ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чепелевская А.В.
Филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
в г. Череповце
Российская Федерация,162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Сталеваров,44.
https://www.chereng.ru; Е-mail: an.tchepelevsckaya@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации и эмоционального состояния детей-сирот, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Делается вывод о целесообразности корректировки эмоционального состояния у детей-сирот в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования и необходимости в разработке эффективных программ по адаптации их при поступлении в образовательное учреждение.
Ключевые слова: Сиротство, дети- сироты, процесс обучения, образовательные учреждения, среднее профессиональные учреждения, социализация, адаптация, социум, исследование, диагностика, детский дом, подростковый возраст.
С |
иротство – социальное явление, которое обусловлено наличием в обществе детей, оставшихся по каким- либо причинам без попечения родителей, без своего семейного окружения, без родного очага. Социальное сиротство на данный момент времени является одной из главных проблем современной России.
Причинами этого явления являются: экономический спад в государстве, увеличение числа бедных граждан, нарастание в связи с этим конфликтных ситуаций и обстановок в семьях, жестокое обращение с детьми, не любовь к детям, аморальный образ жизни некоторых слоев общества и т.д. Наиболее частая причина для отказа от ребенка и передача его в детский дом является отсутствие возможности обеспечивать и воспитывать его, отсутствие жилья.
|
Проблема адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе после выпуска из детского дома наиболее острая задача для государства. Перед выпускниками детских домов появляются серьезные социально-психологические препятствия, связанные с вливанием их в чуждую им среду социума.
Изучению сиротства как социального явления, исследованию особенностей в эмоциональной сфере детей-сирот и их адаптации в социуме посвящены многочисленные труды, как отечественных, так и зарубежных ученых. Дж. Боулби изучал сиротство и исследовал развитие ребенка, растущего вне семьи, в детском доме. В России большой вклад в изучение теоретических и практических аспектов социального сиротства внесли В.И. Слуцкий, Г.В. Семья, И.Ю. Дементьева, И.Б. Назарова, Г.М. Иващенко, Е.И. Морозова, В.В. Беляков, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.И. Божович и др.
Проблема социального сиротства наиболее актуальна и требует дальнейшего изучения. Необходимы новые подходы к ее решению, новые мероприятия, направленные на улучшение данной ситуации в обществе.
Переход во взрослую жизнь – важный и ответственный момент в жизни любого подростка, независимо от его статуса. Этот период связан стрессами, переменами и подростковым кризисом.
Вчерашнему выпускнику детского дома нелегко привыкнуть к самостоятельному существованию в чуждом ему социуме. Не каждый может вовремя осознать, что только он сам теперь несет ответственность за свое будущее и за свою жизнь.
|
Как и подростки из благополучных и относительно благополучных семей, они пытаются разобраться в себе и определить свой дальнейший жизненный путь.
Обязанность нашего государства – это обучение, воспитание, обеспечение этих детей-сирот самым необходимым (одеждой, финансами, жильем и т.д.). Но, несмотря на это, самостоятельная взрослая жизнь ставит перед ними порой такие препятствия, к которым в реальности они не готовы и поэтому не могут с ними справиться. Проблема выпускников сиротских учреждений – это в первую очередь социально-психологическая их неадаптированность в социуме.
Свойство их личности, которое наиболее часто наблюдается у выпускников – это инфантилизм, незнание и неприятие самого себя. Наблюдается неспособность к сознательному выбору своей судьбы, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения, плохое эмоциональное состояние. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодые выпускники детских домов часто не воспринимают образовательную деятельность в учреждениях среднего профессионального образования как необходимое средство для дальнейшего существования, и поэтому не настроены на учебно-профессиональный вид деятельности. Отсутствие в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
г. Череповца систематической работы и программы по адаптации поступивших детей-сирот, и отсутствие сопровождения их психологической помощью приводит в дальнейшем к неэффективному их обучению и усвоению ими профессиональных умений и навыков в процессе обучения. Вследствие этого возникают трудности и неприятности в трудовой деятельности на предприятиях.
|
Многие исследователи в данной области, которые изучали эту проблему пришли к выводу, что на социализацию детей-сирот в процессе обучения в техникуме и адаптацию их при поступлении в образовательное учреждение влияет их эмоциональное состояние. Автором было проведено исследование, в котором приняли участие 19 человек детей-сирот, возрастом 15-17 лет. Из них 10 юношей и 9 девочек.
В исследовании использовались несколько методик – это тест Люшера, проведение проективных методик таких как: тест «Автопортрет», адаптированный Р. Бернсом; «Несуществующее животное»; «Кактус»; тестирование по методике для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хейма; проведение опроса с помощью опросника «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.
В результате исследования было выявлено, что сиротами чаще всего используются неадаптивные стратегии – это дистанцирование, конфронтация; диагностируется стрессовое состояние, высокий уровень тревожности и агрессии. В процессе наблюдения за сиротами на лекциях в образовательном учреждении можно наблюдать такие черты личности как уход в себя. В общежитии, где они проживают и проводят большую часть времени после учебных занятий можно наблюдать в их поведении такую черту характера как эскапизм, избегание от проблем и неприятностей.
Успешность процесса социализации детей-сирот зависит не только от внедрения в ее практику современных форм, но и от актуальных методов, которые используются в традиционных интернатных заведениях. При этом современные ученые, например, социолог С.В Григорьев и педагог О.A, Казанский, убеждены, что метод всегда универсален, а ведущим принципом его применения, в том числе и в процессе социализации личности, должен явиться индивидуально-ориентированный подход [2, с.96]. Академик B.C. Мухина считает, что относительно детей-сирот актуальным является использование группы коррекционно-развивающих методов (арт-терапия, сказ-ко-терапия, музыкотерапия, танцетерапия, ритмико-терапия, физкультурно-оздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия и многие другие). По ее мнению, игровая деятельность выступает наиболее доступным и эффективным методом социализации ребенка, связанным с инициативой, фантазией, выработкой собственной активной позиции. Так как игра по своей сути социальна, она является действенным средством воспитания у детей-сирот социальных навыков и умений, открывает просторы для моделирования социальных отношений, дает уникальные возможности в процессе физического и нравственного воспитания [3, с.11].
В настоящее время в игротерапии получают своё развитие и компьютерные методы и технологии. Компьютерные игры способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолению страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые формируют умение удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые игры), позволяют проигрывать экстремальные состояния (автомобильные гонки и другие симуляторы). Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности компьютерной игры. Педагоги уверены, что качество многих игр в настоящее время очень низкое: у детей не развиваются коммуникативные навыки, а эмоционально-волевая сфера задействуется слабо. Кроме того, в настоящее время многие дети отводят игре на компьютере всё свободное время, воспринимая компьютер как единственное средство общения с миром.
Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных учреждений необходимо заложить не работу по преодолению причин самого явления сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1, с.53-58].
Литература
1. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. 2011. № 1. С. 53-58.
2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания» Научно-методическое пособие М.; Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
3. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 2002. С.11.3.
References
1. Abalmasov V. A. Socialization of children-orphans and children left without parental care in an orphanage: a sociological analysis of the problem // Sociosphere. 2011. No. 1. P. 53-58.
2. Alekseeva L. S., Menovshchikov V.Yu. Social patronage of the family in the system of social service" Scientific-methodical grant M.; National Institute of family and education, 2000. 160 p.
3. Mukhina V. S. the peculiarities of development of personality of children brought up in institutions // Education and development of children in an orphanage. M., 2002. P.11.3.