры регулирования рынка труда, рассмотрим пути совершенствования трудовых отношений в сельском хозяйстве. Прежде всего, необходимо определить специфику труда в сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве труд имеет особенности, связанные с существенными отличиями сельского хозяйства от других отраслей экономики:

1. “эффективность труда в большей степени зависит не от интенсивности, а то природно-климатических условий расположения предприятия и плодородия почв. Эта особенность обуславливает снижение мотивации труда и требует создания иных стимулов для повышения его качества и интенсивности;

2. процесс труда в сельском хозяйстве носит ярко выраженный сезонный характер, что предопределяет неравномерное использование трудового потенциала в зависимости от времени года; кроме того, это делает невозможной узкую специализацию работников, занятых в производственном процессе. Последнее, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам финансовых ресурсов для обучения работников по нескольким смежным специальностям и обуславливает сравнительно низкий уровень квалификации;

3. специфика технологии растениеводства ограничивает широкое использование автоматизации и комплексной механизации производственных процессов. Следовательно, наиболее вероятным направлением повышения производительности труда является его интенсификация;

4. большая часть производственных процессов осуществляется в природных условиях, что влечет за собой дополнительные затраты по обеспечению персонала специальной одеждой, специальной обувью и специальными приспособлениями. Кроме того, относительная незащищенность работников от погодных условий приводит к более высокому (по сравнению с другими отраслями) уровню потерь рабочего времени по болезни и временной нетрудоспособности. С другой стороны, это обстоятельство существенно снижает привлекательность сельскохозяйственного труда, что, в свою очередь, требует дополнительного стимулирования потенциальных работников;

5. производственные процессы, осуществляемые на сельско-хозяйственном предприятии и личном подсобном хозяйстве, сходы по технологии и осуществляются в одни и те же периоды времени”[18].

Учет этих существенных особенностей в экономике, организации и управлении позволяет лучше использовать трудовые ресурсы, обеспечивать занятость и оплату труда.

В качестве возможных путей совершенствования трудовых отношений в сельском хозяйстве можно предложить следующие:

Во-первых, это совершенствование структуры сельскохозяйственного производства и расширение видов производства на отдельном предприятии с целью сглаживания влияния сезонного характера производства. В селе, как, например, в Китае, целесообразно развивать промышленное производство и промыслы, особенно для работы в зимние месяцы.

Во-вторых, необходимо совершенствовать систему экономического стимулирования работников посредством использования как традиционных методов (материальное стимулирование), так и нетрадиционных методов (например, выплата дивидендов по акциям акционерных обществ);

В-третьих, совершенствование трудовых отношений в сельском хозяйстве возможно путем развития системы подготовки и переподготовки кадров;

В-четвертых, развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности в масштабах сельскохозяйственного предприятия;

В-пятых, улучшение условий труда и быта работников. Здесь варианты могут быть любые – от финансирования строительства дорог до создания собственных санаториев и профилакториев.

 

 

Вывод:

§ С учетом сложности формирования российского рынка труда, роль на нем государства имеет особо важное значение. Государственное регулирование рынка труда означает целый комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы. В настоящее время государство столкнулось с рядом проблем регулирования рынка труда: проблемой занятости, безработицы, неэффективностью использования трудовых ресурсов и т.д. Поэтому оно постоянно находится в поиске путей совершенствования трудовых отношений на рынке труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По курсовой работе подведем обобщающие итоги:

§ Рынок труда представляет собой систему отношений между покупателем рабочей силы и ее продавцом, складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения.

§ Рынок труда действует по законам спроса и предложения. Закон спроса выражается в обратной зависимости между величиной заработной платы и спросом на рабочую силу: чем выше заработная плата, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Закон предложения характеризует прямую зависимость между величиной заработной платы и численностью работников: чем выше величина заработной платы, тем при прочих равных условиях величина предложения больше и наоборот.

§ Современный российский рынок труда в сельском хозяйстве формулировался в условиях реформирования рыночной экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемый безработицы.

§ Решение проблем рынка труда ложится на государство. В настоящее время особенно необходимо целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Государственная политика регулирования рынка труда должна базироваться на активной политике, которая включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.-3-е изд. доп. –М.: Норма:Инфра-М, 2001.-431 с.

2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чепурина М.Н.- Киров,1994.- 231 с.

3. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб. для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-542 с.

4. Нуреев Д.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.-М.:Норма:Инфра-М, 2000.-560 с.

5. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК: Курс лекций.-М.: ИКФ «Экмос», 2002.-368 с.

6. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учеб.-М.: Иэдательсвтво «Дело и сервис», 2000.-368 с.

7. Попов Н.А. Организация сельскохозяйственного производства: Курс лекций.-М.: ИКФ «Экмос», 2002.-352 с.

8. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация Учеб. пособ.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-304с.

9. Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-212 с.

10. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.-407 с.

11. Экономика и управление в сельском хозяйстве: Учеб. для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ Под ред. Г.А. Петраневой.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.-352 с.

12. Экономика России: Учеб. пособ. для вузов/ Отв. ред. Б.М. Маклярский.- М.: Международные отношения, 2001.-303 с.

13. Экономика сельского хозяйства: Учеб. пособ./Под ред. В.В. Кузнецова.- Ростов на Дону: Финикс, 2003.-352 с.

14. Экономическая теория. Курс лекций: Учеб. пособ./ Отв. ред. проф. К.И.Вахитов, доц. Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137 с.

15. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учеб. пособ. Для вузов/ С.Ю. Рощин,Т.О. Разумова.-М.: Инфра-М, 2001.-398 с.

16. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди// Вопросы экономики.-2003.-№4.-С.83-100

17. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.-С.9

18. Морозова Н, Шорохов В. Мотивация труда в аграрной сфере // АПК: экономика, управление.-2004.-№3.-С.51

19. Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-С. 57-58

20. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.- 450с.

21. Рыбаков Л.Н. Рынок труда и государственная политика занятости в регионах: Моногрфия.- Чебоксары: Руссика, 2001.-269 с.

22. Социально-экономическое положение России/ Госкомстат России.- М.: Б.и., 2003.-412 с.

23. Тарасов Н. Доходы работников сельскохозяйственных предприятий// АПК: экономика, управление.-2003.-№6.-С.57

24. Шуваев А. Детерминанты сельской занятости // Человек и труд.-2003.-№11.-С.67


[1] Экономическая теория. Курс лекций:Учебное пособие / Отв. ред. проф. К.И. Вахитов, доц.

Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137

[2] Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.- Киров, 1994.- 231

[3] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.

 

[4] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.

[5] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 60 с.

 

[6] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-75 с.

[7] Адуков Р., Адукова А. Кадровые сертификаты для сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России.-2003.-№1.-С.16

[8] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-85 с.

[9] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-85 с.

[10] Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация Учеб.пособ.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-38с.

[11] Шуваев А. Детерминанты сельской занятости // Человек и труд.-2003.-№11.-С.67

[12] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-90 с.

[13] Тарасов Н., Молчанова Е. Доходы работников сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.-2003.-№6.-С.57

[14] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-106 с.

[15] Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-С. 57-58

[16] Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-66 с

[17] Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.- С.

[18] Экономика отраслей агропромышленного комплекса: Курс лекций/ Н.А. Попов.-М.:ИКФ Экмос, 2002.-184 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: