1.e2-e4
| e7-e5
| 2.Kg1-f3
| Kb8-c6
| 3.Cf1-c4
| Cf8-c5
| Основные идеи итальянской партии достаточно просты и понятны. Именно поэтому этот дебют и рекомендуется начинающим шахматистам. Белые нацеливаются слоном с4 на уязвимый пункт f7, имея ввиду в некоторых вариантах ход Kg5 и создать сильный пешечный центр.
4.с2-с3
| Kg8-f6
| 5.d2-d4
| e5:d4
| 6.c3:d4
| …
| Белые решают с места в карьер завязать борьбу за перевес в центре.
Сейчас, современная теория рекомендует играть 7.Cd2, после чего, как правило, следует 7…C:d2+ 8.Kb:d2 и чёрные ходом 8…d5 разбивают центр белых и постепенно уравнивают позицию. Например, после 9.e:d5 K:d5 10.Фb3 Ka5 11.Фa4+ Kc6 получается равная позиция.
Теоретически испытанным ответом является здесь 8…С:с3! 9.b:c3?! d5! или 9.d5! Cf6 10.Лe1 Ke7 11.Л:e4 d6 12.Лf4! (или 12.Cg5! C:g5 13.K:g5 0-0 14.K:h7 Kp:h7 15.Фh5+ Kpg8 16.Лh4 f6 17.g4! Фe8! с ничьей.
Плохо для чёрных здесь продолжение 8…K:c3? 9.b:c3 C:c3 из-за 10.Фb3! (атака Греко) или 11.Ca3! (атака Кереса).
9.d4-d5
| Cb4:c3
| 10.b2:c3
| Kc6-e7
| 11.Лf1-e1
| Ke4-f6
| Продолжение за чёрных 11…К:с3 плохо из-за 12.Фd4 Kc:d5 13.C:d5 K:d5 14.Ф:d5 d6 15.Cg5 c6 16.Фb3 Фb6 17.Фd3 Фc5 18.Лac1 Cf5 19.Фd2 Фd5 20.Ф:d5 c:d5 21.Лe7 с лучшими шансами у белых. - В.С.
В случае 19…h6, чтобы избавиться от Cg5, чёрные обречены на быструю гибель после 20.Ле7!
Теперь попытаемся оценить позицию и внимательно посмотрим на расположение белых и чёрных фигур. Все фигуры белых готовы к самым решительным действиям для штурма позиции чёрного короля. В лагере чёрных бросается в глаза критический пункт h7, который защищает только король. Про чёрные фигуры просто нечего сказать – они просто отбывают своё время на шахматном поле. По сути, короля защищают только три пешки! Конь чёрных на d5 расположен очень неудачно, наблюдая за тем, что предпримут белые фигуры. А ладья на f8 и ферзь на d8 выполняют роль статистов на шахматном поле. В шахматах есть такое понятие, как коэффициент штурма. Он определяется формулой К=А/З, где А есть сумма абсолютных сил атакующих фигур и пешек, а З – сумма абсолютных сил фигур и пешек защищающейся стороны. В атаке за белых принимают участие ферзь, две ладьи и два слона. За единицу силы принимаем пешку. Ферзя приравниваем по силе 9 пешкам, ладью – 5 пешкам и слона – 3 пешкам. Тогда сумма абсолютных сил атакующих фигур белых будет: А=9+5+5+3+3=25. В защите за чёрных принимают участие конь и три пешки. Поскольку ладья на f8 и ферзь чёрных не имеют полезных ходов, то учитывать эти фигуры при оценке позиции не будем. Тогда сумма абсолютных сил фигур и пешек защищающейся стороны чёрных будет: З=3+1+1+1=6. Коэффициент штурма считаем по формуле:
|
|
Если 12…cd, то после 13.Са3 белые добиваются преимущества.
13.Сс1-а3
| с7-с6
| 14.Kf3-e5
| Kg6:e5?!
|
Чёрным следовало играть 14…b5! Примерно с таким продолжением 15.Cb3 a5 16.K:g6 h:g6 17.Фd2 Cb7 18.Cc5 a4 19.Cc2 Лe8 20.Л:e8+ K:e8 21.Лe1 Kf6 22.f4 Kd5 23.f5 Фh4 24.f:g6 f:g6 25.C:g6 Лf8 и чёрные ещё могут сопротивляться.
Не спасало чёрных продолжение 15…b5 16.Cb3 Kd5 17.Лe7 Фb6 18.Фh5 a5 19.Лb1 h6 20.С:d5 cd 21.Ф:d5 Cb7 22.Ф:b5 Ф:b5 23.Л:b5 Сc6 24.Лb2 f5 25.Лe5 Лab8 26.Л:a5 и у белых лучшее окончание. - В.С.
16.Фd1-f3
| Cc8-b7
| 17.Лa1-e1
| Лa8-b8
| 18.Ca3-c1
| b7-b5
|
Слишком рискованно играть за чёрных 18…с5?! ввиду примерного продолжения: 19.Фg3 Kph8 20.Лe7 Ce4 21.Л1:e4 K:e4 22.Л:e4 Фf6 23.Лe7 b5 24.Сb3 Фg6 25.Л:d7 Ф:g3 26.h:g3 и чёрным надо играть это окончание очень аккуратно, так как далеко проходная пешка «d» и два активных слона белых создают проблемы для достижения ничьей.
К=А/З=25/6=4,1. Превосходство белых просто колоссально.
Достаточно сказать, что, по мнению Георгия Лисицына ("Стратегия и тактика шахматного искусства", Лениздат, 1952) для выигрыша в партии, как правило, необходим коэффициент штурма 3:1. При высоких коэффициентах становятся возможными комбинации, в которых атакующая сторона имеет возможность проводить атаку с большим числом жертв. Неудивительно, что борьба в этой партии заканчивается практически сразу.
|