Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.
Классификация функций этики социальной работы осуществлена Г.П. Медведевой. Автор выделяет 3 группы функций.
– 1 группа – социальные функции. Они соответствуют задачам социальной работы, которые возложены на нее обществом и государством: поддержание ценностного содержания профессии; посредничество и согласование интересов профессиональной группы и общества; создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования данного вида деятельности; реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности.
– 2 группа – профессионально-практические функции. Их суть состоит в оказании непосредственного влияния на эффективность и качество работы социального работника (специалиста). Они имеют первостепенное значение для самой профессиональной группы и включают в себя:
превентивную – предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
организационную – служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
регулятивную – вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;
координирующую – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
оптимизирующую – способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
прогностическую – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
санкционную (контролирующую) – служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
– 3 группа – нравственно-гуманистические функции. Они отражают то влияние, которое оказывает профессиональная этика на личность социального работника (специалиста) и клиента. К данной группе относятся:
оценочная – дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;
мотивационная – служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
регламентирующая – направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
воспитательная – служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника (специалиста), так и клиента и его социального окружения;
коммуникативная – служит средством общения между специалистами и их клиентами;
стабилизирующая – способствует стабилизации отношений социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений; способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;
информационная – приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
социализирующая – служит приобщению социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной этики социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью. Реализация функций должна осуществляться в соответствии с критерием моральности. Под критерием моральности (нравственности) понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям. Выделяют ряд критериев.
1. Содействие общественному прогрессу. Социальный работник как профессионал обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности ведет к повышению потенциала всего общества, что и будет способствовать социальному прогрессу.
2. Формирование высоконравственной личности. Нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности как его самого как специалиста, так и его клиента.
3. Социальная целесообразность. Именно общество, основываясь на своих потребностях и возможностях, определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут быть предложены.
4. Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству всех участников процесса, что влияет положительно на результаты взаимодействия, и повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.
5. Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многостороннее влияние в ходе своей профессиональной деятельности: одновременно воздействует на материальные условия жизни, психику клиента, причем вне зависимости от того, какая именно помощь клиенту требуется и оказывается, он может служить примером для коллег. Положительное влияние тем самым оказывается и на все общество, заинтересованное в максимальнойэффективности социальной работы.