С 1973 по 1980 год являлся главным режиссёром Кировского ТЮЗа.




ИЛИ

ЗОЛОТО ВОСПОМИНАНИЙ

(Послесловие к 80-летнему юбилею Театра на Спасской)

 

Вместо предисловия.

2014 год стал кризисным для всех театров нашего города потому что в 2013-14 годах из жизни ушли все прежние руководители.

Осенью 2013 умерла Ольга Алексеевна Симонова, в январе 2014 года – Вадим Анатольевич Афанасьев, в сентябре – не стало Евгения Кузьмича Степанцева.

Прервалась живая память, личная передача опыта, традиций, преданий, мифов, анекдотов об организации многолетней творческой жизни, строительстве самых нежных и важных организмов театра – актерских труппах. Когда из жизни уходят художники, яркие творческие личности –меняется нравственная атмосфера в городе.

Культура – это прежде всего творческо-этическое "нельзя", которое в силу таланта добровольно на себя накладывает каждый подлинный художник.

"Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным" (Пушкин).

Больше всего не хотят признавать никаких законов и громче всех вопят о свободе творчества профаны, недоучки, уверенные, что бумажка о высшем образовании дает им право управлять искусством. А управлять талантом нельзя – Божий дар дается свыше и человеческой воле неподвластен!

Культурные традиции по книжкам тоже не передаются– только живая человеческая энергетика протягивает культурный импульс из прошлого в настоящее. В преемственности традиций и живого духа труппы – главное золото воспоминаний наших народных. 30 лет они вместе с нами – зрителями – создавали уникальную театральную ауру Кирова. Поэтому и вспоминаем до сих пор "эпоху Бородина" и "время Клокова" в Кировском ТЮЗе.

В этой публикации я опираюсь на материалы, собранные фирмой "Имлайт". Своей памяти не доверяю, поскольку, в январе 1979 года переведенный директором из театра кукол в ТЮЗ, я вместе с Алексеем Владимировичем и Александром Павловичем сам активно учился строительству "свободного театра" и созданию атмосферы постоянного творчества.

К сожалению, на сайте Театра на Спасской не сохранились материалы и положительные рецензии на спектакли Б. П. Павловича, которые можно сегодня использовать для объективной оценки его творческого вклада в работу театра. Найденное интервью я даю в значительном сокращении. Поскольку сам не работал с Борисом Павловичем не могу дополнить напечатанное своим впечатлениями или замечания. Некоторые коллеги пытались обвинить меня в предвзятости к этому режиссеру, но я не сравниваю (да и не имею права сравнивать!) режиссерские таланты этих художников, меня интересует технология профессии главного режиссера.

Нынешний Год театра в России выявил три основные проблемы, лихорадящие все без исключения театры (и профессиональные государственные, и антрепризу, и театральное любительство):

- взаимоотношения театра с властью;

- единство со своей аудиторией;

- право и границы театрального эксперимента в государственных театрах России.

На этих болевых точках я и сосредоточил внимание

 

(Из Википедии)

Алексей Владимирович Бороди́н

— советский и российский театральный режиссёр, театральный педагог, профессор, художественный руководитель Российского академического молодёжного театра.

Народный артист РСФСР (1987), Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1985) и Премии Президента Российской Федерации (2016).

Алексей Бородин родился 6 июня 1941 года в городе Циндао.(КНР). В 1968 году окончил ГИТИС, курс Ю.А. Завадского и И. С. Анисимовой-Вульф.

С 1973 по 1980 год являлся главным режиссёром Кировского ТЮЗа.

С 1980 года является главным режиссёром, а с 1992 года художественным руководителем Российского академического молодёжного театра.

С 1971 года преподаёт в Российской академии театрального искусства. Среди его учеников: Е.Н. Редько, В.О. Чуприков, Т. Э. Весёлкина, Ч.Н. Хаматова, М. С. Полицеймако, А.Н. Васильев, Е.А. Галибина, Т. В. Матюхова, Н. А. Рощин, Н. В. Уварова, И.Н. Волков, И.Я. Низина, Е.В. Шамова.

 

Алексей Бородин

"КИРОВ – ЭТО СЧАСТЬЕ МОЕ"

Этот дом на углу улиц Дрелевского и Ленина настолько для меня родной и близкий, что я даже не могу вспомнить своего первого впечатления.

Я приехал в Киров летом, когда вся трупа театра была на гастролях. И хотя для меня все было вновь – и город, и театр, но мне как-то сразу было там хорошо и органично. Я приехал работать и мне очень хотелось работать. Не помню ни одного момента, который был бы каким-то тормозом или препятствием в моей работе, в моем вхождении в театр, в коллектив.

С тех времен и до настоящего времени у меня осталось это убеждение: если есть какие-то проблемы во взаимоотношениях, то это мои проблемы, это я виноват.

С труппой мы познакомились только осенью, я посмотрел спектакли репертуара, одни мне понравились больше, другие – меньше.

Но главное – я увидел и понял, что это был театр с историей, и это было очень важно, ведь театр, который не знает и не помнит своей истории очень многое теряет. А здесь была эстафета и были "старики" – знаменитые артисты, которых любил весь город и которые занимали свое особое место – Николай Евгеньевич Волохов, Раиса Ивановна Манихина, Игорь Владимирович Баскаков. В их поведении не было никакой чванливости, "позы", это были чудесные люди.

Вообще в этом смысле кировчане очень отличались какой-то своей органикой, естественностью, открытостью – это меня сразу подкупило. Я только знал, что в театре не так много молодежи, занялся этим вопросом, и в ТЮЗ пришло новое поколение актеров: Витя Цимбал, Толя Свинцов, Владимир Колесников, Марина Карпичева, Боря Сорокин, Леня Ленц, Света Видякина, Наташа Пряник, Володя Рулла.

Это было очень интересное время: много работы, (план вполне разумный и по возможностям театра, и по потребностям города), который нужно было выполнять. Мы выпускали по семь спектаклей в год.

Ватага, группа, компания, команда.

Театр был, конечно, бедный, но нас ничто не останавливало. Мы все делали очень дружно, сплоченно, были преданы своему делу и театру, каждый совершал что-то невозможное, какие-то маленькие чудеса. Мы работали, не видя преград, причем ничего не делалось для кого-то, во всем была органика, это были какие-то одержимые люди, настоящие сподвижники.

По моему приглашению в Кировский ТЮЗ приехал замечательный художник, мой друг Станислав Бенедиктов, с которым я познакомился еще в ГИТИСе. Стас стал приезжать в Киров и все спектакли выпускал с нами. Художник он совершенно особенный, выдающийся, всегда работавший с полной самоотдачей.

Актриса Ольга Алексеевна Симонова была секретарем парткома театра. Все партсобрания начинались вопросами: чем мы можем помочь театру, что можем сделать для пуска спектакля, кто какие обязательства по этому поводу возьмет на себя?


Я всю жизнь пропагандирую понимание театра как некоего сообщества людей, какой-то ватаги, группы, компании, команды – и в Кировском ТЮЗе нам это удалось сделать.


У руля.

В Смоленске, где я ставил свою преддипломную работу по пьесе Войновича "Два товарища" у меня был очень печальный опыт общения с обкомом. Получился открытый, веселый спектакль, а меня обвинили в формализме, антисоветчине. Разгром постановки был страшный, сняли главного режиссера и директора театра. Что они там творили!

А здесь в Кирове, в руководстве работали люди большой культуры, с огромным уважением к нашему труду – это просто удивительно. Секретарем обкома был Юрий Григорьевич Карачаров, заведующий отделом пропаганды и агитации обкома КПСС Павел Алексеевич Зыков.

...Однажды у нас в театре решили ставить рассказы Шукшина. Официально он запрещен не был, но относились к нему всегда настороженно, с опаской. Я отправился в обком к Зыкову спрашивать разрешения на постановку, и на мой вопрос Павел Алексеевич ответил: вы специалист, вы в этом лучше разбираетесь, вам и решать.

Начальником областного управления культуры работал замечательный человек Александр Дмитриевич Глушков. Его заместитель Ариадна Николаевна Закалата была нам как мать родная. В Кировском горкоме партии работал ее муж Алексей Тарасович Закалата. Это были удивительные люди, которые не только не мешали нам – но всячески поддерживали наши творческие поиски!

Театр-дом.

Чтобы создать театр, куда мы приходили как в дом, а не как в учреждение культуры, начинать нужно с контактов внутри коллектива, причем не только между актерами, но и со всей административно-постановочной частью. Если единство между нами есть – значит, когда мы начнем готовить спектакль, у нас возникнет контакт. А потом, может быть, он возникнет в зрительном зале между зрителями, а затем – и это самое главное, ради чего театр и существует – установится связь между залом и сценой.

Во мне эта идея жила еще со времен моей учебы, моих мечтаний о театре – и до сих пор живет во мне убеждение, что театр имеет смысл не просто развлекательный, не просто поучительный, а что это такое место, куда могут прийти любые люди. Но только чтобы они пришли по собственному желанию, по собственному интересу – а интерес этот надо возбуждать и поддерживать.

Не все знают, что театр может быть очень серьезным местом, где можно много чего приобрести, много чему научиться – серьезным не в плане занудства, а в плане ощущения жизни, всей ее кровеносной системы – все это люди могут почувствовать через театр, в театре.

Культпоходы.

Основным принципом формирования зрительного зала в то время являлись культпоходы: дети приходили в театр классами и смотрели спектакль.

Эта проблема всех детских театров. Я занимался этим вопросом, и здесь мне очень помог Зиновий Яковлевич Корогодский. Я стал последователем его идей и был рад нашему знакомству и общению. Зиновий Яковлевич подробно разработал педагогическую часть, передал нам правила, по которым работала его методика, и мы стали внедрять ее у себя.

Это была одна из наших основных задач – сломать понятие культпохода.

В зале должно обязательно формироваться новое сообщество людей. Нет ничего хуже, когда в театр приходят классы, коллективы и устраивают посиделки – нет тогда живого настоящего театра, не может быть живого контакта сцены и зала, артистов и зрителей! Только когда ты пришел в театр сознательно, а люди, которые окажутся рядом, будут тебе незнакомы – только тогда появится новая общность, а театр во всем своем величии будет иметь смысл.

Мы начали эту большую работу и, надо сказать, что на это у меня уходила половина времени. Я был знаком практически с каждым директором школы в Кирове. Мы ездили на родительские собрания, выступали на школьных конференциях, устраивали встречи с артистами, водили экскурсии по театру.

Заведующей педагогической частью у нас была Вера Сергеевна Федорова. Вспоминаю наши московские гастроли. Мы играли в Московском ТЮЗе. Пожилые капельдинерши, познакомившись с нами поближе, говорили: заберите у нас всю педагогическую часть (а у них она была очень большая!) и отдайте нам одну вашу Веру Сергеевну!

 

Уровень.

Поступив в Кировский ТЮЗ, я сразу же попал в тюзовское братство. Это была лаборатория театров для детей и юношества при Всероссийском театральном обществе, а вели эту лабораторию ни больше ни меньше – Мария Осиповна Кнебель! Я был последний, кого она приняла под свое крыло.

Это была потрясающая лаборатория, очень сильная, она проходила два-три раза в год. Мы собирались и, кроме того, что нас были занятия, мы еще ездили во все города: к Шапиро в Ригу, в Горький – к Наравцевичу, к Короготскому в Ленинград.

На второй год моей работы в Кирове вся лаборатория приехала к нам: Мария Осиповна Кнебель, Зановий Яковлевич Корогодский, Лев Додин, Владимир Кузьмин, Адольф Шапиро, Юрий Жигульский. Мы с Еленой Михайловной отчитывались, показывали свои спектакли.

Атмосфера этих встреч всегда была невероятной. После спектаклей и обсуждений устраивались чаепития, веселые капустники: "Обновили в ТЮЗе мебель – едет флот Марии Кнебель. И беленые фасады их приезду очень рады..."

В театре мелочей

не бывает.

Ежедневная жизнь театра – помимо наших художеств, идей и взлетов – состоит из бесконечного количества труда, бесконечного количества дел – и так все время. Без этого никогда ничего не будет.

С самого начала я был уверен, что буду делать не просто так какие-то пьесы. Уже на второй год работы мы поставили "Жизнь Галилея" Брехта, позднее "Ревизора" Гоголя, "Вестсайдскую историю" Артура Лорентса. То же относилось к детским спектаклям: мы старались чтобы они были на определенном уровне.

Во многом определяющую для нашего театр роль сыграл Станислав Бенедиктов, потому что уровень культуры театра, уровень художественного осмысления и преломления через творчество зависят в большой степени от пространства, созданного художником.

Еще очень важным, как мне кажется, был тот факт, что мы не чувствовали никакой оторванности от столиц – от Москвы в частности.

Существовало Всероссийское театральное общество, и раз в год в театр приезжала большая группа критиков, приезжала надолго, смотрела все спектакли, подробнейшим образом обсуждала.

Анатолий Миронович Смелянский в то время работал завлитом Горьковского ТЮЗа, он приезжал к нам два-три раза в год, читал лекции по вопросам современного театра, смотрел спектакли, обсуждал их. У нас не было ни малейшего комплекса, что мы в провинции.

Признание.

Киров для меня – родной город и Кировский ТЮЗ – родной театр.

Я вспоминаю Вятку как свою творческую родину, ведь понятие модели театра, который я пытаюсь в течение многих лет делать здесь в Москве – все это было сформировано там и создано вьявь. Когда я учился в ГИТИСе, ставил спектакли в Смоленске, в Орджоникидзе, но настоящая работа началась только в Кирове.

Здесь пошла в школу моя дочка, родился мой сын, и очень гордится, что его место рождения – Киров. Понятие этого города, совершенно для меня родного и совершенно прекрасного – осталось в сердце.

...Я приехал в Киров летом, когда он был весь зеленый (сейчас чуть другой, но это естественно), но больше всего я люблю город зимой. Это то-то волшебное: сугробы, эти домики замечательные, река Вятка – как мы гуляли там с дочкой, все это какое-то чудо, это счастье, Киров - это счастье мое.

По существу, у меня много было после этого – интересного, настоящего, но самое какое-то сказочное время – не сладко сказочное, а связанное с делом – это было, конечно там – в Кирове.

 

(Со страницы на сайте РАМТа)

БЕНЕДИКТОВ Станислав Бенедиктович

народный художник России,

лауреат Госпремии России,

лауреат Премии города Москвы,

член-корреспондент Российской Академии художеств

Главный художник РАМТа.

Профессор кафедры "Технология художественного оформления спектакля" Школы-студии МХАТ".

Станислав БЕНЕДИКТОВ окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова по специальности художник-живописец в 1973 году.

С 1973 по 1977 год работал преподавателем Московского художественного училища Памяти 1905 года, где в 1977 году выпустил курс театральных художников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: