1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
1) неологизмы;
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
4) термины.
Ответ: 1
2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:
1) метонимия;
2) перифраза;
3) синекдоха;
4) метафора.
Ответ: 2
3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:
1) гипербола;
2) аллегория;
3) литота;
4) восходящая градация.
Ответ:1
4. Художественное, образное определение – это:
1) эпитет;
2) метафора;
3) анафора;
4) олицетворение.
Ответ: 1
5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:
1) метафора, риторический вопрос;
2) эпитет, сравнение;
3) инверсия, литота;
4) риторическое обращение, градация.
Ответ: 4
6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:
1) парцелляция;
2) градация;
3) инверсия;
4) параллелизм.
Ответ: 1
7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:
1) сравнение;
2) эпитет;
3) метонимия;
4) метафора.
Ответ:3
8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:
1) метафора;
2) литота;
3) олицетворение;
4) эвфемизм.
Ответ: 3
9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:
1) аллегория;
2) градация;
|
3) инверсия;
4) эпифора.
Ответ:2
10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
3) олицетворение;
4) эпитет.
Ответ:2
11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:
1) антитеза;
2) анафора;
3) эпифора;
4) лексический повтор.
Ответ:2
12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:
1) оксюморон;
2) антитеза;
3) антонимы;
4) анафора.
Ответ:2
13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:
1) фразеологизмы;
2) эллипсис;
3) индивидуально-авторские слова;
4) антонимы.
Ответ: 2
14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота;
2) анафора, эпифора;
3) антонимы, синонимы;
4) метонимия, синекдоха.
Ответ:4
15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
3) олицетворение;
4) эпитет.
Ответ:2
16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это
1) пословица;
2) цитата;
3) поговорка;
4) афоризм.
Ответ:2
17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:
1) антитеза;
2) антонимы;
3) оксюморон;
4) зевгма.
Ответ:3
18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
|
1) неологизмы;
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
4) термины.
Ответ:1
19. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
Ответ:2
20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:
1) сравнение;
2) синекдоха;
3) метонимия;
4) метафора.
Ответ:1
21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).
1)оксюморон;
2) антитеза;
3) перифраза;
4) ирония.
Ответ:2
22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Сто лет с вами не виделись».
1) перифраза;
2) аллегория;
3) литота;
4)гипербола.
Ответ:4
23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).
1) метонимия;
2) перифраза;
3) сравнение;
4) синекдоха.
Ответ:2
24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)
1) эпифора;
2) эпитет;
3) синтаксический параллелизм;
4) риторическое восклицание.
|
Ответ:3
25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).
1) аллитерация;
2) аллегория;
3) ассонанс;
4) антитеза
Ответ:1
26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).
1) полисиндетон;
2) градация;
3) эллипсис;
4) ассонанс.
Ответ: 4
27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).
1) сравнение;
2) гипербола;
3) эпитет;
4) метонимия.
Ответ:4
28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В двух шагах отсюда».
1) инверсия;
2) гипербола;
3) асиндетон;
4) литота.
Ответ: 4
29. Определите изобразительно-выразительные средства языка
«Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).
1) антитеза;
2) метонимия;
3) риторическое обращение;
4) умолчание.
Ответ: 2
30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).
1) метафора;
2) сравнение;
3) аллегория;
4) метонимия.
Ответ: 1
31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).
1) антитеза;
2) градация;
3) оксюморон;
4) литота.
Ответ: 3
32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:
1) сравнение;
2) аллегория;
3) метафора;
4) метонимия.
Ответ: 2
33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:
1) сравнение;
2) синекдоха;
3) метонимия;
4) метафора.
Ответ: 4
34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:
1) сравнение;
2) метафора;
3) синекдоха;
4) оксюморон.
Ответ: 3
35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:
1) литота;
2) нисходящая градация;
3) метафора;
4) гипербола.
Ответ: 1
36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:
1) а, г
2) а, в, г
3) б, г, д
4) а, г, д
Ответ: 4
37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Вдали он подобен цветным парусам корабля».
1) сравнение;
2) эпитет;
3) метафора;
4) олицетворение.
Ответ: 1
38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Синий колокольчик спит в тени берёз»
1) эпитет;
2) олицетворение;
3) гипербола;
4) метафора.
Ответ: 2
39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».
1) олицетворение;
2) метафора;
3) эпитет;
4) сравнение.
Ответ: 1
40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Весь пароход сбежался».
1) метафора;
2) олицетворение;
3) метонимия;
4) эпитет.
Ответ: 3
41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Сыплет черёмуха снегом».
1) метафора;
2) метонимия;
3) сравнение;
4) эпитет.
Ответ: 1
42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«В сто сорок солнц закат пылал»
1) метафора;
2) эпитет;
3) гипербола;
4) сравнение.
Ответ: 3
43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».
1) гипербола;
2) сравнение;
3) метафора;
4) эпитет.
Ответ: 2
44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серп луны за тучкой тает».
1) сравнение;
2) метафора;
3) олицетворение;
4) метонимия.
Ответ: 3
45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Кремль принял решение».
1) олицетворение;
2) сравнение;
3) метонимия;
4) эпитет.
Ответ: 3
46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серый день ползёт уныло».
1) олицетворение;
2)сравнение;
3) гипербола;
4) метафора.
Ответ: 1
47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».
1) метафора;
2)сравнение;
3) олицетворение;
4) эпитет.
Ответ: 3
48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).
1) сравнение;
2) звукоподражание;
3) эллипсис;
4) однородные члены;
5) риторическое восклицание.
Ответ: 4 1
49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).
1) гипербола;
2) вопросно-ответная форма изложения;
3) асиндетон;
4) эпитет;
5) противопоставление.
Ответ: 2, 3
50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).
1) параллелизм;
2) олицетворение;
3) аллитерация;
4) оксюморон;
5) сравнение.
Ответ: 2 5