Характеристика профессионально-этической системы




 

Сущность профессиональной этики может быть представлена следующими положениями.

1. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей на основе общей морали. Она является открытой саморазвивающейся системой. Основными детерминантами профессиональной этики являются:

– тип общества, уровень развития человеческого сознания

– господствующая в обществе система моральных отношений, идеалов, ценностей

– особенности и уровень развития профессиональной деятельности.

2. Чтобы быть достаточно эффективной формой регламентации профессиональной деятельности, профессиональная этика должна отражать сущность и специфику конкретной профессии, повышая результативность и качество деятельности.Цельюэтики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.

3. Профессиональная этика систематизирует накопленный этический опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности.

4. Моральная регуляция не является автономным видом регуляции профессиональной деятельности. Она дополняет и усиливает действие других форм регуляции (зарплата), влияя на их смысл, содержание путем сопоставления целей, средств, результатов деятельности с представлениями о человеческом благе, добре, зле, справедливости и др.

5. Профессиональная этика всегда ориентирована на содействие достижению социально-значимого результата профессиональной деятельности.

6. Границы профессиональной этики достаточно широкие: не достаточно ориентироваться только на интересы какой-либо группы людей (клиентов), необходимо прогнозировать результаты своей деятельности для государства, общества в целом, особенно в условиях глобализации, и нести за них ответственность.

7. Основными задачами профессиональной этики являются:

1) воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала;

2) содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

Этика социальной работы требует от специалистов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов – от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и профессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в корпоративных или личных корыстных интересах.

Для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев индивидуальной и коллективной ответственности социальных работников. Любая профессиональная группа стремится к поддержанию и сохранению своих собственных узкопрофессиональных интересов: повышение престижа и статуса профессии, получение субсидий на развитие профессиональной деятельности и т.д. Однако реализация этих интересов будет оправдана лишь в том случае, если она будет находиться в русле решения профессиональных и социальных проблем. Поэтому усилия профессиональной этики социальной работы направлены на то, чтобы не допустить противоречия между корпоративными интересами и целями профессиональной деятельности, а также интересами общества и каждого его члена.

Таким образом, объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основными категориями этики социальной работы являются: профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

1. Этические отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Это отношения между: самими социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами; социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

2. Этическое сознание – субъективное отражение морали. Эта особая форма осознания специалистом социальной действительности получает специфическое нравственное обоснование: поведение и деятельность рассматриваются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а значит, с точки зрения нравственности, и самого социального работника. В силу этого профессиональная деятельность конкретного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социальному работнику, так как предоставляет ему возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки.

3. Этические действия – это действия и даже намерения совершить действие, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждое действие может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Ответственность за разработку плана или программы этически приемлемых действий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Несмотря на то, что клиент – полноправный участник обсуждения вариантов решения проблемы и даже обладает правом «вето», именно социальный работник определяет порядок действий и несет за это ответственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых действий, разъяснял их сущность.

С точки зрения профессиональной этики важно рассмотреть категории цели, мотивов, средств, результата и легитимизации социальной работы.

По мере развития представлений о сущности социальной работы изменяется понимание ее цели. Международная Федерация социальных работников (МФСР) обязуется каждые 10 лет вносить поправки в общее определение социальной работы, в котором отражается и основная цель деятельности. Так, в 2009 году было признано, что социальная работа ставит своей основной целью «обеспечить для каждого человека возможность максимально реализовать свой потенциал, сделать его жизнь более полной и предотвратить нарушения». В данной формулировке четко прослеживается направленность на человека как высшую ценность социальной работы.

Учитывая, что в ЛНР профессиональная социальная работа проходит этап становления, она определяется как «профессиональная деятельность по социальному обслуживанию населения и социальной защите отдельных людей и социальных групп населения, страдающих социальной недостаточностью или повышенным риском таковой, посредством мер профилактики ограничений жизнедеятельности личности в социальной среде; реабилитации и ресоциализации; социальной помощи и поддержки» (Образовательный стандарт специальности «Социальная работа» (по направлениям), 2011). Акцент на социальном обслуживании населения и социальной защите отдельных людей и целых социальных групп указывает на то, что они выступают как объекты деятельности специалистов, пассивные «потребители» социальных услуг.

Зададимся вопросом: что для человека большее благо: помочь ему стать самостоятельным и независимым, активизируя его внутренние ресурсы, или обслуживать и защищать его, совершенствуя способы и средства защиты? Ответ следует искать в сущностных характеристиках человека как личности. Клиент, как правило, формулирует свою цель более конкретно. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой. При этом социальный работник, оценивая этическую приемлемость цели, планируя конкретные действия по решению проблем клиента, берет на себя личную ответственность. В том случае, если социальный работник оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его социального окружения, для общества как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации данной цели или изменить цель, ондолжен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.

Мотивация. Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности, собственных желаний. К нравственным мотивам его профессиональной деятельности следует отнести:

– стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, быть нужным людям;

– подчиненность чувству долга — человеческого, профессионального;

– потребность в достижении определенных социально значимых идеалов;

– реализация общечеловеческих и профессиональных ценностей и др.

Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее привлекает не только людей, делом жизни которых стало оказание помощи нуждающимся. В силу различных причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реализовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она вызвана внешней мотивацией:

– удобный по времени режим работы;

– приемлемый размер заработной платы;

– доступ к различным услугам, контактам;

– удовлетворение повышенной потребности в общении и др.

Как любая другая, деятельность социального работника может быть полимотивированной. Тогда этической оценке подлежат доминирующие мотивы, которыми он руководствуется при выполнении профессиональных обязанностей.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легитимные средства – от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых – «не навреди». Несмотря на то, что цель, поставленная работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности. Для достижения поставленных целей необходимо выбирать только узаконенные, имеющие высокую моральную ценность средства. Роль «благородного разбойника» в социальной работе недопустима!

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (специалист) или социальная служба официально опирается в своей деятельности. Это:

– законы, касающиеся социальной работы

– должностные инструкции

– Положение о социальной службе

– приказ или инструктивное письмо вышестоящего органа социальной защиты или местных органов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ, содержание которого должно отвечать критериям нравственности и ни в коем случае не может противоречить общим целям и задачам, единым для всех социальных служб и системы социальной защиты в целом, действующему законодательству.

Помимо официальных документов, регламентирующих деятельность социальных служб и конкретных социальных работников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимодействия, порядке совместных действий. Это может быть:

– договор, заключенный клиентом или от имени клиента с социальной службой

– заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его интересы) в адрес социальной службы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: