Лавировка и виды поворотов




Лавировка:

Большинство парусных судов против ветра не ходит. В этом случае они вынуждены лавироваться, то есть ходить острыми курсами, меняя при повороте правый галс на левый и наоборот. Получается зигзагообразное движение яхты против ветра. Как правило, используются повороты оверштаг, позволяющие сменить галс без потери высоты. Повороты фордевинд на лавировке используются только в случае, если оверштаг невозможен или затруднен.

Навигация при плавании в лавировку:

Когда яхта идет одним галсом, штурман прокладывает курс по направлению к своей цели и рулевой правит на нее. Но при плавании в лавировку курс определяется направлением ветра, и штурман только записывает информацию и ведет прокладку по продиктованному ветром курсу. Недостаточно полагаться на способность рулевого держать постоянный курс - крутой бейдевинд, надо учитывать, что неожиданное изменение направления ветра может как улучшить, так и ухудшить ситуацию.

Линии ограничения галсов:

Чем сильнее отклоняется яхта от линии, направленной прямо на объект, расположенный с наветренной стороны, тем более вероятно, что она встретится с изменением направления ветра. Поэтому штурман, планируя переход, должен прокладывать курс яхты так, чтобы она не отходила далеко от этой линии. Сначала на карту наносят линию направления истинного ветра (от объекта). Затем проводят линии ограничения галсов, между которыми яхта будет идти в лавировку. На рисунке показаны два способа нанесения ограничительных линий в зависимости от того, будет лавировка короткой или длинной; можно использовать и комбинированный способ.

Использование заходов ветра:

Штурман должен предвидеть изменение ветра. Если перемены ветра не ожидается, линии ограничения галсов проводят на одинаковом расстоянии или под равным углом от линии ветра с каждой стороны от нее. Если предвидится значительное изменение ветра в каком-то одном направлении, линии ограничения галсов проведите так, чтобы наиболее выгодно использовать изменение ветра.

 

Линии ограничения галсов могут быть либо расходящимися от объекта, либо параллельными направлению ветра. Чтобы выиграть в пути при изменении направления ветра, используйте линию ветра как первую линию ограничения галса и проведите другую со стороны предполагаемого изменения (отхода) ветра. Когда ветер изменится окончательно, можно держать курс непосредственно на объект.

 

Курсы движения относительно ветра:

Курс – показывает, под каким углом относительно ветра вы движетесь. В парусном деле существует курс относительно ветра – угол между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным.

Левентик (le vent) - положение относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Галс – положение относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Соответственно правый галс – правая нога или рука впереди, то есть вы всегда стоите спиной против ветра, и движение в правую сторону – правый галс, в левую сторону – левый галс.

Бейдевинд (bij de wind) - острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

Полными курсы считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к направлению движения. К таким курсам относятся:

Галфвинд (halve wind), или полветра - ветер дует под углом от 80 до 100°.

Бакштаг (bakstag) - ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг).

Фордевинд - тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

 

Поворот оверштаг:

Это основной поворот при лавировке. Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость, особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели необходимую практическую выучку.

 

Поворот оверштаг на современных яхтах с удлиненным бермудским вооружением от первого движения рулем до того момента, когда судно ложится на новый галс, происходит в считанные секунды. За это время нужно не только положить руль, но и своевременно отдать и вновь выбрать стаксель-шкоты, раздать один бакштаг и вовремя закрепить другой. Обычно во время поворота рулевой ограничивается двумя командами.

По первой команде - «К повороту оверштаг приготовиться!» или просто - «К повороту!», которая подается заблаговременно, экипаж яхты или состав ходовой вахты занимает свои места. Подветренный стаксель-шкот отдают с утки и берут на руки, а в сильный ветер одним шлагом оставляют на утке, готовят к перемене галса бакштаги. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и увеличивает скорость.

По второй команде - «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот и выбирают подветренный бакштаг, который крепят в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем сразу же отдают бывший наветренный бакштаг и выбирают ставший подветренным стаксель-шкот.

Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными гика-шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет судно до курса крутой бейдевинд.


Поворот через фордевинд:

Этот поворот осуществляется по ветру и на острых и на полных (бакштаг и фордевинд) курсах.

На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-либо препятствие - мель, судно и т. п. - и поворот оверштаг сделать нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала увалиться до курса чистый фордевинд, затем пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе. Исполненный таким образом поворот позволяет судну спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на ветре.

 

На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая кормой линию ветра.

Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый, либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс, периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое плавание под парусами называют «лавировкой на попутном» ветре» (или лавировкой на фордевинд.

Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд - довольно трудный по сравнению с поворотом оверштаг маневр, а в сильный ветер - даже опасный. При неуверенном управлении рулем или нечеткой работе на шкотах и бакштагах могут быть порваны паруса или поломан рангоут. Действия рулевого и работа экипажа при повороте через фордевинд следующие:- по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!» готовят и очищают шкоты и бакштаги; на бакшта-гах обязательно должны работать два человека;- по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые выбирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости. В это время сначала обтягивают и крепят бывший подветренным бакштаг, а затем отдают бакштаг, бывший наветренным. Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.


Морские термины:

АКВАТОРИЯ - участок водной поверхности.

БАК - надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть палубы (см. фордек).

БАКЕН - плавучий знак навигационной обстановки, устанавливаемый на якоре на границе фарватера или судового хода, преимущественно на реках.
БАКШТАГ- 1. Курс, когда угол между ДП яхты и направлением линией ветра более 90* и менее 180*; 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту к борту и в корму; 3. Для бушприта - см. ватер-бакштаги 180*.
БАЛЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т.д.)..
БАНКА - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для распорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров.
БАР - 1.Единица давления. 2.Валообразная наносная отмель в прибрежных районах.
БЕЙДЕВИНД - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90*. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45*, полный-больше 60*.
БЕНЗЕЛЬ- перевязка двух толстых тросов линем или каболкой.
БЕСЕДКА- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.
БОРА- сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов гор у моря.
БОРТ- боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня.
БОРТОВЫЕ ОГНИ- судовые навигационные огни обозначающие борт судна(правый - зеленый, левый - красный).
БРИЗ- ветер в прибрежных районах, который в течении суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с суши на море)..
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы.
БУЙ - 1.Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на мертвом якоре. Служит, как правило, для ограждения опасных мест, а также для указания осей, сторон, и поворотов рекомендованных фарарватеров. 2.Плавучесть, соединенная через буйреп с мертвым якорем. Используется для швартовки яхт.
БУКСИРОВКА - тяга одного судна (буксируемого) другим судном (буксиром) с помошью буксирного троса (буксира), или методом толкания, или лагом (буксировка судна ошвартованного бортом к буксиру)..
БУХТА - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами.
БУХТА ТРОСА - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра.

ВАНТЫ-снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса.
ВАТЕР-БАКШТАГИ - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты.
ВАТЕРЛИНИЯ - 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ- продольный стержень якоря.
ВЕХА- плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика или другой топовой фигуры.
ВЫБИРАТЬ - подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить.
ВЫБЛЕНКА- 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел.

ГАВАНЬ- защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.

ГАЛС- 1. Курс яхты относительно ветра без учета угла к ветру. Различают правый и левый галсы, по названию борта, в который дует ветер. 2. Снасть, талё, с помощью которых удерживается нижний, наветренный угол паруса- галсовый.

ГАЛФВИНД- курс относительно ветра,когда угол между ДП яхты и направлением ветра составляет 90* (полветра).

ГАРДЕЛЬ- снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев и гафелей.

ГИК- горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого поруса и носит его название (грота-гик, бизань-гик и т.д.). Оснащается: гика-шкотом, топенантом, оттяжкой гика, завал-талями. Для растягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкот, бизань-шкот и т.д.)ё, а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом. Гик для передних парусов (стаксель-гик, кливер-гик) опирается через вертлюг на фитинг у своего штага. См. также спинакер-гик..

ГИТОВЫ- снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и мачте при его уборке.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ- максимальное расстояние на котором можно увидеть предмет в море. Различают геометрическую, оптическую и метеорологическую дальности видимости.

ДЕВИАЦИЯ- (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стрелки, картушки) компаса от направления магнитного меридиана под действием собственного магнитного поля судна.

ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости.

ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.

ДРЕК- шлюпочный якорь.

ДРЕКТОВ- якорный канат шлюпочного якоря.

ДРЕЙФ- снос движущейся яхты с линии её курса под влиянием ветра, без учета течения. Дрейф измеряется углом дрейфа, заключённым между кильватерной струей (линией пути) и ДП яхты.

 

ЗАЛОЖИТЬ- 1.Закрепить конец, трос. 2.Заложить галс (жарг.)- продолжительное движение одним галсом.

ЗЕНИТ- на вертикале, точка пересечения перпендикуляра через наблюдателя к плоскости горизонта.

ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ- ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи).

 

ИСТИНЫЙ КУРС- курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации.

КАБЕЛЬТОВ- расстояние в 1\10 часть морской мили (= 185,2 м).

КАЧКА- колебания яхты под воздействием волн, разделяется на продольную (килевую), и поперечную (бортовую).

КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна.

КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ- след на поверхности воды позади идущей яхты..

КНОП- узел в виде утолщения на конце троса.

КОМПАС (магнитный)- навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля.

КОМПАСНЫЙ КУРС- курс яхты по компасу.

КОНЕЦ- 1.Не металлический трос на яхте. 2.Собственно концы снасти, один из которых

коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый).

КОРМА- оконечность яхты, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем (контратимберсом) и транцем (при его наличии).

КРЕН- наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной оси).

КУРСОВОЙ УГОЛ- горизонтальный угол между ДП яхты и направлением на ориентир.

КУРС ЯХТЫ- горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы.

КУРС ЯХТЫОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА- угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса).

ЛАВИРОВКА- передвижение яхты к цели, находящейся “наветру” курсами бейдевинд,

периодически меняя галсы (зигзагом).

ЛАГ- прибор (устройство) для измерения скорости (пройденного расстояния) судна.”.

ЛЕВЕНТИК- положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать..

ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ- находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного движения.

ЛИНИЯ ПУТИ- линия, по которой фактически перемещается судно относительно грунта, с учетом дрейфа и сноса.

ЛЮВЕРС- круглое отверстие в парусе, тенте и т.д., оплетённое тросом или обжатое

металлическим кольцом.

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ- угол между географическим и магнитным меридианами в

рассматриваемой точке земной поверхности. Положителен при восточном склоне-

нии, отрицателен при западном.

МАГНИТНЫЙ КУРС- курс с учетом магнитного склонения.

МАРКА -1.Способ заделки конца троса. 2.Отметка на снасти, лине.

МАЧТА- вертикальное рангоутное дерево, возвышающееся над верхней палубой и рас-

положенное, как правило, в ДП судна. На яхте служит для постановки парусов.

МАЯК- навигационное сооружение с источником света и своей характеристикой огня,

служащее для опеделения местоположения судна.

МЕРНАЯ ЛИНИЯ (МИЛЯ)- участок прибрежной акватории со специальными створными знаками на берегу, предназначенный для замеров скоростей и ошибок лагов.

МИЛЯ (морская)- единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана (1852 м.).

МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ- сборник различных таблиц, необходимых для решения навигационных и астрономических задач.

НАБОР КОРПУСА ЯХТЫ- совокупность поперечных и продольных балок, составляющихостов яхты и опору для обшивки.

НАВАЛ- касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив предва-

рительно собственную инерцию.

НАВЕТРЕННЫЙ (борт, шкот и т.д.)- находящийся ближе к ветру. Противоположный бортподветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер.

НАВИГАЦИЯ- 1.Мореплавание, судоходство. 2.Раздел курса судовождения..

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ- способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при

затоплении одного или нескольких отсеков.

НОС- передняя оконечность судна.

НУЛЬ ГЛУБИН- условная поверхность, от которой исчисляются глубины, приведенные

на морских картах. За н.г. принимают средний многолетний уровень моря, а в

приливных водах - наименьший возможный уровень.

ОБВОДЫКОРПУСА- внешние очертания корпуса яхты, во многом определяющие ходовые качества, остойчивость и мореходность, массу корпуса, водоизмещение, вместимость и т.д. В основном подразделяются на традиционные (с удлинённым килем) и современные плавниковые (швертботного типа) обводы.

ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными гео-

графическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).

ОГОН- петля на конце троса.

ОДЕРЖИВАТЬ- замедлять поворот яхты, инерцию при швартовке, не допускать навал.

ОСАДКА- заглубление яхты.

ОСНАСТКА- 1.Система снастей на яхте - стоячий и бегучий такелаж. См. также-вооружение яхты. 2.Процесс крепления коренных и проводка ходовых концов снастей.

ОТВАЛИТЬ- отойти на яхте от причала или другого судна.

ОТДАТЬ- отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бро-

сить его в воду и растравить якорный конец (цепь).

ОТМЕЛЬ- мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты..

ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие основного корпуса яхты по всей её длине.

ПЕЛЕНГ- угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью,

проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, раз-

личают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги.

ПЕРЕБОРКА- стенка, разделяющая внутреннее пространство яхты на отсеки (помеще-

ния), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка учасвует

в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении

непотопляемости судна.

ПЕРО РУЛЯ- плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание

поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Распологается

в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля..

ПИРС- пристань на сваях, установленная под углом к линии берега.

ПЛАВУЧЕСТЬ- положительная, если яхта остается на плаву при полном затоплении.

РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*).

РУМПЕЛЬ- рычаг, жестко закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси.

РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на

берегу для хранения яхтенного имущества.

СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных

светил и углов на земной поверхности

СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между

ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.

СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой толщины.

СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой парус.

СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы

со щитами, пирамиды ит.д.), предназначенные для указания направления, ширины

фарватера, а также для разметки мерной линии.

СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое ставится

мачта своим шпором.

СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которуе должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки..

ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами.

Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фор-

дуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий таке-

лаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий

такелаж парусов (фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.)..

ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное

действие - выбирать.

ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных,волокнистых

материалов или из стальной проволоки.

УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился.

УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ- способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во

многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа.

УСТОЙЧИВОСТЬ (на курсе)- способность яхты не отклоняться от основного курса. Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа.

УТКА- двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца троса.

ФАЛЬШБОРТ- пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение борта.

ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.

.

ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём..

ХОДИТЬ (на яхте)- находиться на борту яхты во время плавания. См. также - на ходу.

 

ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала

или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.

ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, пред-

назначенное для швартовки.

ШТЕРТ - короткий и тонкий трос для вспомогательных работ.

ШКОТ- снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого

паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удержи-

вает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснаща-

ются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.

ШЛАГ- один полный оборот троса вокруг чего-либо.

ШТАГ- снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепдяющая мачту

с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг,

между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки пару-

са, то он получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий топы

мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг.

ШТОК- стержень поперек веретена якоря.

ШТУРВАЛ- орган управления движением по курсу в виде колеса, соединённого с рулём.

ШТЫК- элемент морского узла..

ЯЛ - многовёсельная (более двух) шлюпка военного флота


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: