Тема 10. Тропы русского языка




1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:

1) неологизмы;

2) разговорная лексика;

3) индивидуально-авторские слова;

4) термины.

Ответ: 1

 

2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:

1) метонимия;

2) перифраза;

3) синекдоха;

4) метафора.

Ответ: 2

 

3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:

1) гипербола;

2) аллегория;

3) литота;

4) восходящая градация.

Ответ:1

 

4. Художественное, образное определение – это:

1) эпитет;

2) метафора;

3) анафора;

4) олицетворение.

Ответ: 1

 

5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:

1) метафора, риторический вопрос;

2) эпитет, сравнение;

3) инверсия, литота;

4) риторическое обращение, градация.

Ответ: 4

 

6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:

1) парцелляция;

2) градация;

3) инверсия;

4) параллелизм.

Ответ: 1

 

7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:

1) сравнение;

2) эпитет;

3) метонимия;

4) метафора.

Ответ:3

 

8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:

1) метафора;

2) литота;

3) олицетворение;

4) эвфемизм.

Ответ: 3

 

9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:

1) аллегория;

2) градация;

3) инверсия;

4) эпифора.

Ответ:2

 

10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:

1) риторический вопрос;

2) риторическое обращение;

3) олицетворение;

4) эпитет.

Ответ:2

 

11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:

1) антитеза;

2) анафора;

3) эпифора;

4) лексический повтор.

Ответ:2

 

12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:

1) оксюморон;

2) антитеза;

3) антонимы;

4) анафора.

Ответ:2

 

13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:

1) фразеологизмы;

2) эллипсис;

3) индивидуально-авторские слова;

4) антонимы.

Ответ: 2

 

14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:

1) гипербола, литота;

2) анафора, эпифора;

3) антонимы, синонимы;

4) метонимия, синекдоха.

Ответ:4

 

15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:

1) риторический вопрос;

2) риторическое обращение;

3) олицетворение;

4) эпитет.

Ответ:2

 

16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это

1) пословица;

2) цитата;

3) поговорка;

4) афоризм.

Ответ:2

 

17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:

1) антитеза;

2) антонимы;

3) оксюморон;

4) зевгма.

Ответ:3

 

18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:

1) неологизмы;

2) разговорная лексика;

3) индивидуально-авторские слова;

4) термины.

Ответ:1

 

19. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;

2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;

3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;

4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.

Ответ:2

 

20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:

1) сравнение;

2) синекдоха;

3) метонимия;

4) метафора.

Ответ:1

 

21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).

1)оксюморон;

2) антитеза;

3) перифраза;

4) ирония.

Ответ:2

 

22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Сто лет с вами не виделись».

1) перифраза;

2) аллегория;

3) литота;

4)гипербола.

Ответ:4

 

23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).

1) метонимия;

2) перифраза;

3) сравнение;

4) синекдоха.

Ответ:2

 

24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)

1) эпифора;

2) эпитет;

3) синтаксический параллелизм;

4) риторическое восклицание.

Ответ:3

 

25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).

1) аллитерация;

2) аллегория;

3) ассонанс;

4) антитеза

Ответ:1

 

26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).

1) полисиндетон;

2) градация;

3) эллипсис;

4) ассонанс.

Ответ: 4

 

27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).

1) сравнение;

2) гипербола;

3) эпитет;

4) метонимия.

Ответ:4

 

28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«В двух шагах отсюда».

1) инверсия;

2) гипербола;

3) асиндетон;

4) литота.

Ответ: 4

 

29. Определите изобразительно-выразительные средства языка

«Только слышно на улице где-то

Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).

1) антитеза;

2) метонимия;

3) риторическое обращение;

4) умолчание.

Ответ: 2

 

30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Бегут по морю голубому

Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).

1) метафора;

2) сравнение;

3) аллегория;

4) метонимия.

Ответ: 1

 

31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).

1) антитеза;

2) градация;

3) оксюморон;

4) литота.

Ответ: 3

 

32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:

1) сравнение;

2) аллегория;

3) метафора;

4) метонимия.

Ответ: 2

 

33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:

1) сравнение;

2) синекдоха;

3) метонимия;

4) метафора.

Ответ: 4

 

34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:

1) сравнение;

2) метафора;

3) синекдоха;

4) оксюморон.

Ответ: 3

 

35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:

1) литота;

2) нисходящая градация;

3) метафора;

4) гипербола.

Ответ: 1

 

36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:

1) а, г

2) а, в, г

3) б, г, д

4) а, г, д

Ответ: 4

 

37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Вдали он подобен цветным парусам корабля».

1) сравнение;

2) эпитет;

3) метафора;

4) олицетворение.

Ответ: 1

 

38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Синий колокольчик спит в тени берёз»

1) эпитет;

2) олицетворение;

3) гипербола;

4) метафора.

Ответ: 2

 

39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».

1) олицетворение;

2) метафора;

3) эпитет;

4) сравнение.

Ответ: 1

 

40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Весь пароход сбежался».

1) метафора;

2) олицетворение;

3) метонимия;

4) эпитет.

Ответ: 3

 

41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Сыплет черёмуха снегом».

1) метафора;

2) метонимия;

3) сравнение;

4) эпитет.

Ответ: 1

 

42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«В сто сорок солнц закат пылал»

1) метафора;

2) эпитет;

3) гипербола;

4) сравнение.

Ответ: 3

 

43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».

1) гипербола;

2) сравнение;

3) метафора;

4) эпитет.

Ответ: 2

 

44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Серп луны за тучкой тает».

1) сравнение;

2) метафора;

3) олицетворение;

4) метонимия.

Ответ: 3

 

45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Кремль принял решение».

1) олицетворение;

2) сравнение;

3) метонимия;

4) эпитет.

Ответ: 3

 

46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Серый день ползёт уныло».

1) олицетворение;

2)сравнение;

3) гипербола;

4) метафора.

Ответ: 1

 

47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».

1) метафора;

2)сравнение;

3) олицетворение;

4) эпитет.

Ответ: 3

 

48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:

«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).

1) сравнение;

2) звукоподражание;

3) эллипсис;

4) однородные члены;

5) риторическое восклицание.

Ответ: 4 1

 

49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:

«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).

1) гипербола;

2) вопросно-ответная форма изложения;

3) асиндетон;

4) эпитет;

5) противопоставление.

Ответ: 2, 3

 

50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:

«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).

1) параллелизм;

2) олицетворение;

3) аллитерация;

4) оксюморон;

5) сравнение.

Ответ: 2 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: