Разборка электродвигателя




Практическая работа № 5

Порядок разборки и сборки электродвигателя переменного тока

Цель работы: Изучить: а) порядок разборки и сборки электродвигателя;

б) основные неисправности и причины их возникновения;

в) виды ремонта электродвигателя.

Краткие теоретические материалы по теме практической работы:

Неисправности электродвигателей возникают в результате износа деталей и старения материалов, а также при нарушении правил технической эксплуатации. По месту возникновения и характеру происхождения повреждения электродвигателей подразделяют на электрические и механические. К электрическим относят повреждения изоляции или токопроводящих частей обмоток, коллекторов, контактных колец и листов сердечников. Механическими повреждениями считают ослабление крепежной соединительной резьбы, посадок, нарушения формы и поверхности деталей, перекосы и поломки. Повреждения обычно имеют явные и прямые признаки, очевидные или легко устанавливаемые измерениями. Неисправности часто можно установить лишь по косвенным признакам. При этом приходится не только производить измерения, но и сопоставлять обнаруженные факты с известными из опыта и делать логические выводы.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования предусмотрено два вида ремонтов: текущий и капитальный. Текущий ремонт производится с периодичностью, установленной с учетом местных условий, для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации, в том числе в холодном или горячем резерве. Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, поддерживающим на заданном уровне безотказность и долговечность электродвигателей. Этот ремонт производят без демонтажа двигателя и без полной его разборки. Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт, как правило, производят в условиях специализированного электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). Разборку электродвигателя производят в порядке, обусловленном особенностями конструкции электродвигателей.

Разборка электродвигателя

Поэтапно процесс выглядит следующим образом:

Снимите полумуфту или шкив.

Снимите крышки подшипников качения.

Опустите хомуты траверс.

Отвинтите гайки со шпилек, которые стягивают фланцы шарикоподшипников.

Выпустите масло из подшипников скольжения.

Снимите щиты подшипников.

Вытащите ротор движка.

Снимите подшипники качения с вала.

Выньте из щитов вкладыши или втулки подшипников скольжения.

Промойте все отсоединенные детали (вкладыши, траверсы, подшипники, уплотнения, масленки, щиты) керосином или бензином.

Продуйте обмотки сжатым очищенным воздухом или удалите с них пыль.

Если обмотки сильно загрязнены, после продувки протрите их смоченной в бензине чистой ветошью.

Распаяйте соединения и выньте обмотки из пазов.

Во избежание повреждения деталей при разборке не пользуйтесь зубилами, не делайте резких ударов и не прилагайте чрезмерных усилий. Если болты не выкручиваются или выкручиваются слишком туго, смочите их керосином и подождите несколько часов. Затем ослабьте болты и продолжайте выкручивание.

Перед началом разборки приготовьте специальный ящик, куда будете складывать отсоединенные мелкие детали. На каждую из них прикрепите бирку с указанием номера ремонтируемого агрегата.

Снимайте с вала шарикоподшипник, полумуфту и шкив с помощью стяжки с тремя скобами. Для этого конец болта стяжки уприте в торец вала и захватите внутреннюю обойму подшипника, края муфты или шкива концами скоб. Вращайте болт, пока деталь не сползет с вала. Перекос может привести к повреждению цапфы вала, поэтому следите за тем, чтобы направление усилия совпало с осью вала.

В отсутствии стяжки несколько раз слегка ударьте молотком по внутреннему кольцу подшипника качения (по всей окружности равномерно) или по ступице шкива. Удары наносите через прокладку из меди или твердого дерева.

Чтобы снять подшипниковый щит, отвинтите болты и, постукивая молотком по выступающим краям щита через прокладку, отделите его от корпуса. При этом крупногабаритный электродвигатель во избежание поломок необходимо подвесить, используя специальные подъемные средства. Положите подкладку из толстого картона в зазор между статором и ротором. При снятии ротор ляжет на нее – это нужно для предотвращения повреждения изоляции обмоток.

Ротор небольших двигателей разрешается вынимать вручную. Оберните картоном один конец вала и наденьте на него длинную трубу, с помощью которой не спеша выведите ротор из расточки статора. В процессе ротор должен поддерживаться на весу.

Выньте из щита подшипников скольжения вкладыш или цельную втулку. Для этого наносите удары деревянной киянкой через деревянную выколотку. Щит должен быть установлен таким образом, чтобы подшипник упирался в него, иначе подшипник треснет.

Сборка электродвигателя

Собирайте двигатель, начиная с отдельных узлов. Запрессуйте выточенные втулки или перезалитые вкладыши в подшипниковые щиты, предварительно выпилив на них прорези для смазочных колец и канавки для смазки по старым размерам. Используйте гидравлический или винтовой пресс, можно также осторожно постучать молотком через прокладку. Следите за тем, чтобы не было перекосов – они приводят к заклиниванию вкладышей и втулок.

Нагрейте подшипники до температуры 70-75 градусов на масляной ванне и насадите их на вал, легко постукивая молотком по трубе, которая упирается во внутреннее кольцо подшипника. Слишком слабая, как и слишком тугая посадка подшипников недопустима.

Введите ротор в расточку статора (действия те же, что при разборке, но в обратном порядке). Установите подшипниковые щиты точно на старое место и временно закрепите их болтами. Чтобы не ошибиться, перед разборкой нанесите метки на щиты и корпус движка. Фиксируя щиты, приподнимите смазочные кольца подшипников скольжения, чтобы не повредить их.

Вручную проверните ротор двигателя – он должен вращаться легко. Причиной тугого вращения вала может быть:

Неправильная посадка подшипника качения на вал.

Опилки, засохшее масло или грязь в подшипнике.

Недостаточная расшабровка (вспомнить операцию шабрения и инструмент) вкладыша или втулки подшипника скольжения.

Перекос вала.

Слишком сильное трение войлочных или кожаных уплотнений о вал.

Затяните болты подшипниковых щитов, заполните подшипники качения смазкой, закройте их крышками и залейте масло в подшипники скольжения. Повторно проверните ротор вручную, проверьте, не задевают ли вращающиеся и неподвижные части друг друга, определите и подгоните нужную величину разбега и подключите двигатель к сети.

После выполнения разборки и сборки электродвигателей их проверяют сначала на холостом ходу, затем в рабочем режиме.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:

1.Как подразделяют повреждения электродвигателей по месту возникновения и характеру происхождения?

2.Какие повреждения относятся к электрическим, какие к механическим?

3.Перечислите основные типичные неисправности и причины их возникновения.

4.Перечислите виды ремонтов электрооборудования, и какие работы входят в их объем.

5.Программа послеремонтных испытаний электродвигателей.

Задания к практической работе:

1. Отчет должен содержать номер, тему и цель практической работы.

2. Изучение теоретической части: последовательность разборки и сборки электродвигателя.
3. Ответы на контрольные вопросы.

4. Вывод.

 

Порядок выполнения отчета по практической работе

Отчет по практическим работам оформляется в тетрадях и должен содержать:

- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практической работы.

Учитывая подготовку, выполнение практических работ и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки. Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: