Благодаря АВС анализу в ассортименте по печенью «Прима» была принято решение о разработке новых видов продукции:
1. Печенье весовое «Прима» с изюмом и шоколадными дропсами, как наиболее востребованная позиция конкурентов «Житомирские Ласощи»;
2. Печенье весовое «Прима» с изюмом и орехами, также новая и интересная вкусовая позиция.
3. Печенье фасованное «Прима» детское;
4. Печенье фасованное по три штучки («тройник») «Прима» с ароматом топленого молока;
5. Печенье фасованное по три штучки («тройник») «Прима» с ананасом;
6. Печенье фасованное по три штучки («тройник») «Прима» с изюмом;
7. Печенье фасованное «Прима» с ананасом по 220 гр.
Также был проведен мониторинг цен на печенье прямого конкурента «Житомирские Ласощи» и получены следующие данные: весовое печенье 50 000 бел. рубл. в розницу, а фасованное «тройник» 17 000 бел. рубл. в розницу. Цена прямого конкурента практически в 2 раза превышает цену Кобринского хлебозавода и благодаря данному ценовому преимуществу есть все шансы активно продвижения на рынок и устойчивого позиционирования на нем.
ABC анализ продаж хлебобулочной продукции
Таблица 4 – АВС анализ хлебобулочной продукции за 2013 г.
Наименование | Реализация за 2013 год | Доля в обороте | Доля с Накоплением | ABC |
Хлеб Примечательный ф. 0,8+ суседски+зничка | 3079,4 | 53,5% | 53,50% | А |
Батон Ветливы 0,5 + Нива+Салтановский | 937,1 | 16,3% | 69,78% | А |
Хлеб семейный особый п.0,7 + Беленицкий | 276,9 | 4,8% | 74,58% | А |
Хлеб семейный особый п.0,35 нар.уп. +Беленицкий | 108,3 | 1,9% | 76,47% | А |
Хлеб встречный вит. п. 0,6 | 100,8 | 1,8% | 78,22% | А |
Батон Ветливы 0,5 нар.уп +Нива+Салтановский | 1,7% | 79,94% | А | |
Хлеб пшен. Ратниковский 0,5 | 96,5 | 1,7% | 81,61% | В |
Хлеб Дарьевский особ. под. 0,8+традиционный | 92,3 | 1,6% | 83,21% | В |
Хлеб Ярморочный об. 0,6 +Встречный | 78,83 | 1,4% | 84,58% | В |
Хлеб Дарьевский особ. под. 0,4 нар.+традиц. | 73,2 | 1,3% | 85,85% | В |
Батон Несвижский 0,5 + Тимковский+радуш. | 67,8 | 1,2% | 87,03% | В |
Батон Ветливы 0,5 уп. +Нива+Салтановский | 67,6 | 1,2% | 88,21% | В |
Хлеб Примечательный ф. 0,8 уп.+суседски+зничка | 63,5 | 1,1% | 89,31% | В |
Хлеб Дарьевский особ. под. 0,8 уп.+традиц | 58,9 | 1,0% | 90,33% | В |
Батон Ветливы 0,25 уп.рез. + Нива+Салтановский | 55,601 | 1,0% | 91,30% | В |
Хлеб Примечательный ф. 0,4нар.+суседски+зничка | 51,2 | 0,9% | 92,19% | В |
Хлеб пшен.витаминиз. 0,8+пшен.заря | 51,1 | 0,9% | 93,07% | В |
Хлеб Ярморочный об. 0,3 нар.уп. + Встречный | 40,9 | 0,7% | 93,78% | В |
Хлеб Суворовский с сем. П.0,4 уп. +Утренний | 36,8 | 0,6% | 94,42% | В |
крендель сахарный 0,3 +сахарный завиток | 36,7 | 0,6% | 95,06% | В |
Хлеб Прыгажосць диаб. П. 0,35 нар.уп. | 22,7 | 0,4% | 95,46% | С |
Хлеб семейный особый п.0,7 уп. + Беленицкий | 20,9 | 0,4% | 95,82% | С |
Батон Несвижский 0,5 нар.уп. + Тимковский+радуш. | 17,4 | 0,3% | 96,12% | С |
Батон Несвижский 0,25 нар.уп. +Тимковский+радуш. | 16,4 | 0,3% | 96,41% | С |
Хлеб пшен.витаминиз. 0,4 под.уп.+пшен.заря | 16,3 | 0,3% | 96,69% | С |
Хлеб Суворовский 0,9 уп.+сув.праздн. | 16,04 | 0,3% | 96,97% | С |
Витушка диковинка 0,45 уп. + Благовещ. | 14,2 | 0,2% | 97,21% | С |
Хлеб Прыгажосць диаб. П. 0,7 | 13,2 | 0,2% | 97,44% | С |
Булочки веселее вместе 0,3 + близнящки 0,3 | 12,519 | 0,2% | 97,66% | С |
Хлеб стольны град темн. П. 0,35уп. | 9,4 | 0,2% | 97,82% | С |
Хлеб Явар смачны п.0,45 нар.уп. | 0,2% | 97,98% | С | |
Плетенка краса 0,4 | 8,8 | 0,2% | 98,13% | С |
Витушка диковинка 0,45 + Благовещ. | 8,7 | 0,2% | 98,28% | С |
Хлеб пшен.витаминиз. 0,8 уп.+пшен.заря | 8,2 | 0,1% | 98,43% | С |
Багет Берестейский 0,3 уп. + Дачный | 8,025 | 0,1% | 98,57% | С |
Плетенка осенняя 0,4 + Славянка | 7,3 | 0,1% | 98,69% | С |
Хлеб ржаной простой ф. 0,92 | 0,1% | 98,81% | С | |
Хлеб пшен. Ратниковский 0,25 нар.уп. | 6,8 | 0,1% | 98,93% | С |
Рожок днепровский золотистый 0,3 уп. | 6,1 | 0,1% | 99,04% | С |
Батон Несвижский 0,5 уп. + Тимковский+радуш. | 5,41 | 0,1% | 99,13% | С |
Хлеб Старорусский на закваске | 4,5 | 0,1% | 99,21% | С |
Хлеб Суворовский с сем. П.0,8 уп. | 4,5 | 0,1% | 99,29% | С |
Хлеб с гречн.мукой 0,35 нар.уп. | 0,1% | 99,36% | С | |
Хлеб Суворовский с сем. П.0,8 + Утренний | 3,7 | 0,1% | 99,42% | С |
Хлеб Бородинский ф.0,5 нар.уп. | 3,6 | 0,1% | 99,48% | С |
Рожок с кунжутом 0,3 уп. | 3,4 | 0,1% | 99,54% | С |
Хлеб Куликовский ф. 0,5 нар.уп. | 3,352 | 0,1% | 99,60% | С |
Хлеб Ярморочный об. 0,6 уп. | 3,2 | 0,1% | 99,66% | С |
Хлеб стольны град темн. П. 0,7 | 0,1% | 99,71% | С | |
Хлеб пшен. Ратниковский 0,5 уп. | 2,51 | 0,0% | 99,75% | С |
Хлеб Прыгажосць диаб. П. 0,7 уп. | 2,4 | 0,0% | 99,79% | С |
Пирог духмяны 0,4 уп. | 1,7 | 0,0% | 99,82% | С |
Хлеб стольны град темн. П. 0,7уп. | 1,7 | 0,0% | 99,85% | С |
Хлеб Явар смачны п.0,9 | 1,6 | 0,0% | 99,88% | С |
Хлеб с гречн.мукой 0,7 | 1,4 | 0,0% | 99,91% | С |
Хлеб с гречн.мукой 0,7 уп. | 1,1 | 0,0% | 99,93% | С |
Пирог Днепровский с маком 0,4 уп. | 1,1 | 0,0% | 99,94% | С |
Хлеб Явар смачны п.0,9 уп. | 1,03 | 0,0% | 99,96% | С |
Хлеб тост. Промша 0,25 уп. | 0,0% | 99,98% | С | |
Хлеб тост. Промша 0,5 уп. | 0,9 | 0,0% | 100,00% | С |
Пирог постный с павидлом 0,4 уп. | 0,63 | 0,0% | 100,01% | С |
Хлеб Ячменный колос п.0,35 нар.уп. | 0,2 | 0,0% | 100,01% | С |
Хлеб Ячменный колос п.0,7 уп. | 0,2 | 0,0% | 100,01% | С |
Плетенка осенняя 0,4 уп. | 0,177 | 0,0% | 100,02% | С |
Хлеб 6 зерен ф. 0,25 нар.уп. | 0,051 | 0,0% | 100,02% | С |
Хлеб 6 зерен ф. 0,5 уп. | 0,032 | 0,0% | 100,02% | С |
Пирог Днепровский с маком 0,4 | 0,026 | 0,0% | 100,02% | С |
Плетенка краса 0,4 уп. | 0,023 | 0,0% | 100,02% | С |
|
|
Таким образом, согласно приведенному АВС анализу по хлебобулочной продукции можно выделить определенную группу ржано-пшеничных хлебов, а также батонов, пользующихся наибольшим спросом у покупателей и занимающих наибольшую долю в обороте – хлебобулочная продукция группы А:
|
1. (53,5%) Хлеба ржано-пшеничные, формовые, без упаковки и развесом 0,8 кг: «Примечателный», «Суседски», «Зничка».
2. (16,3%) Батоны из муки высшего сорта, без упаковки и развесом 0,5 кг: «Ветливы», «Нива», «Салтановский».
3. (4,8%) Хлеба ржано-пшеничные, подовые, без упаковки и развесом 0,7 кг: «Семейный особый», «Беленицкий».
4. (1,9%) Хлеба ржано-пшеничные, подовые, нарезанные и упакованные, развесом 0,35 кг: «Семейный особый», «Беленицкий».
5. (1,8%) Хлеба ржано-пшеничные, подовые, без упаковки и развесом 0,6 кг: «Встречный витаминизированный».
6. (1,7%) Батоны из муки высшего сорта, нарезанные и упакованные, развесом 0,5 кг: «Ветливы», «Нива», «Салтановский».
Данная группа товаров всегда должна быть включена в ассортимент выпускаемой хлебобулочной продукции, а в случае замены, состав и цена должны максимально соответствовать заменяемой продукции.
В группу В вошли пшеничные хлеба, а также хлеба с добавками в виде семечек и др., также хлеба и батоны вошедшие в группу А в упаковке или с другим развесом, также другие виды батонов, но с более высокой ценой, чем у батонов в группе А, а также «Крендель сахарный». Данная группа отличается от группы А разнообразием ассортимента, более высокой ценой, большим наличием нарезанной упакованной продукции.
В группу С вошли хлебобулочные изделия с особыми рецептурами, которым отдают предпочтения далеко не все покупатели из-за нестандартных вкусовых характеристик (изделия со злаками, зернами, семечками, диабетический состав, корица, мак, сахар, кунжут и др.). Отказываться от данной группы продукции будет не правильно, так как это значительно сократит ассортимент и тем самым ослабит конкурентные позиции на рынке хлебобулочных изделий, а также приведет к потере определенной группы покупателей, отдающих предпочтения этой продукции. Однако, продукцию группы С необходимо постоянно совершенствовать и обновлять, следить за вкусовыми предпочтениями и подстраиваться под них.
Планируется увеличение ассортимента мелкоштучной продукции за счет производства булочек с разными начинками, витушек, рожков, багетов. Также планируется производство хлебов, ранее не производимых на предприятии и значительно отличающихся по составу, бездрожжевые хлеба.
ЭКСПОРТ
За 2013 год на экспорт было отгружено продукции на сумму 16,773 тыс. долл. США., что на 3,395 тыс. долл. США больше, чем в 2012 г. (13,378 тыс. долл США) и составляет 125,4%.
При этом реализация кондитерских изделий увеличилась на 6,341 тонны, что составила 209,3%. Информация в разрезе ассортимента представлена в таблице 5 и 6:
Таблица 5 – Экспорт за январь-декабрь 2013 год
Нарастающим итогом с начала 2013 года | ||||
Наименование продукции | Факт январь-декабрь 2013 год | |||
Количество (тонн) | Цена 1 тонны (тыс. USD) | Сумма (тыс. USD) | Страна | |
Хлебобулочные изделия (в том числе сухарно-бараночные изделия) | 1,3774 | 0,512 | 0,705 | РФ |
Кондитерские изделия | 12,141 | 1,257 | 15,263 | РФ |
Прочая продукция | 0,847 | 0,950 | 0,805 | РФ |
ИТОГО | 14,365 | 16,773 |
Таблица 6 – Экспорт за январь-декабрь 2012 год
Нарастающим итогом с начала 2012 года | |||||
Наименование продукции | Факт январь-декабрь 2012 год | ||||
Количество (тонн) | Цена 1 тонны (тыс. USD) | Сумма (тыс. USD) | Страна | ||
Хлебобулочные изделия (в том числе сухарно-бараночные изделия) | 2,64 | 1,2 | 3,065 | РФ | |
Кондитерские изделия | 5,8 | 1,7 | 10,087 | РФ | |
Прочая продукция | 0,15 | 1,5 | 0,226 | РФ | |
ИТОГО | 8,59 | 13,378 | |||
На 1 квартал 2014 года планируется увеличение экспорта на18,5% с 4,2 тыс. долл. США до 4,98 тыс. долл. США. Информация в разрезе ассортимента представлена в таблице 7.
Таблица 7 – Прогноз экспорта на 1 квартал 2014 г.
Наименование продукции | Январь 2014 г. | Февраль 2014 г. | Март 2014 г. | |||
Кол-во, тонн | Сумма тыс. долл. | Кол-во, тонн | Сумма тыс. долл. | Кол-во, тонн | Сумма тыс. долл. | |
Хлебобулочные изделия | 0,17 | 0,08 | 0,17 | 0,08 | 0,17 | 0,08 |
Кондитерские изделия | 1,2 | 1,5 | 1,2 | 1,5 | 1,2 | 1,5 |
Прочие изделия | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
ИТОГО: | 1,45 | 1,66 | 1,45 | 1,66 | 1,45 | 1,66 |
В 2013 году Кобринский хлебозавод принял участие в следующих выставках-ярмарках проходивших на территории Российской Федерации – Таблица 8:
Таблица 8 – Участие в выставках-ярмарках за 2013 г.
Наименование выставки-ярмарки | Место проведения | Сроки проведения |
1. Оптово-розничная ярмарке «Белорусских товаропроизводителей - 2013» | г. Белгород, ул. Магистральная 4 «Д» строение 2, Торговый Центр «Спутник-Стиль» | с 27.06.2013 г. по 30.06.2013 г. |
2. Универсальная оптово-розничная ярмарка «Белорусских товаропроизводителей – 2013» | г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, 35 | с 21.08.2013 г. по 27.08.2013 г. |
3. Универсальная выставка-ярмарка белорусских товаров «Славянский калейдоскоп» | г. Сестрорецк, ул. Воскова, 8 | с 10.08.2013 г. по 20.08.2013 г. |
В 2014 году планируется поставить на экспорт собственной продукции на сумму 20 тыс. долл. США (119,2%), в том числе за счет заключения новых внешнеторговых договоров на поставку кондитерских изделий и участия в выставках-ярмарках.
РЕКЛАМА
В 2013 году расходы на рекламу увеличились с 74,3 млн. бел. рубл. до 90,6 млн. бел. рубл., что составляет 121,9%. В первую очередь, это связано с ростом цен на продукцию и как следствие увеличением суммы дегустации, так же в текущем году увеличены затраты на полиграфическую продукцию (буклеты, листовки, флаеры). Затраты за 2013 год собраны в медиа-плане таблица 9.
Таблица 9 – Расходы на рекламу в 2013 году
Канал продвижения | итого | ||||||||||||
Пресса | 0,0 | ||||||||||||
Наружная реклама | 5,0 | 1,9 | 0,6 | 7,5 | |||||||||
Радио | 0,0 | ||||||||||||
ТВ | 0,0 | ||||||||||||
Дегустации | 4,9 | 4,8 | 6,8 | 5,9 | 7,2 | 4,9 | 5,6 | 2,9 | 6,2 | 8,0 | 4,2 | 9,4 | 70,8 |
Выставки, конкурсы | 2,6 | 2,5 | 2,7 | 1,6 | 9,4 | ||||||||
Фотоработы | 0,0 | ||||||||||||
Дизайн | 0,0 | ||||||||||||
Интернет | 0,1 | 0,1 | |||||||||||
Полиграфия | 1,2 | 1,2 | |||||||||||
Оборудование | 0,0 | ||||||||||||
Сувенирн. прод. | 1,0 | 0,3 | 1,3 | ||||||||||
Акции | 0,0 | ||||||||||||
Прочие затраты: | 0,0 | ||||||||||||
В т.ч. перевод с русск. яз. на польский яз. | 0,3 | 0,3 | |||||||||||
Итого за период 2013 | 6,1 | 9,8 | 6,8 | 6,9 | 7,6 | 7,5 | 10,3 | 6,2 | 6,2 | 8,0 | 5,8 | 9,4 | 90,6 |
Итого за период 2012 | 1,7 | 2,8 | 4,3 | 4,0 | 8,6 | 5,5 | 7,0 | 7,5 | 6,6 | 7,7 | 9,1 | 9,5 | 74,3 |
Темп, % | 358,8 | 350,0 | 158,1 | 172,5 | 88,4 | 136,4 | 147,1 | 82,7 | 93,9 | 103,9 | 63,7 | 98,9 | 121,9 |
ПЛАН МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2013 ГОД
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
1) Тщательный анализ ассортимента выпускаемой продукции, по следующим характеристикам: наличие ржаных, ржано-пшеничных и пшеничных х/б изделий (состав х/б изделий), наличие мелкоштучной х/б продукции, наличие темных и светлых хлебов, наличие формовых, подовых и круглых х/б изделий, наличие х/б изделий, относящихся к категории «элитные хлеба», которые содержат сухофрукты, семечки и т.д.
2) Исследование вкусового предпочтения потребителей, а также определения уровня насыщенности выпускаемой продукции по ассортиментным позициям с целью дальнейшей модификации ассортимента и поддержании его в востребованном диапазоне.
3) Оптимизация ассортимента с целью максимальной удовлетворенности потребностей существующих и потенциальных клиентов. Оптимизация ассортимента осуществляется с помощью: исключения продукции не соответствующей потребностям потребителей, устаревшей, с предельно низким уровнем рентабельности; внедрение новой продукции на рынок, соответствующей запросам и потребностям потребителей, сложившимся на определенный период времени, модернизация существующей продукции, согласно запросам и потребностям потребителей (изменение упаковки, расфасовки, внешнего вида продукции) – с помощью проведения АВС-анализа за 2013 г., выявление слабых и сильных ассортиментных позиций в соответствии с объемами реализации и ценовой политики; модернизация упаковок, этикеток и внешнего вида товаров.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
1) Анализ себестоимости продукции и резервов по снижению цены (закупка сырья по низким ценам).
2) Разработка инструментов адаптации цен (применение скидок, проведение акций).
3) Создание прайс-листа (для рынка РБ и за его пределы – внешние рынки).
4) Оптимизация ценовой политики предприятия с целью максимальной удовлетворенности потребностей существующих и потенциальных клиентов. Оптимизация ценовой политики предприятия осуществляется путем: проведение мониторинга цен аналогичной продукции конкурентов, изучения покупательной способности населения, снижение себестоимости продукции путем экономичного использования на производстве и по всему предприятию в целом электро - и энергоресурсов, использование возможностей применения менее затратного сырья, соответствующего качественным требованиям использования в рецептуре продукции; применение положения об использовании скидок для постоянных и потенциальных клиентов, как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА
1) Разработка плана продаж и производства продукции.
2) Укрепление на белорусском рынке: активное углубление на внутриобластном направлении – Пружаны, Белоозерск, Ивацевичи, а также межобластных направлениях – Гродно, Минск, Гомель, Могилев.
3) Модернизация фирменной торговой сети (в частности магазин «Каравай» г. Кобрин) для выраженного позиционирования с целью привлечения внимания покупателей, увеличения продаж и создания благоприятного имиджа предприятия.
С целью увеличения объемов реализации и расширения рынков сбыта, планируется:
1) продолжить продвижение продукции через интернет:
2) расширение представленного ассортимента в интернет-каталогах;
3) формирование приверженности к бренду «Берестейский пекарь» и продукции Кобринского хлебозавода в социальных сетях Facebook, Twitter, Vkontake через формирование групп и сообществ, публикации информации о новинках и акциях;
4) укрепить позиции в г. Минск благодаря созданию тесного сотрудничества с крупными торговыми сетями: «Евроопт», «Корона», «Гиппо», «Родная сторона», «Рублевский», «Соседи», «Алми» и др.
Постепенно осваивается Рынок Российской Федерации. Для этого был изучен спрос, проведен анализ цен и рыночной ситуации, а также разработана соответствующая ценовая политика. С начала третьего квартала 2013 года печенье «Прима» весовое и фасованное имеет срок годности 12 месяцев. Это позволяет более уверенно приступить к работе на внешних рынках. В выборку поиска потенциальных клиентов Российской Федерации должны входить крупные оптовые компании, крупные торговые сети с пунктом разгрузки на оптовом складе. Территориальная выборка: Казахстан, Польша, Москва, Санкт-Петербург, как одни из самых больших городов Российской Федерации с достаточно большими перспективами продвижения продукции.
ПОЛИТИКА ПРОДВИЖЕНИЯ
1) Разработка программы продвижения: участие в выставках, в выставках-ярмарках на территории Республики Беларусь, а также за ее пределами, с целью информирования потенциальных клиентов о своей продукции, привлечения их внимания, а также реализации продукции на период участия в выставке-ярмарке и на перспективу (День города, «Дожынки» – 2014, специализированные выставки-ярмарки, предлагаемые БелТПП, а также российскими представителями); увеличение количества проведения дегустационных мероприятий тематического характера, а также дегустаций, связанных с выведением новой продукции на рынок с целью информирования потенциальных и новых клиентов о данной продукции, активное проведение семплирования продукции для новых и существующих клиентов, проведение акций с применением скидок;
2) Медиапланирование – использование СМИ, а также Интернет, как источников информирования существующих и потенциальных потребителей, как о самом предприятии, так и о его продукции;
3) Продолжить развитие BTL коммуникации.
4) Личные продажи по-прежнему останутся самым главным средством продвижения. Ведение базы данных клиентов, рассылка коммерческих предложений, телефонные переговоры, переговоры по средствам интернет-технологий (ICQ, Skype, М-Агент).
5) Брендинг. Необходимо создать все условия для того, что бы торговая марка «Берестейский пекарь» могла стать полноценным брендом. Это предполагает слаженную и целенаправленную работу всех филиалов, что невозможно без четкого видения стратегии.
VIII. Подготовка кадров
Численность, состав и образовательный уровень работников филиала РУПП «Брестхлебпром » Кобринского хлебозавода:
Всего человек | Рабо чие | |||
руководители | Специал исты | |||
Всего работников | ||||
' в т.ч. имеющих высшее образование | ||||
Средне - специальное | ||||
Профессионально-техническое | ||||
общее среднее | ||||
базовое | ||||
Женщины | ||||
Возраст 18-24 | ||||
25-29 | ||||
32-39 | ||||
40-49 | ||||
50-54 | ||||
55-59 | ||||
60 и старше |
На предприятии работают 15 пенсионеров, в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет - 16человек, по беременности и родам 3 человека.
Для того, чтобы решать проблему кадров и получать предельную отдачу от каждого сотрудника, должна осуществляться полноценная кадровая политика, одним из компонентов которой является организация системы повышения квалификации. В 2014году на Кобринском хлебозаводе обучено работников 17 человек. из них служащих – 8 чел:
в т. ч: - повысили квалификацию 16 человек, из них служащих -8 чел
-прошли обучение на курсах переподготовки – 1 человек,
Профессиональное обучениекадров по рабочим профессиям, а также
специалистов проводится в учебных центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и учебно-курсовых комбинатах по профессиональному обучению рабочих.
Работники повышают квалификацию в:
- ОАО «Брест.лифт»
-ГУО «Институт повышения квалификации руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»
- УО «Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения» г. Минск
- на курсах целевого назначения в Государственном институте повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров «Газ.институт»
Помимо этого,специалисты Кобринского хлебозавода принимают активное участие в семинарах-консультациях проводимых ИМНС,ФСЗН, Департаментом хлебопродуктов и Республиканским государственным объединением Белорусское общество «Знание», 4 где рассматриваются актуальные вопросы трудового законодательства в соответствии с последними изменениями и дополнениями,а также требования действующих нормативных правовых актов и т.д.